Общество 23 апр 2021 1790

Жители села Большая Кудара Бурятии сообща решают поселенческие проблемы

Крылья даёт родная земля

К юго-востоку от Кяхты в благодатных долинах рек Кудара и Чикой раскинулось одно из поселений Кяхтинского района - «Большекударинское».

Самое большое село в этом поселении - Большая Кудара. В прошлом это - Кударинская крепость (образована в 1761 году), Кударинская станица. С XVIII века служилые люди - казаки стали нести там службу по охране границы. И поныне в Большой Кударе и других селах поселения живут, в том числе и потомки казаков и крестьян, которые чтят и уважают традиции предков, трудятся на совесть, вносят вклад в духовное возрождение села. Об этом и многом другом в беседе с корреспондентом «Бурятии» рассказала глава МО СП «Большекударинское» Гэрэлма Пылдоржиева, которая в феврале 2017 года одержала победу на всеобщих прямых выборах на должность главы этого поселения.

От МТС до «Дружбы»

- Сегодня у нас наблюдается отток населения, поэтому в нашем поселении проживает 1340 человек, - начинает рассказ об истории, реалиях «Большекударинского», делах и заботах своих земляков Гэрэлма Пылдоржиева. - Самый крупный населенный пункт - село Большая Кудара, административный центр - поселок Октябрьский, образованный в 1933 году как машинно-тракторная станция колхоза имени Куйбышева. Затем Октябрьский стал центральной усадьбой колхоза «Дружба», и здесь сформировались все органы власти.

Старожилы с ностальгией вспоминают, что в советское время колхоз «Дружба» был передовым. Действовала свиноферма на три тысячи голов. На берегу Чикоя располагалась пасека на 400 пчелосемей. В «Дружбе» в свое время зерновых намолачивали до 100 тысяч центнеров, доярки получали высокие надои - до 3,5 тысячи литров молока от коровы в год. И это в зоне рискованного земледелия! Увы, после известных событий девяностых годов некогда процветающий колхоз канул в Лету. Чем же сейчас в отсутствии базового хозяйства живут большекударинцы?

- Большинство моих земляков держится за счет своего личного хозяйства, - рассказывает глава МО СП «Большекударинское». - У нас порядка 500 ЛПХ.

Сегодня непросто работать в условиях небольших поселенческих бюджетов, когда полномочия не всегда подкреплены финансами.

«Костяк» села - фермеры

- Конечно же, бюджет поселения - скудный, - говорит Гэрэлма Пылдоржиева. - Хороший доход нам ежегодно дают ТОСы, которые за три минувших года заработали около 1,5 млн рублей. С участием наших восьми территориальных общественных самоуправлений строим церковь, обустраиваем зоны отдыха, облагораживаем села. В прошлом году с ТОСом «Родничок» мы обустроили детскую спортплощадку в Большой Кударе на сумму свыше 800 тысяч рублей по программе «Комплексное развитие сельских территорий».

Также в деятельности поселения помогают достаточно крупное сельхозпредприятие ООО «Улзыта» и пять КФХ - продолжатели славных земледельческих и животноводческих традиций большекударинцев.

- Чтобы содержать крестьянско-фермерское хозяйство, надо быть трудягой, нужно уметь входить в программы, - считает глава поселения. - Все, что есть у наших фермеров, они добились, как говорится, потом и кровью. Кроме Владимира Синюшкина и Цыремпила Аюшеева, у нас трудятся фермеры - Кирилл Игумнов, Баир Очиров, Будацырен Цоктоев. На таких тружениках и держится наше поселение. Это наши первые по[1]мощники во всём - для проведения всех мероприятий за спонсорской помощью обращаемся в первую очередь к ним. Они по первому зову предоставляют технику, оказывают другую помощь. А еще, как отметила глава, не остаются в стороне ни от одного поселенческого мероприятия активные выходцы из сел и уроженка Энхэ-Талы, председатель районного землячества Лариса Батомункуева.

- С 2012 года при моем предшественнике силами сельчан и выходцев из наших сел построили клуб в улусе Холой и памятник участникам Великой Оте[1]чественной войны и труженикам тыла, облагораживаем памятники в Энхэ-Тале и Холое. Наше поселение - поликультурное. Мы активно стараемся сохранить традиции и культуру наших предков. В Большой Кударе есть музей «Казачья изба», в улусе Энхэ-Тала на стадии развития - музей бурятского народа. Действуют два ансамбля: народный фольклор[1]ный коллектив «Алтаргана» и казачий ансамбль «Вольница» - активные участники мероприятий не только районного, но и республиканского уровней. Благодаря Хамбо ламе Дамбе Аюшееву через министерство образования РБ издали словарь энхэ-талинского и холойского диалектов бурятского языка. Также мы работаем во взаимодействии с нашими депутатами и районной администрацией.

Интересуюсь у главы МО СП ситуацией по восстановлению православной церкви в Большой Кударе.

- В 2018 году на сельском сходе мы приняли решение о начале строительства церкви. Кударинская церковь построена в 1846-м, но разрушена до основания в тридцатые годы. Провели благотворительный марафон. В прошлом году из-за пандемии работы там не велись. Сейчас продолжим ее строить. Осталось завести храм под крышу.

Сельское хозяйство

В прошлом году Гэрэлма Пылдоржиева приняла участие в первом республиканском конкурсе «Лучший глава городского, сельского поселения» с проектом «Агротуризм - в Большую Кудару».

- Наш проект заинтересовал министерство туризма, - пояснила глава. - Мы приступили к реализации этого проекта на уровне района. Учитывая наши исторические казачьи корни и особенности природного богатства, мы можем принимать туристов, а жители - зарабатывать на этом. Недавно конкурсная комиссия минсельхоза РБ в числе лучших проектов по благоустройству сельских территорий отобрала масштабный проект Большекударинского поселения. В него включено четыре мероприятия: капремонт школы и детского сада, приобретение оргтехники для оснащения СОШ, строительство спортплощадки площадью 1800 кв. метров. Теперь все с надеждой ждут результатов всероссийского отбора.

Напоследок, памятуя о возвращении на малую родину молодого фермера Дамбы Аюшеева, задаю, наверное, один из самых животрепещущих для глав сельских муниципалитетов вопрос - что нужно сделать для того, чтобы местная молодежь последовала его примеру и возвращалась в родные пенаты?

- Хочется, чтобы таких примеров было больше. Для этого, в первую очередь, в селе нужна хорошая инфраструктура, - рассуждает Гэрэлма Пылдоржиева. - Мы будем способствовать тому, чтобы у молодых появилось желание вернуться в родные места. Благо сейчас есть много специальных программ, куда можно войти и создать хозяйство с нуля. У нас в поселении действует проект Сангхи России «Социальная отара»: оказываем помощь нашим землякам, раздаем овец населению. Так что землякам мы оказываем поддержку и продолжим помогать. Главное, было бы желание у выходцев из наших сел - возвратиться в отчий край, и были бы деньги, чтобы создать им комфортные условия.

 Гэрэлма Пылдоржиева уверена, что заработать и достойно жить на селе при желании можно. А будущее своего поселения она видит в развитии сельского хозяйства, в труде большекударинцев на родной земле, которая кормит, дает крылья и силы для дальнего пути.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

Из энциклопедического словаря Фридриха-Арнольда Брокгауза и Ильи Эфрона:

«…Кударинская казачья станица Троицкосавского округа Забайкальской области при речке Кударе и Кирети. Дворов - 769. Жителей - 5712. Главное занятие населения - извозный промысел, преимущественно по перевозке чая. В прошлом столетии здесь существовала русская пограничная крепость Кудара, имевшая подземные, искусно устроенные укрепления…».

Фото: Фото предоставлено Гэрэлмой Пылдоржиевой

Читайте также