Общество 16 авг 2021 384

Бюрократическую нагрузку на учителей в Бурятии обещают снизить

Елена Шмелева призвала учителей внести свои предложения по уменьшению бюрократической нагрузки на образовательные организации. Идеи собираются на платформах ОНФ и Народной программы «Единой России»

В Бурятии проблема излишней бюрократизации труда учителей стоит так же остро, как нехватка педагогических кадров. С новой инициативой об освобождении преподавателей от заполнения всяческих отчетов выступила Елена Шмелева, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель Образовательного центра «Сириус».

В ОНФ назвали усиливающуюся бюрократизацию одной из главных проблем, которая объективно блокирует развитие образования в России. Вместо того, чтобы учить детей, заниматься воспитательной работой, повышать свои профессиональные навыки, учителя вынуждены заполнять огромное количество документов.

Одним из ярких примеров являются новые требования к размещению информации на сайтах образовательных организаций. В частности, теперь нужно публиковать сведения о всех местах, где дети проходят практику, информацию о каждой преподаваемой каждым сотрудником дисциплине с указанием кодов направлений подготовке.

«Многая информация просто избыточна: все места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, где проходит часть образовательных программ. Или раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Такие требования всегда запускаются и воспроизводятся как самодостаточные процедуры, которые ни к чему не ведут, но при этом оправдывают собственное существование. И загружают этим почему-то педагогов, которые должны заниматься программами, студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, что формировать отчетность и делать выводы о качестве образования можно и нужно не на основании этих формальных требований», - заявила Елена Шмелева.  

В декабре 2020 года Правительство России разработало перечень документов для отчетности, которые должен вести учитель. Согласно рекомендациям министерства Просвещения РФ и Рособрнадзора, ведение документации сверх этого перечня должно оплачиваться отдельно. Этот документ поступил в регионы, и в Бурятии на его основе так же планируется разработка соответствующих нормативных актов.

В перечень входит 9 направлений:

  1. рабочая программа учебных предметов, курсов, включая содержание, планируемые результаты и тематическое планирование с указанием количества часов по каждой теме;
  2. программы работы с отстающими обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты (совместно с профильными специалистами школы);
  3. рабочие программы курсов внеурочной деятельности, включая содержание, планируемые результаты и тематическое планирование;
  4. плана работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете;
  5. план воспитательной работы классного руководителя;
  6. журнал учета успеваемости;
  7. журнал группы продленного дня;
  8. материалы личного дела обучающихся;
  9. программа коррекционной работы (совместно с профильными специалистами школы).

Отметим, в перечне нет отчетов по административным контрольным работам, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, нет отчетов о проведенных мероприятиях, диктантах, нет табелей питания, отчетов об отдыхе детей на каникулах, инструктажей по технике безопасности, планов по самообразованию, актов обследования семей, которые в настоящее время заполняют учителя.

Елена Шмелева призвала учителей внести свои предложения по уменьшению бюрократической нагрузки на образовательные организации. Идеи собираются на платформах ОНФ и Народной программы «Единой России».

Автор: Андрей Очиров