Общество 21 фев 2021 980

Учёба «в цифре»:  Почему «поколение Z» - за дистант

Особенности цифровизации образования обсудили студенты колледжей

Глобальная цифровизация прежде всего затронула процесс образо­вания, а сложившаяся в прошлом году эпидситуация заставила перей­ти многие колледжи на дистанционное обучение. На образовательных онлайн-платформах преподаватели колледжей разрабатывают свои он­лайн-курсы.

 ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Теме «Перспективы и риски цифро­визации образования в системе СПО глазами студентов» посвятили форум, проходивший на базе торгово- экономического техникума на платфор­ме Zoom. В студенческом форуме при­няли участие 22 колледжа и техникума республики. Студенты представили на актуальную тему более 28 докладов. Студенческие работы были основаны на проведенных опросах и анкетиро­ваниях, анализе материала, содержали выводы и предложения для их исполь­зования в учебном процессе.

Как отметила во вступительном сло­ве руководитель РМО ПОО РБ Тамара Качесова, тема цифровизации учебного процесса обрела особую значимость. Цифровые ресурсы позволяют преодо­левать барьеры традиционного обуче­ния. Система образования должна обе­спечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности труда, на потребности человека. Важным направ­лением этого процесса в образовании является воспитание у студентов стрем­ления к саморазвитию.

«ПОКОЛЕНИЕ Z»

Студенты Байкальского колледжа недропользования подчеркнули, что цифровая трансформация системы об­разования в первую очередь предпо­лагает оснащение школ, колледжей и вузов современными технологиями. В недалеком будущем студенты смогут получать знания, не выходя из дома.

На форуме студенты коснулись та­ких тем, как цифровизация в бухгал­терском учете, определение основных путей и факторов развития цифрового учета, образовательные возможности SMART-доски при обучении иностран­ному языку, цифровая грамотность и цифровая компетентность, влияние инновационных технологий, дистанци­онных и иммерсивных практик на со­временное профессиональное образо­вание.

Сегодня студенты позиционируют себя как «поколение Z» - «цифровые люди», они - активные свидетели на­ступления эпохи цифровой трансфор­мации, когда стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет вступить в конку­ренцию с традиционной моделью обра­зования.

БОЛЬШИНСТВО - ЗА ДИСТАНТ

В связи с эпидемией коронавируса многие колледжи республики перешли на дистанционное обучение.

Что же такое дистанционное обуче­ние? Это понятие можно трактовать как совокупность технологий, позволяю­щих передавать знания, интерактивное взаимодействие участников образова­тельного процесса, широкие возможно­сти самостоятельного освоения изучае­мого материала.

Студенты Бурятского республикан­ского педагогического колледжа отме­тили, что при обучении иностранным языкам цифровизации уделяется боль­шое внимание. Говоря о преимуществах обучения с применением платформы Moodle, они подчеркнули, что материа­лом исследования послужил имеющий­ся опыт и анкетирование студентов. Английский язык студенты изучают по курсу, разработанному преподавате­лем, и он позволяет значительно эконо­мить время и ресурсы, реализовывать индивидуальный темп обучения при дефиците аудиторного времени.

Студенты Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта про­вели опрос, который позволил про- анализировать уровень их адаптации в дистанционном обучении: 40 % адапти­ровались с трудом, 36,71 % - давалось сложно, 17 % - не адаптировались и не могут учиться в такой форме, 26 % - достигли определенных результатов. Онлайн-опрос, проведенный в январе, показал, что 50 % студентов всё-таки адаптировались в дистанте и им нравит­ся такая форма обучения.

Таким образом, цифровизация обра­зования формирует совершенно новые навыки и компетенции и меняет тра­диционную форму обучения. При этом обеспечивает равный доступ граж­дан к образованию, интерактивность, удобство и новые возможности. Надо отметить, что умение пользоваться и ориентироваться в потоке цифровой информации становится главным на­выком современного человека. Студен­ты встречаются с преподавателями по видеосвязи, т. е. посещают занятия, не выходя из дома, это удобно и безопас­но. Для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интер­нет-ресурсов, множество бесплатных и платных платформ (Moodle, Ispring, WebTutor, Zoom, Webinar, Цифровой колледж и т. д.), а также учебники в циф­ровом формате.

ЗА «ЦИФРОЙ» - НА КОНЕ

Участники форума отметили также и минусы процесса цифровизации обра­зования. Из трудностей они назвали от­сутствие живого общения, ограничен­ные возможности для межличностного взаимодействия, проблемы с техпод­держкой, затраты времени на изучение работы сайта.

Учеба офлайн ценна тем, что есть живой диалог между преподавателем и студентом. Студенты Бурятского кол­леджа туризма и сервиса подчеркнули, что в работе с современными техноло­гиями возрастает роль преподавателя (тьютора) как координатора и органи­затора процесса обучения, который получает возможность более гибко на­правлять учебный процесс с учетом ин­дивидуальных возможностей каждого учащегося.

Студенты Многопрофильного кол­леджа отметили, что грядущие изме­нения в сторону цифровизации обра­зования неизбежны, но они хотели бы сохранить процесс обучения таким, ка­кой он есть сегодня.

Опрос студентов Республиканского многоуровневого колледжа показал, что учебный год был сложным для до­бросовестных студентов, особенно для тех, кто проживает в сельской местно­сти (60 % учащихся - из районов). Они жаловались на низкую скорость интер­нета в селе или вообще его отсутствие, большую занятость домашним хозяй­ством. Некоторые по этой причине ез­дили в соседние деревни, где есть связь, а один из студентов 4 курса колледжа даже ездил на коне за 30 км, чтобы вы­полнить задания.

ИТОГИ

Образование является первой сту­пенькой в становлении личности чело­века и его дальнейшего развития. Чем доступнее и удобнее процесс образо­вания, тем легче человеку обучаться. Студенты Улан-Удэнского авиационного техникума считают, что в обучении не­обходим грамотный баланс, и полагают, что со временем образование перейдет к смешанному обучению - цифровому и традиционному.

По итогам форума жюри присудило за лучшие доклады:

  • 1 место: Лилии Докичевой и Никите Рассохину (БРПК); Анастасии Маркело­вой (УУКЖТ); Нине Коноваловой (БЛПК) и Арюне Мальжуновой (БИИК СИБГУТИ).
  • 2 место: Виктории Величко (БАК); Яне Булгатовой (БРПК); Рите Вахитовой (БКН); Николаю Стопа (У-У АТ); Виктории Казазаевой (РМК).
  • 3 место: Жамсо Сономдоржиеву (БРТАТ); Алдару Цыжипову (БКТиС, Мо- гойтуйский филиал); Алесе Тютри­ной (ТК ВСГУТУ); Виктории Очировой (РБМК); Юрию Тимофееву (БРИЭТ).

Автор: Рита ИХЕНОВА

Фото: pixabay.com