Как реклама определяет новый облик Бурятии, что есть современная эстетика «Жирафа», зачем районам республики «позиционирование», в чем тонкости презентации через рекламные продукты - эти и другие вопросы мы задаем Валентине Намсараевой, генеральному директору РА «Жираф».
- Какова она, бурятская эстетика рекламы?
- Бурятская - это не совсем правильно. Правильнее говорить - современная эстетика, если мы движемся в ногу со временем. У каждого региона своя специфика рекламы. И у каждого района тоже, особенно, когда речь идет о Бурятии. Иными словами, вся наша деятельность является частью нашей повседневности, на специфику нашей работы влияет все, личные взгляды простых жителей, их привычки, традиции.
В контексте развития в республике туриндустрии интересны наши районы. Особенно в условиях ковидных органичений все более актуален внутренний туризм.
В условиях жестких конкурентных условий и требования к муниципальным властям серьезные. Количество индикаторов, по которым оценивают администрации районов, чего стоит. И поскольку я люблю путешествовать по Бурятии, чаще вижу, как не надо презентовать свой район.
Не мне рассказывать, какие у нас в Бурятии места и как они интересны не только гостям республики, в первую очередь нам самим. Но еще очевиднее необходимость самопрезентации самим жителям наших районов. Много ли наших жителей знают истории названий достаточно известных мест? К примеру «Пик любви» в Тунке? Я сама с интересом узнала, что название в честь драматичной истории любви молодых людей с хорошим финалом. И таких мест много, достаточно хорошо подать информацию.
Самодостаточность каждого жителя и есть первая и главная инвестиция в район, в республику. И это сделать несложно и недорого. Скорее живет стереотип, что услуги рекламного агентства - это дорого. Но ведь еще дороже обходится отсутствие инструментов продвижения. Даже простой въездной знак говорит о многом, и представители высшей власти это непременно подмечают. А что там дальше, за въездным знаком? С этого и начинается грамотная политика, разве нет?
- Насколько сложно или легко определить тот самый «почерк субъекта»?
- У каждой задачи своя эстетика, свой подтекст. И не наша задача навязать наш авторский почерк, мы помогаем найти почерк объекта. Почему это важно? Потому что именно этим почерком можно уже многое рассказать о предстоящей встрече, создать интригу, а затем влиять на восприятие и отложиться в памяти. Мы ж иногда не всегда понимаем, почему хочется вернуться туда, где мы побывали раз или случайно? То ли буузы были вкусные, то ли дорога ровная, или хозяева интеллигентные. А все начинается в том числе и с въездного знака, как и театр начинается с вешалки. Сейчас очень актуальна национальная тематика, наблюдается национальный подъем бурятской культуры, семейской, татарской, казацкой и так далее. И в этом контексте еще больше работы именно на уровне знаний, исторической памяти. Приведу пример. Как-то разрабатывали эскиз въездной стелы в одно из поселений района. Обсуждали, каким должен быть конь: мы предложили коня гарцующего, заказчик настаивает на варианте, где конь стоит на всех четырех копытах. Знаете, какой аргумент? Мол, и так много разговоров о нашем темпераменте! Но творческий процесс - это здорово. И все тонкости важно учитывать, доносить. Сошлись на том, что въездная стела будучи «лицом» должна вызывать эмоцию, соответствующую характеру места, его истории, его людям.
- Но одной стелой и въездным знаком о субъекте ведь не рассказать?
- Сегодня мир в силу гигантских скоростей обмена информацией очень сильно изменился. Кто не успел, тот опоздал - так примерно характеризуется момент, в котором мы живем. Потому для успеха необходимо продвижение. Не случайно огромные средства мировых корпораций вкладывают в первую очередь в свое продвижение. А поскольку Бурятия в первую очередь сильна районами, именно районные власти должны эффективно позиционировать свой район, грамотно его продвигать. Это касается не только туризма или бизнеса, но и политики.
Понятно, что для начала необходимо знать, что продвигать и посредством чего продвигаться. У кого-то производство, услуги, инфраструктура, а у кого-то все составляющие для продвижения отдыха и туризма.
К примеру, в Окинском районе есть отличное производство консервов из мяса яка. Это производство стабильно работает, создаёт рабочие места, выплачивает налоги в местный бюджет. А что дальше? Где массово оно должно продаваться? Конкуренты ли они боргойским мясным продуктам? Потенциал у тех и других, как обладателей бренда, огромен. И такой потенциал, я уверена, есть в каждом районе.
- Что делать районам, у кого не особо хорошо с брендами?
- Снова возвращаемся к «почерку субъекта». Иногда на местах уже существующий потенциал не виден. То, к чему местные власти относятся, как к обыденному, не представляющему ценности, может иметь огромную ценность. Сколько историй, когда идея плюс усилия давали потрясающий результат в части востребованности.
Здесь, конечно, необходим комплексный подход: анализ, обсуждение, оформление идеи брендирования и пр. Я убеждена, желаемого эффекта возможно добиться в короткие сроки.
К примеру, мы сделали очень много подсветки в Улан-Удэ: на проспекте Победы - красно-белые облака, орнамент; на улице Борсоева - подсвеченные дома, цветы лотоса; орнаменты на улице Лимонова. Мы сделали много консолей, например, на улице Сухэ-Батора. Согласитесь, с таким оформлением создается совсем другое впечатление. Оно вызывает больше позитивных эмоций, что непременно замечают туристы, приезжающие к нам в регион. (прим. авт. фотографии работ в карусели)
- Что сейчас происходит в сфере рекламы Бурятии? И как это скажется на нашей дальнейшей жизни?
- Сфера рекламы Бурятии выходит на следующий этап своего развития. У нас в регионе появилось СРО - саморегулируемая организация по рекламе. Это добровольное объединение индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц, созданное на базе некоммерческой организации. Цель этой организации - защита интересов членов СРО, внедрение единых стандартов и правил. Я - руководитель представительства СРО по рекламе в Торгово-промышленной палате Бурятии. Это движение только набирает обороты. Мы, по сути, создаем сферу, задаем новые стандарты. Бурятия - пятый регион, который открыл СРО.
Рекламные услуги - это в первую очередь культура. Целевая аудитория быстро меняется. Чтобы рынок был цивилизованным, его нужно развивать. По образованию я - социолог, писала по этой теме кандидатскую диссертацию. Потому анализ восприятия потребителями рекламного продукта - для меня понятная, близкая и бесконечно интересная тема. Время хаотичной, местами оскорбительной «рекламы» ушло. Реклама, как и любая другая информационная сфера, формирует облик современной Бурятии. Это мощнейший инструмент, который воздействует на подсознание. И мы продолжаем раскрывать для себя ее безграничные возможности.