Общество 2 апр 2021 1314

Подвиг под Желтурой

100 лет назад за бой у казачьей станицы в Бурятии легендарный «кяхтинский зять» получил орден Красного Знамени

В этом году отмечается 125-летие со дня рождения маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Константина Рокоссовского и 100-летие боя под станицей Желтуринская, в котором он проявил истинный героизм.

Его биография напоминает извилистую дорогу, полную опасностей и невзгод, и их было в избытке в годы его службы в Забайкалье и Прибайкалье. Константин Константинович, жизнь и судьба которого тесно связана с нашей республикой, жил, служил и воевал на территории современной Бурятии (в Кяхте, Кяхтинском, Джидинском, Кабанском, Тарбагатайском районах, Улан-Удэ) порядка шести лет.

БОЕВАЯ МОЛОДОСТЬ

23 января 1920 года Константина Рокоссовского назначили командиром 30-го кавалерийского полка 30-й стрелковой дивизии 5-й Армии РККА. 15 мая того же года полк был выдвинут к российско-монгольской границе, протянувшейся по берегам Джиды. 18 августа 1920-го его переводят на должность командира 35-го кавалерийского полка 35-й стрелковой дивизии, также входившей в состав 5-й отдельной Армии. Зимой-весной 1921 года обстановка на границе была тревожной: с весны барон Роман фон Унгерн-Штернберг начал подготовку к вторжению в Советскую Сибирь и Забайкалье. В такой ситуации отдельному кавалерийскому полку, которым командовал Рокоссовский, было приказано сосредоточиться южнее озера Байкал. 27 марта эшелоны с кавалеристами прибыли на станцию Мысовск. Затем будущий маршал двух государств повел бойцов через Хамар-Дабан. 10 апреля 35-й кавполк добрался до станицы Желтуринская и стал прикрывать ее.

В конце мая 1921 года отряд помощника Унгерна генерала Бориса Резухина выдвинулся в сторону станицы Желтуринская. По словам историка Павла Кургузова, первое боестолкновение произошло 26 мая южнее станицы, в котором принимал участие первый дивизион конного отряда Петра Щетинкина. 30 мая Рокоссовский выслал в разведку один из эскадронов, и в 18 верстах от станицы красные кавалеристы наткнулись на авангард Унгерна под командованием Резухина. 31 мая бригада Резухина прорвалась через заставы, выставленные Рокоссовским, переправилась через Джиду и заняла кожевенный завод, находившийся в 8-9 км от Желтуринской.

РАНЕН В БОЮ У ЖЕЛТУРЫ

После этого Рокоссовский предпринял все необходимые меры для обороны казачьей станицы: выслал разведку, привел в полную боевую готовность весь полк, договорился о взаимодействии с командирами пехотных частей, расположенных в станице. Утром 1 июня полк Рокоссовского атаковал кожевенный завод и выбил оттуда противника. К вечеру того же дня подошли основные силы Резухина, и в 9 часов утра 2 июня бой возобновился. Резухинцам удалось продвинуться к окраине станицы.

- Желтуринская станица объединяла село Тынгырык (Тэнгэрэк) и саму Желтуру, - рассказывает историк Павел Кургузов. - Тынгырык, откуда родом атаман Порфирий Сухарев, находится в 2-2,5 км от околицы Желтуры. В составе 2-го резухинского корпуса сухаревцы участвовали в боях у Желтуринской. Именно они, видимо, в первую очередь взяли Тынгырык.

В 11 утра белогвардейцы возобновили наступление и, отрезав от основных сил, окружили 2-й батальон 311-го полка. И когда, по словам Павла Кургузова, началась рукопашная, исход боя решило вмешательство отряда в 200 сабель под командованием Рокоссовского, который ударил во фланг неприятеля. С криком: «За мной, товарищи, руби гадов!» 25-летний комполка на гнедом англо-дончаке с клинком и маузером в руках повел в лихую атаку своих бойцов.

- В июне 1921 года Красная Армия добивала барона Унгерна на границе с Монголией, - писал в своих мемуарах знаменитый полководец. - У станицы Желтуринская 35-й кавалерийский полк, которым я командовал, атаковал прорвавшуюся через нашу пехоту унгерновскую конницу. В это бою я был ранен второй раз, в ногу с переломом.

В приказе Реввоенсовета № 145 от 21 июня 1922 года о награждении Рокоссовского за тот бой орденом Красного Знамени говорилось, что он «во главе кавполка врезался в самую гущу противника, лично зарубив девять человек». Невзирая на то, что под ним убили боевого коня, комполка, оседлав другого, раненый с перевязанной ногой продолжал руководить боем до самого вечера 2 июня, после которого резухинцы отошли от Желтуринской. Рана полководца оказалась очень серьезной: пуля перебила кость. И в тот же день Рокоссовский отбыл в госпиталь, расположенный в Мысовске (ныне г. Бабушкин).

У ИСТОКОВ БУРКАВЧАСТИ

В конце июля 1921 года еще не вылечившийся Рокоссовский, узнав, что Мысовску грозит нападение Унгерна, со своими бойцами перешел через Хамар-Дабан и вступил в бой с белогвардейцами. А затем полководец получил приказ выдвинуться в Верхнеудинск и обеспечить охрану города с юга от унгерновских частей. Из Верхнеудинска он отправился походным порядком в Тарбагатай, а в августе - в Троицкосавск, оттуда - в сторону Монголии.

МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КОНСТАНТИН РОКОССОВСКИЙ:

Весь курс подготовки военнослужащих в бурятских кавалерийских частях был рассчитан на то, чтобы каждый красноармеец, прослуживший срок в этой части, вернувшись в свой аймак или улус, был продолжателем укрепления Советской власти на местах, повышения культурных навыков среди населения улусов…

В декабре 1921 года он получил новое назначение - командиром 3-й бригады 5-й Кубанской кавалерийской дивизии. В штаб дивизии в Троицкосавск он прибыл в конце декабря. В начале июля 1922-го кавдивизия преобразована в 5-ю отдельную Кубанскую кавалерийскую бригаду, 27-м полком которой стал командовать Рокоссовский. С осени 1922 года полки кавбригады в купеческом городе у границы начали квартироваться в «Красных казармах», которые после ремонта стали называться «Красноармейский городок «Пламя революции».

В августе 1921 года молодой красный командир, возвратившийся из погони за отрядом Унгерна, впервые увидел свою будущую супругу Юлию Бармину. Весной 1923-го они поженились. Сейчас в Кяхтинском ЗАГСе хранится уникальный исторический документ - актовая запись о заключении 20 апреля 1923 года брака Константина Рокоссовского и Юлии Барминой.

В сентябре 1926 года по окончании Высших кавалерийских курсов в Ленинграде Константин Рокоссовский назначен сначала командиром 75-го кавполка, а затем врио командира 5-й отдельной кавалерийской бригады. Ее штаб располагался вблизи Верхнеудинска в местности Нижняя Берёзовка. Руководство кавбригады помогало в создании первой национальной бурят-монгольской кавалерийской части.

Вернувшись в октябре 1928 года из двухгодичной командировки в Монголию, он становится командиром и военным комиссаром все той же 5-й отдельной Кубанской кавбригады.

Правнучка Константина Рокоссовского - Ариадна Рокоссовская:

- Бурятия для нас - не чужое место. Я еще ни разу не была в республике, но хотела побывать в Кяхте, хотя бы для того, чтобы увидеть историческую актовую запись своими глазами.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: Фотографии - из книги «Маршал двух народов» (авторы - Тадеуш Конецки и Иренеуш Рушкевич)