Недавно я узнал, что тракторист Баир Цыжипов отважился на смелый шаг - отправиться вместе со своим единомышленником Зорикто Цымпиловым в неблизкий путь на «железном коне» и преодолеть на нем порядка 12 тысяч километров. Ладно бы на джипе или, на худой конец, пусть на захудалой, но зато иномарке. А тут на тебе: энтузиаст решил совершить необыкновенное путешествие на видавшем виды стареньком тракторе МТЗ-82 («Беларусь»)! Скажете, мол, ерунда все это, просто нереально. А кто-то молча покрутит пальцем у виска и махнет рукой. Но не торопите события. И выслушайте рассказ рядового бурятского механизатора, окрыленного необычной мечтой.
Кто вы, Баир Цыжипов?
Сразу оговоримся, что наш собеседник не имеет никакого отношения к именитому бурятскому богатырю-«вольнику» Балдану Цыжипову, да и к известному скульптору Болоту Цыжипову тоже. Однофамильцы.
Крепкое мужское рукопожатие, располагающая улыбка собеседника. Знакомлюсь с Баиром Жигмитовичем и заодно «пытаю» его на предмет, на первый взгляд, нереальной идеи. Ему - 66 лет. Родился в селе Эрхирик Заиграевского района. Живет в Гурульбе. Хотя окончил сельхозтехникум, по специальности ветврачом не работал. Перед выходом на пенсию трудился трактористом, сварщиком, плотником. Попросту говоря, он - работяга, человек от сохи, не лишенный, однако, тяги к романтике, к авантюризму в хорошем смысле слова.
Мысль совершить длительное многодневное путешествие на тракторе ему пришла в голову после того, как в интернете прочитал информацию о том, что в 2015 году двое уральцев на тракторе проехали 7 тысяч километров - из Екатеринбурга, через Крым в Москву и обратно.
«В Бурятии не забываем героев!»
- Узнав об этом, я подумал: «А что тут такого, и чем мы с Зорикто хуже уральцев!», - рассуждает Баир Цыжипов. - Правда, расстояние, которое нам предстоит преодолеть - значительно больше.
Задаю трактористу Цыжипову лобовой вопрос, мол, зачем ему все это надо, то есть зачем пускаться в более чем десятитысячекилометровый рискованный путь, сопряженный со многими неожиданностями?
- Хочу не просто проехать на своем легендарном «труженике полей» - МТЗ-82 больше, чем уральцы. Нужно сделать это со смыслом, приурочив ко Дню Победы или к дате, связанной с Великой Отечественной войной. Почему бы не проехать по 13 городам-героям, включая крепость-герой Брест? В прошлом году хотел приурочить поездку к 75-летию Великой Победы, но не вышло из-за коронавируса. Надо как-то показать, что и в Бурятии мы не забываем своих героев. Да, наша республика была далеко от фронта, но ведь наши солдаты и офицеры тоже, как могли, приближали Победу, героически сражаясь, в том числе в боях за города-герои. И еще. За победу сражались и несколько моих родственников, в том числе старший брат мамы, дед моей супруги - Абагал Сутхаев, пропавший без вести в мае 1944 года. За Родину сражались около 15-20 фронтовиков из маленького бурятского улуса Сундулга (возле Старой Курбы), где я жил. Например, на Западном фронте в составе 17-й армии воевал мой земляк Гашин Бадмацыренов, - рассказывает Баир Цыжипов.
Куда-то только он не обращался по поводу пока еще потенциального патриотического пробега на тракторе, но нигде реальной помощи не получил. Отвечали примерно так - «да, задумка хорошая, но ничем не можем помочь». Конечно же, для осуществления, в общем-то, благородной идеи Баиру Цыжипову нужна спонсорская помощь, хотя бы на бензин.
«Это по-народному, по-человечески!»
- Трактор наш МТЗ-82 хоть старенький (1985 года выпуска), но на ходу, на нем сеем и пашем, - поясняет тракторист-энтузиаст. - Мы с Зорикто прикинули: чтобы съездить туда и обратно потребуется где-то 3000 литров топлива. Кое-кто мне посоветовал: нужно позвонить в Минск на головное предприятие (Минский тракторный завод), может, оттуда чем помогут. К тому же наша акция стала бы для них хорошей рекламой.
Тракторист Цыжипов планирует, что снимут кун (фронтальный погрузчик) со своего «железного коня». Вместо него подцепят небольшой вагончик, в котором будут отдыхать и ночевать, а для экономии средств возьмут с собой продукты.
- Если все будет нормально и мы стартуем, первым основным пунктом в нашем маршруте будет город-герой Москва, - сообщил Баир Цыжипов. - Затем - Тула, Смоленск, Волгоград, Новороссийск, Керчь, Одесса, Севастополь, Киев, Минск, Брест, Мурманск, Ленинград. Если поедем в четыре руки, чередуясь с Зорикто, по времени наше мероприятие займет недели три.
Баир Цыжипов проинформировал, что если все сложится, возьмут с собой фотографии фронтовиков-земляков из маленького улуса Сундулга. Покажут их общественникам и молодежи в городах-героях во время встреч. Поклонятся там воинам, в том числе из Бурятии, героически сражавшимся в боях за Родину.
- Вот так, по-простому, по-народному, по-человечески люди пытаются сказать, что никто не забыт и ничто не забыто, - оценил задумку бурятского механизатора депутат Народного Хурала РБ Игорь Марковец. - Самое главное в этом мероприятии - искреннее желание вспомнить про героев, которые защищали нашу Родину и ценой своего здоровья, жизни обеспечили светлое будущее Отечества, и сегодня наша страна живет, развивается.
Наверное, лучше не скажешь. И если это пробег, дай Бог, состоится, наверное, скажем, что «безумство храбрых», которое воспел Максим Горький, имеет место быть и в наше время. И оно колоссальной силой примера пробуждает в нас самые благородные чувства.
Депутат Народного Хурала РБ Сергей (Миронович) Пашинский:
- Это, конечно, нестандартный поступок. В целом эту хорошую идею пробега по городам-героям России я одобряю. Я не вижу в ней ничего плохого, если у человека есть время и возможность. И если этот проект осуществится, то дети, внуки, родственники Баира Цыжипова будут с гордостью говорить об этом и том, что были из маленькой бурятской деревни фронтовики, которые тоже сражались за Родину.
Уверен, что из таких маленьких акций делается большое движение. Убежден, если бы в каждой семье рождались такие идеи, то в нашем обществе не было многих плохих вещей.
Кандидат педагогических наук, историк Владимир Фомин:
- Идею этой патриотической акции я полностью одобряю. Но Баиру Цыжипову надо согласовать эту акцию с министерством туризма и республиканским военным комиссариатом, чтобы в каждом городе, куда он приедет, его могли встретить, помочь, например, в случае поломки.
Таких длинных пробегов на тракторах в истории не было. Совершались велопробеги, например, Улан-Удэ - Иркутск, пешелыжный переход Улан-Удэ - Москва, в 1934-1935 годах - лыжный переход из Нижнеангарска до Мурманска.
О чем речь
На полный конвейер легендарный «труженик» сельских полей - колесный трактор МТЗ-82, более известный как «Беларус» («Беларусь»), встал в 1974 году. Тракторы МТЗ 80-й серии - самые массовые не только на постсоветском пространстве, но и во всей мировой истории. Это неприхотливые, долговечные и надежные, как автомат Калашникова, машины заняли ведущие места в сельском хозяйстве и других отраслях многих стран мира (имеет большой спектр функций: от обработки почв до строительных работ).Некоторые особенности тракторов семейства «Беларус»: большой диапазон рабочих скоростей, увеличенная грузоподъемность, значительная проходимость (имеет хорошую проходимость по бездорожью), надежность, значительная ремонтопригодность. Максимальная скорость движения - 34,4 км/час, максимальная грузоподъемность - 3200 кг.
Автор: Баясхалан ДАБАИН
Фото: Фото из личного архива Баира Цыжипова