Общество 8 мар 2021 586

​Страсти по омулю: В Бурятии обсудили пер­спективы развития рыбного хозяйства

© фото: пресс-служба главы и правительства РБ

Какова ситуация в рыбном хозяйстве республики? Когда снимут запрет на промышленный вылов омуля? Об этом и другом шел конструктивный разговор на расширенном рабочем совещании в Народном Хурале РБ.  

Наиболее животрепещущим во­просом председатель аграрного комитета НХ РБ Дмитрий Швецов назвал сохранение воспроизводства омуля.

- С 2017 года у нас введен запрет на промышленный вылов омуля, - обозначил проблему руководитель про­фильного комитета. - И это серьёзно отражается на населении прибрежных территорий.

Как известно, 1 октября 2017 года минсельхоз РФ ввел практически пол­ный запрет (бессрочно - до полного восстановления) на промышленную до­бычу и любительский вылов омуля на Байкале, сделав исключение лишь для рыбалки со льда озера бормашовой удочкой и для коренных малочислен­ных народов Севера Бурятии. Запрет, введенный во второй раз за всю современную историю озера, касается и продажи омуля. Впервые этот эндемик на священном море запретили ловить в 1969 году. В 2016-м стали активно гово­рить о критической динамике сокраще­ния биомассы омуля в водах Байкала. По данным ведомства, этот показатель в 2008 году впервые за много лет опу­стился ниже 20 тысяч тонн. Среди воз­можных причин такой ситуации специ­алисты называли общее ухудшение экологической обстановки, маловодье и браконьерство.

Руководитель Байкальского фили­ала ФГБНУ «ВНИРО» Владимир Петерфельд в октябре 2018-го говорил о сокращении популяции нерестящегося омуля: в период стабильного состоя­ния эндемика нерестилось 4,3 млн рыб в сезон, однако в 2017-2018 годах этот показатель не превышал 1 млн. Какова же ситуация с популяцией омуля после того, как почти 3,5 года назад запрети­ли его добычу?

ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА

- По нашим данным, падение запасов омуля в Байкале прекратилось, - проинформировал Владимир Петерфельд. - За последние четыре года произошло увеличение численности нерестовых стад почти во всех реках, количество нерестовой рыбы в реках поднялось почти на 40 %.

По его словам, в апреле 2020 года из-за того, что рыба зашла на верхние чистые нерестилища на Селенге, скати­лось больше миллиарда личинок. Если такая ситуация сохранится еще 2-3 года, то никаких опасений по восстановлению популяции омуля не будет. На прошедшем расширенном совеща­нии Петерфельд подтвердил информа­цию о том, что ситуация с популяцией омуля в последние годы улучшилась.

Как отметила замначальника ФГБУ «Главрыбвод» Занна Вороно­ва, запрет на добычу, наряду с усилением охраны омуля в местах его преднерестовых скоплений и во вре­мя нерестовых миграций, положитель­но отразился на росте чис­ленности заго­товленных для рыбоводных целей производителей.

- В нерестовую кампа­нию 2020 года отлов произво­дился на речках Култушная и Боль­шая речка Кабанского района, прошел он в сжатые сроки, весь объем квот освоили к сентябрю. Отловлено 72276 тонн производителей байкальско­го омуля, собрано более 1 млрд штук икры, - сообщила Занна Воронова. - Мы отмечаем положительную динамику объёмов по закладке на инкубацию оплодотворенной икры и выпуску ли­чинок омуля за последние четыре года.

Но, как считают специалисты, несмо­тря на позитивную динамику, результаты от введения запрета ожидаются через 7-10 лет. По мнению Владимира Петерфельда, говорить о снятии запре­та на вылов пока рано: если запас ому­ля достигнет 12-13 тысяч тонн, то мож­но начинать экспериментальный лов.

В октябре прошлого года руководи­тель Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что «в перспективе 2023-2025 годов в принципе считаем возможным уже опять открыть промышленное ры­боловство».

Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков: 

- Закрывать традиционный байкальский лов омуля для КМНС пока не планируется… Зачастую браконьерский омуль продается под видом другой продукции. В этой связи необхо­димо наладить самое тесное взаимодействие с Россельхознад­зором, создать условия, при которых станет невозможной про­дажа продукции без наличия у нее идентификатора системы «Меркурий».

КОНТРОЛЬ ЗА РЫНКАМИ СБЫТА

Еще одной причиной бедственного положения омуля было то, что заводы не выпускали в озеро мальков и сами байкальские омулевые заводы из-за недофинансирования пришли в упадок. В начале 2018 года депутаты Хурала подняли вопрос о необходимости ре­конструкции Большереченского и Селенгинского рыбоводных заводов: без такой реконструкции достичь прежних параметров по омулю невозможно. В начале 2000-х годов эти заводы выпускали по 1,5 млрд личинок омуля, но затем этот показатель снизился до 200 млн. В 2020 году ситуация из­менилась: Бурятия на восстановление по­пуляции омуля по­лучила 70 млн рублей, а на рыбоохранные ме­роприятия выделено более 200 млн рублей (на эти средства ры­боохрана оснащена новой техникой, оборудованием, ва­гончиками для проживания сотрудни­ков рыбоохраны). В 2021-м по нацпро­екту «Экология» планируется начать реконструкцию Большереченского и Селенгинского рыбозаводов.

Одна из проблем, обозначенных на совещании в Хурале, - несмотря на принимаемые меры, не снижается число охотников на водные биоресурсы, то есть браконьеров.

Ранее Владимир Петерфельд и дру­гие специалисты высказывались за то, чтобы тщательно бороться с браконье­рами. По информации Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, в прошлом году про­ведено 1300 рейдов, наложено штра­фов на 2 млн рублей, предъявлено исков на возмещение причиненного ущерба на сумму 8 млн рублей, изъято сотни единиц техники. Согласно ин­формации МВД, в ходе операции «Пути­на-2020» сотрудники полиции выявили 158 нарушений, связанных с незакон­ной добычей и перевозкой нерестовой рыбы. Сообщалось, что только в сен­тябре прошлого года полицейские во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами изъ­яли из незаконного оборота около 3,5 тонны байкальского омуля.

- Истощение ресурсных запасов вы­нуждает рыбохозяйственный комплекс республики искать пути восстановле­ния и сохранения численности водных биоресурсов, - обрисовал ситуацию в отрасли замначальника отдела животноводства, племенного дела и рыбного хозяйства минсельхоза РБ Юрий Гир­гушкин. - Один из путей - это товарное выращивание рыбы. Кроме того, у от­расли слабая инвестиционная привле­кательность, высокий износ основных фондов рыбного хозяйства, существу­ют большие проблемы с привлечением кадров.

На совещании прозвучало предло­жение - повсеместно запретить реали­зацию байкальского омуля. Ранее Илья Шестков заявил, что для сохранения популяции байкальского омуля необ­ходимо усилить контроль за рынками его сбыта.

Тем временем, недавно директор Лимнологического института Сибир­ского отделения РАН Андрей Федотов сообщил, что в конце мая 2021 года Росрыболовство и научный институт РАН с помощью гидроакустической системы проведут учет байкальского омуля на наиболее «рыбном» месте на Байкале - Селенгинском мелководье.

О чем речь
По оценкам Байкальского филиала ФГБНУ «ВНИРО», запасы байкальского омуля на сентябрь 2020 года зафиксированы на уровне 7,5 тысячи тонн. Биомасса омуля в Байкале в 1989-м составляла 26 тысяч тонн, с 1995 по 2004 год - 20-26 тысяч тонн. С 2011-го началось стремительное снижение этого показателя: в 2017 году он достиг исторического минимума - 7,4 тысячи тонн. По мнению ученых, есть основания ожидать к 2025 году, что общий уровень запасов омуля возрастет до 12-15 тысяч тонн.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: пресс-служба главы и правительства РБ

Читайте также