Общество 27 мая 2021 1331

Валентина Намсараева: «Презентация субъекта - это демонстрация уровня культуры»

Как реклама определяет новый облик Бурятии, что есть современная эстетика «Жирафа», зачем районам республики «позиционирование», в чем  тонкости презентации через рекламные продукты - эти и другие вопросы  мы  задаем  Валентине  Намсараевой, генеральному директору РА «Жираф»

Как реклама определяет новый облик Бурятии, что есть современная эстетика «Жирафа», зачем районам республики «позиционирование», в чем  тонкости презентации через рекламные продукты - эти и другие вопросы  мы  задаем  Валентине  Намсараевой, генеральному директору РА «Жираф». 

- Какова она, бурятская эстетика рекламы?

- Бурятская -  это не совсем правильно. Правильнее говорить -  современная эстетика, если мы движемся в ногу со временем. У каждого региона своя специфика рекламы. И у каждого района тоже, особенно, когда речь идет о Бурятии. Иными словами, вся наша деятельность является частью нашей повседневности, на специфику нашей работы влияет все, личные взгляды простых жителей, их привычки, традиции.

В контексте развития в республике туриндустрии интересны наши районы. Особенно в условиях ковидных органичений все более актуален внутренний туризм.

В условиях жестких конкурентных условий и требования к муниципальным властям серьезные. Количество индикаторов, по которым оценивают администрации районов,  чего стоит. И поскольку я люблю путешествовать по Бурятии,  чаще вижу, как не надо презентовать свой район.

Не мне рассказывать,  какие у нас в Бурятии места и как они интересны не только гостям  республики, в первую очередь нам самим. Но еще очевиднее необходимость самопрезентации самим жителям наших районов. Много ли наших жителей знают истории названий  достаточно известных мест? К примеру «Пик любви» в Тунке? Я сама с интересом узнала, что название в честь драматичной истории любви молодых людей с хорошим финалом. И таких мест много, достаточно  хорошо подать информацию. 

Самодостаточность каждого жителя и есть первая и главная инвестиция в район, в республику. И это сделать несложно и недорого. Скорее живет стереотип, что услуги рекламного агентства - это дорого. Но ведь еще дороже обходится отсутствие инструментов продвижения. Даже простой въездной знак говорит о многом, и представители высшей власти это непременно подмечают. А что там дальше, за въездным знаком? С этого и начинается грамотная политика, разве нет?   

- Насколько сложно или легко определить тот самый «почерк субъекта»?

- У каждой задачи своя эстетика, свой подтекст. И не наша задача навязать наш авторский почерк, мы помогаем найти почерк объекта. Почему это важно? Потому что   именно этим почерком можно уже многое рассказать о предстоящей встрече, создать интригу, а затем влиять на восприятие и  отложиться в памяти. Мы ж иногда не всегда понимаем, почему хочется вернуться туда, где мы побывали раз или случайно? То ли буузы были вкусные, то ли дорога ровная, или хозяева интеллигентные. А все начинается в том числе и с въездного знака, как и театр начинается с вешалки. Сейчас очень актуальна национальная тематика, наблюдается национальный подъем бурятской культуры, семейской, татарской, казацкой и так далее. И в этом контексте еще больше работы именно на уровне знаний, исторической памяти. Приведу пример.  Как-то разрабатывали  эскиз въездной стелы в одно из поселений района. Обсуждали, каким должен быть конь: мы предложили коня гарцующего, заказчик настаивает на варианте, где конь стоит на всех четырех копытах. Знаете, какой аргумент? Мол, и так много разговоров о нашем темпераменте! Но творческий процесс - это здорово. И все тонкости важно учитывать, доносить. Сошлись на том, что въездная стела будучи «лицом» должна вызывать эмоцию, соответствующую характеру места, его истории, его людям. 

-  Но одной стелой и въездным знаком о субъекте ведь не рассказать? 

- Сегодня мир  в силу гигантских скоростей обмена информацией  очень сильно изменился. Кто не успел, тот опоздал - так примерно характеризуется  момент, в котором мы живем. Потому  для успеха необходимо продвижение. Не случайно огромные средства мировых корпораций вкладывают в первую очередь в свое продвижение.  А поскольку Бурятия  в первую очередь сильна районами, именно  районные власти должны эффективно позиционировать свой район, грамотно его продвигать. Это касается не только туризма или бизнеса, но и политики.

Понятно, что для начала необходимо знать, что продвигать и посредством чего продвигаться. У кого-то производство, услуги, инфраструктура, а у кого-то все составляющие для продвижения отдыха и туризма.

К примеру, в Окинском районе есть отличное производство консервов из мяса яка. Это производство стабильно работает, создаёт рабочие места, выплачивает налоги в местный бюджет. А что дальше? Где массово оно должно продаваться? Конкуренты ли  они  боргойским мясным продуктам? Потенциал  у тех и других,  как обладателей бренда, огромен. И такой потенциал, я уверена, есть в каждом районе.

- Что делать районам, у кого не особо хорошо с брендами?

- Снова возвращаемся к «почерку субъекта». Иногда на местах уже существующий потенциал не виден. То, к чему местные власти относятся,  как к обыденному, не представляющему ценности, может иметь огромную ценность. Сколько историй, когда идея плюс усилия давали потрясающий результат в части востребованности. 

Здесь, конечно, необходим комплексный подход: анализ, обсуждение, оформление идеи брендирования и пр. Я убеждена, желаемого эффекта возможно добиться в короткие сроки.

К примеру, мы сделали очень много подсветки в Улан-Удэ: на проспекте Победы - красно-белые облака, орнамент; на улице Борсоева - подсвеченные дома, цветы лотоса; орнаменты на улице Лимонова. Мы сделали много консолей, например, на улице Сухэ-Батора. Согласитесь, с таким оформлением создается совсем другое впечатление. Оно вызывает больше позитивных эмоций, что непременно замечают туристы, приезжающие к нам в регион. (прим. авт. фотографии работ в карусели)

 - Что сейчас происходит в сфере рекламы Бурятии? И как это скажется на нашей дальнейшей жизни? 

- Сфера рекламы Бурятии выходит на следующий этап своего развития. У нас в регионе появилось СРО - саморегулируемая организация по рекламе. Это добровольное объединение индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц, созданное на базе некоммерческой организации. Цель этой организации -  защита интересов членов СРО, внедрение единых стандартов и правил. Я -  руководитель представительства СРО по рекламе в Торгово-промышленной палате Бурятии. Это движение только набирает обороты. Мы, по сути, создаем сферу, задаем новые стандарты. Бурятия - пятый регион, который открыл СРО.

Рекламные услуги - это в первую очередь культура. Целевая аудитория быстро меняется. Чтобы рынок был цивилизованным, его нужно развивать. По образованию я - социолог, писала по этой теме кандидатскую диссертацию. Потому анализ восприятия потребителями рекламного продукта - для меня понятная, близкая и бесконечно интересная тема.  Время хаотичной, местами оскорбительной «рекламы» ушло. Реклама, как и любая другая информационная сфера, формирует облик современной Бурятии. Это мощнейший инструмент, который воздействует на подсознание. И мы  продолжаем раскрывать для себя ее безграничные возможности.

О чем речь
РА «Жираф» - рекламно-производственная компания полного цикла. Специализируется на наружной и интерьерной рекламе. Стратегия работы: от определения «почерка объекта» до масштабного позиционирования субъекта. На рынке рекламных услуг более четверти века.

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА

Читайте также