Глобальная цифровизация прежде всего затронула процесс образования, а сложившаяся в прошлом году эпидситуация заставила перейти многие колледжи на дистанционное обучение. На образовательных онлайн-платформах преподаватели колледжей разрабатывают свои онлайн-курсы.
ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Теме «Перспективы и риски цифровизации образования в системе СПО глазами студентов» посвятили форум, проходивший на базе торгово- экономического техникума на платформе Zoom. В студенческом форуме приняли участие 22 колледжа и техникума республики. Студенты представили на актуальную тему более 28 докладов. Студенческие работы были основаны на проведенных опросах и анкетированиях, анализе материала, содержали выводы и предложения для их использования в учебном процессе.
Как отметила во вступительном слове руководитель РМО ПОО РБ Тамара Качесова, тема цифровизации учебного процесса обрела особую значимость. Цифровые ресурсы позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения. Система образования должна обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности труда, на потребности человека. Важным направлением этого процесса в образовании является воспитание у студентов стремления к саморазвитию.
«ПОКОЛЕНИЕ Z»
Студенты Байкальского колледжа недропользования подчеркнули, что цифровая трансформация системы образования в первую очередь предполагает оснащение школ, колледжей и вузов современными технологиями. В недалеком будущем студенты смогут получать знания, не выходя из дома.
На форуме студенты коснулись таких тем, как цифровизация в бухгалтерском учете, определение основных путей и факторов развития цифрового учета, образовательные возможности SMART-доски при обучении иностранному языку, цифровая грамотность и цифровая компетентность, влияние инновационных технологий, дистанционных и иммерсивных практик на современное профессиональное образование.
Сегодня студенты позиционируют себя как «поколение Z» - «цифровые люди», они - активные свидетели наступления эпохи цифровой трансформации, когда стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет вступить в конкуренцию с традиционной моделью образования.
БОЛЬШИНСТВО - ЗА ДИСТАНТ
В связи с эпидемией коронавируса многие колледжи республики перешли на дистанционное обучение.
Что же такое дистанционное обучение? Это понятие можно трактовать как совокупность технологий, позволяющих передавать знания, интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, широкие возможности самостоятельного освоения изучаемого материала.
Студенты Бурятского республиканского педагогического колледжа отметили, что при обучении иностранным языкам цифровизации уделяется большое внимание. Говоря о преимуществах обучения с применением платформы Moodle, они подчеркнули, что материалом исследования послужил имеющийся опыт и анкетирование студентов. Английский язык студенты изучают по курсу, разработанному преподавателем, и он позволяет значительно экономить время и ресурсы, реализовывать индивидуальный темп обучения при дефиците аудиторного времени.
Студенты Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта провели опрос, который позволил про- анализировать уровень их адаптации в дистанционном обучении: 40 % адаптировались с трудом, 36,71 % - давалось сложно, 17 % - не адаптировались и не могут учиться в такой форме, 26 % - достигли определенных результатов. Онлайн-опрос, проведенный в январе, показал, что 50 % студентов всё-таки адаптировались в дистанте и им нравится такая форма обучения.
Таким образом, цифровизация образования формирует совершенно новые навыки и компетенции и меняет традиционную форму обучения. При этом обеспечивает равный доступ граждан к образованию, интерактивность, удобство и новые возможности. Надо отметить, что умение пользоваться и ориентироваться в потоке цифровой информации становится главным навыком современного человека. Студенты встречаются с преподавателями по видеосвязи, т. е. посещают занятия, не выходя из дома, это удобно и безопасно. Для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, множество бесплатных и платных платформ (Moodle, Ispring, WebTutor, Zoom, Webinar, Цифровой колледж и т. д.), а также учебники в цифровом формате.
ЗА «ЦИФРОЙ» - НА КОНЕ
Участники форума отметили также и минусы процесса цифровизации образования. Из трудностей они назвали отсутствие живого общения, ограниченные возможности для межличностного взаимодействия, проблемы с техподдержкой, затраты времени на изучение работы сайта.
Учеба офлайн ценна тем, что есть живой диалог между преподавателем и студентом. Студенты Бурятского колледжа туризма и сервиса подчеркнули, что в работе с современными технологиями возрастает роль преподавателя (тьютора) как координатора и организатора процесса обучения, который получает возможность более гибко направлять учебный процесс с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося.
Студенты Многопрофильного колледжа отметили, что грядущие изменения в сторону цифровизации образования неизбежны, но они хотели бы сохранить процесс обучения таким, какой он есть сегодня.
Опрос студентов Республиканского многоуровневого колледжа показал, что учебный год был сложным для добросовестных студентов, особенно для тех, кто проживает в сельской местности (60 % учащихся - из районов). Они жаловались на низкую скорость интернета в селе или вообще его отсутствие, большую занятость домашним хозяйством. Некоторые по этой причине ездили в соседние деревни, где есть связь, а один из студентов 4 курса колледжа даже ездил на коне за 30 км, чтобы выполнить задания.
ИТОГИ
Образование является первой ступенькой в становлении личности человека и его дальнейшего развития. Чем доступнее и удобнее процесс образования, тем легче человеку обучаться. Студенты Улан-Удэнского авиационного техникума считают, что в обучении необходим грамотный баланс, и полагают, что со временем образование перейдет к смешанному обучению - цифровому и традиционному.
По итогам форума жюри присудило за лучшие доклады:
- 1 место: Лилии Докичевой и Никите Рассохину (БРПК); Анастасии Маркеловой (УУКЖТ); Нине Коноваловой (БЛПК) и Арюне Мальжуновой (БИИК СИБГУТИ).
- 2 место: Виктории Величко (БАК); Яне Булгатовой (БРПК); Рите Вахитовой (БКН); Николаю Стопа (У-У АТ); Виктории Казазаевой (РМК).
- 3 место: Жамсо Сономдоржиеву (БРТАТ); Алдару Цыжипову (БКТиС, Мо- гойтуйский филиал); Алесе Тютриной (ТК ВСГУТУ); Виктории Очировой (РБМК); Юрию Тимофееву (БРИЭТ).