Вражеская пуля-дура прервала смертоносный полет всего в каких-то 8 миллиметрах от его сердца. Наверное, провидение сберегло жизнь фронтовику для того, чтобы на свет появился его сын Сергей, предназначение которого - помогать людям.
Волею случая
К 24 годам за плечами уроженца кижингинского Загустая (корнями он - из села Хандала Кабанского района) была сельская школа, учеба и работа в столице Бурятии. Он пытался найти свое место под солнцем. В Улан-Удэ затаривал бутылки на ликёроводочном заводе, впитывал новые знания в железнодорожном ГПТУ и в ВСТИ, отмеривал километры на электровозе. Постигал премудрости бокса под руководством тренеров Валерия Вихорева и Сергея Банзаракцаева, служил в армии. Но, как признался первопроходец-бамовец, на тот момент его преследовали неудачи: судьба-злодейка больно, порой наотмашь, била его под дых. Поэтому в один прекрасный день Сониев решил круто изменить судьбу и махнуть на «севера» - в Магадан. Однако вместо этого, волею случая, оказался на БАМе. Там, на стройке века, Сергей, никогда не видевший Байкала, большегрузных «Магирусов», как говорится, сразу попал с корабля на бал. Летом 1977 года ему, водителю автобазы № 1 «БАМтоннельстроя» (БТС), поручили сперва «сбегать» на седельном тягаче «МАЗе» на Даван.
- Тогда дорог абсолютно не было - одни речные камни на просеках, - вспоминает Сергей Сониев. - После Северобайкальска на перевале до середины я не дошел и встал: загрузили трубами и арматурой - 18 тонн!
И на том самом перевале судьба свела Сониева с Брежневым. Только не с Леонидом Ильичём, а с водителем Николаем Брежневым, который на бортовом «КРАЗе»-«лаптёжнике» взял на буксир донельзя перегруженную машину Сергея. С тех пор они - друзья не разлей вода, настоящие бамовские братья. Ведь там, на таежной магистрали ошлифовывалась и цементировалась настоящая мужская дружба, люди показывали, чего они стоят в жизни. Там, на бамовских трассах рисковали и шли вперед. По трассе и по жизни.
- На БАМе каждый бугор, каждый подъем, каждый ручеек для меня были как судьба, - говорит истинный таежный дальнобойщик Сергей Сониев. - На БАМе я практически жил в машине. У меня в машине чего только не было: полный «ходячий дом», все на всякий пожарный случай, вплоть до чурок - сырыми дровами костер не разожжешь. А если забудешь взять в дорогу спички или паяльную лампу - пиши пропало.
Сергей Сониев, человек от сохи, помимо опыта, обладающий природной зрительной памятью, смекалкой, как пять своих пальцев знающий таежные бамовские дороги, не сделавший ни одной аварии, снискал заслуженную славу истинного дальнобойщика-рационализатора.
Он первым на БАМе стал ездить по рейсам на седельном тягаче, одев тракторные гусеницы от ДТ-75 на задний мост своего «МАЗ-504», которые позволяли технике не скользить на перевалах и преодолевать их. Затем, когда в декабре 1977 года получил новенький «Урал», пошел на невиданную ранее «дерзость»: стал буксировать сначала один, а потом два прицепа одним тягачом.
Представлен к званию Героя
Особая история о том, как Сониев (тогда он уже работал на бензовозе «Урал») выполнял, казалось бы, невыполнимые задания.
Дело в том, что в 1978 году база в Усть-Куте из-за долгов «Бурятнефтепродукта» перестала отгружать «БАМтоннельстрою» дизельное топливо, и бензовозы возвращались порожняком. Вопреки всему Сониев три раза привозил из Усть-Кута ГСМ (!): в нужный момент проявились его безграничное чувство ответственности, природная смекалка, умение общаться с людьми, принимать нестандартные решения и договариваться. Это заметили «наверху», и вскоре Савельевича назначили бригадиром комсомольско-молодежной бригады автобазы БТС, которая входила в число лучших бригад на БАМе.
В 1984 году Сергея Савельевича, легендарного таежного дальнобойщика, включили в число кандидатов на присвоение звания Героя Социалистического Труда. Однако он свою заслуженную Звезду Героя так и не получил. Одна из причин того, что Сониев не стал Героем Соцтруда - нерасторопность профкома и управления БТС: на одном из этапов представления его документы пролежали под сукном. Как говорят его коллеги, когда поднялся шум по поводу того, что ему не дали Звезду, Сониева «с перепугу» отправили в Англию на съезд профсоюзов работников железнодорожного транспорта, где он виделся с экс-премьер министром Маргарет Тетчер.
За плечами бамовского дальнобойщика Сониева пять тоннелей, куда он возил грузы. Савельевич - из тех водителей, кто ютился в палатках, мерз на биваках в пятидесятиградусные морозы, не раз попадал в переплеты. Он установил рекорд - проехал по бамовскому бездорожью миллион километров на одной машине «Урал» без капитального ремонта! В 1990-х, когда автобаза закрылась, из металлолома за два года он собрал два седельных тягача - «четверых детей-то надо было кормить!». Выйдя на заслуженный отдых, три созыва избирался депутатом Северобайкальского горсовета и оказывал помощь людям, например, помогал получить квартиры. Уже ветераном в возрасте 64 лет (!) возил грузы на 30-тонном тягаче на свой пятый тоннель - второй Байкальский.
- Я ни одного дурака не встретил, который оттарабанил на БАМе по рейсам и сел обратно на тягач, - высказался по этому поводу Сониев.
Родовая кузница
Два с половиной года назад Сергей Савельевич пришел к своему новому состоянию души, которое его супруга Людмила Семёновна объясняет просто: раньше он «трудился физически, а сейчас - духовно». На одном из перекрестков судьбы в нем вдруг проснулись гены. Его предки по отцовской и материнской линиям, причем со всех четырех сторон, были дарханами (шаманами-кузнецами). На новом поприще родового шамана-дархана он помогает людям. На родине предков в Хандале потомственный дархан Сониев возродил родовую кузницу, построил сэргэ (коновязь), на которой чудесным образом выступили божественные изображения. И вот уже два с половиной года в своей северобайкальской кузнице, как говорит его верная спутница жизни Людмила Семёновна, «стучит безостановочно», изготавливая подковы, которые раздает людям. Подковы, говорят, помогают многим, в том числе в лечении болезней.
- Ты, Сергей, в такой силе, что даже ржавый гвоздь возьмешь в кузнице, постучишь, помолишься, и этот гвоздь начнет людям помогать, - сказал его сосед Гомбожап лама.
Глубоко символично, что Савельевич, сын отважного фронтового санитара, как и прежде, живет в Северобайкальске, в маленьком доме по улице Первопроходцев, которую почти 45 лет назад основал на месте тайги. И не надо выдумывать героя. Он живет рядом с нами - это Сониев, настоящий труженик бамовских трасс, который имеет полное выстраданное право на слова: «БАМ - в сердце моем. Навсегда». Ветеран, мыслящий масштабно, по государственному, на «ура» воспринявший движение по строительству БАМ-2, сейчас на полном серьезе говорит:
- Я даже согласен укомплектовать бригаду из молодых водителей и еще поучаствовать в великой стройке. И в этом весь Сергей Сониев.