Известный писатель Леонид Юзефович рассказал, как в годы службы получил «бурханчика», сообщает ИА Буряад Yнэн.
- Летом 1972 года в нашем полку неподалеку от Улан-Удэ проходили сборы студенты Бурятского сельскохозяйственного института, - рассказал Леонид Юзефович, - днем офицеры военной кафедры вели с ними занятия, а вечером и по выходным за них отвечали лейтенанты-двухгодичники, я в том числе. Уезжать в город, куда от нас ходил автобус, им запрещалось даже на субботу-воскресенье. Моя очередь настала в пятницу, и тут же ко мне стали подходить студенты с просьбами отпустить их домой до воскресной вечерней поверки. Главный кафедральный подполковник предупредил меня, что если я кого-нибудь отпущу, он пожалуется командиру полка.
А у меня в то время была мечта: мне безумно хотелось раздобыть какого-нибудь литого буддийского бурханчика, но взять его было негде. В антикварных магазинах предметы религиозного культа тогда не продавались. Большинство отданных под мою команду студентов были буряты, и я решил рискнуть: сказал, что отпущу всех желающих, отметив их на поверке, но в благодарность они должны привезти мне из дому статуэтки Будды или кого-нибудь в том же духе - наверняка такие вещицы имеются у их родителей или бабушек и дедушек. Несколько студентов заверили меня, что моя доброта будет вознаграждена, переоделись в штатское и «удули» к автобусной остановке. Обещания, правда, прозвучали уклончиво, но я подумал, что игра стоит свеч, если даже хотя бы один из них исполнит обещанное.
Так и случилось – сдержал слово единственный.Привезенный им бурятский и монгольский Намсарай, он же тибетский Кубера и Дзамбала, до сих пор живет у меня. Это бог богатства, хранитель подземных сокровищ, страж севера. Он восседает на снежном льве, в правой руке у него знамя победы, в левой – волшебный мангуст, способный изрыгать драгоценности. В 1990-х мой Намсарай не уберег меня от бедности, но потом, видимо, смилостивился и простил мне, что я выманил его у хозяев и увез с родины.