Общество 15 дек 2021 1098

Внук дивизии. Житель Бурятии Баир Цырендашиев установил имена и места захоронений более 860 воинов из Бу­рятии

Раз в полгода житель Сотниково Баир Цырендашиев отправляется в Новгородскую и Ленинградскую области для поиска останков земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. В каждой поездке он устанавливает им мраморные плиты, возлагает к могилам цветы и венки, тем самым не только определяя места захоронений, но и увековечивая память павших солдат.

Иногда очень личная история мо­жет перерасти в большое, обще­человеческое служение. Такой поворотной точкой в жизни тогда еще молодого Баира Цырендашиева стала встреча с однополчанами деда в 1982 году в Новгородской области, куда они поехали вместе с отцом Бато-Далаем Доржиевичем.

Из архивных данных к тому време­ни удалось узнать, что дед Цырен-Да­ши Доржиев похоронен в с.Мануйлово Парфинского района Новгородской об­ласти, в 30 км от г.Старая Русса. Там внук установил мраморную плиту своему прославленному предку, который за 17 месяцев своего короткого боевого пути из снайперской винтовки уничтожил 297 гитлеровцев и один вражеский ис­требитель. Воспоминания однополчан, газетные вырезки, архивные документы помогли Баиру Цырендашиеву воссоз­дать в полном объеме боевой путь деда.

СНАЙПЕР ДОРЖИЕВ

Цырен-Даши Ринчинович Доржи­ев родился 5 мая 1912 года в с. Бараг- Адаг (Усть-Бар) Верхнеудинского округа Забайкальской области (ныне - Мухор­шибирский район) в семье бедных кре­стьян. Отец работал кузнецом, столя­ром и чеканщиком, а еще очень любил охотиться. С детства приученный к тру­ду, Цырен-Даши с 14 лет с отцом стал хо­дить на зверя. Научился метко стрелять, «читать» звериные следы, маскировать­ся в тайге.

В августе 1941 года Цырен-Даши Доржиев ушел добровольцем на фронт, оставив дома жену Бадгарму и сына Ба­то-Далая. В сентябре он написал матери: «С августа нахожусь на фронте. Сразу мне не повезло. Мне дали винтовку, пару коней, повозку и сказали, что я буду до­ставлять продукты на кухню. С неохо­той пришлось приняться за выпоёлнение своих обязанностей. Однажды, беседуя с командиром, я высказал ему свое жела­ние стать снайпером. Командир удов­летворил мою просьбу и перевел меня в стрелковую роту». Так Цырен-Даши Доржиев стал снайпером 645-го стрел­кового полка 202-й стрелковой дивизии 11-й армии Северо-Западного фронта.

В июне 1942 года ему довелось по­бывать на родине. Командование 11-й армии по приглашению трудящихся отправило в Бурятию делегацию фрон­товиков, в которую вошел мухоршибир­ский солдат. Он выступал на митингах перед односельчанами, на предприяти­ях. Эти встречи нашли горячий отклик в сердцах жителей, работавших в тылу с верой в победу над врагом.

В архиве Министерства обороны СССР сохранилась запись: «Товарищ Дор­жиев - отличный снайпер. В боях за де­ревню Симонова 3 мая 1942 года Доржи­ев истребил 1 офицера, 4 пулеметчика, 2 наблюдателей, 18 солдат. И в этот же день Доржиев уничтожил немецкий ис­требитель «МЕ-109». На 26 мая 1942 года снайпер Доржиев уничтожил 174 фаши­ста. Только в мае снайперская пуля на­стигла 56 гитлеровцев. Товарища Дор­жиева представили к ордену Ленина».

Поздравляя воина с высокой награ­дой, газета Северо-Западного фронта «За Родину!» 10 июня 1942 года писала: «Истребляй врага так, как снайпер Дор­жиев».

Цырен-Даши Доржиев еще обучал новых снайперов. В июне 1942 года в ар­мейской газете «Призыв к Победе» вы­шла его статья, где он пишет о том, что снайперское мастерство - очень слож­ное дело. И проверить его можно только на поле брани. В первую очередь снай­перу нужно хорошо изучить местность. Обучив к этому времени 12 снайперов, наш земляк взял обязательство подгото­вить еще столько же. В сентябре 1942-го на боевом счету Цырен-Даши Доржиева было уже 216 убитых фашистов. Его на­градили медалью «За отвагу».

Но недолго пришлось воевать бурят­скому воину. В тяжелых наступательных боях 30 декабря 1942 года он получил осколочное ранение в ногу, долго про­лежал на холоде, истекая кровью. Цы­рен-Даши попал в полевой госпиталь «Валдай», началась гангрена, и 3 января 1943-го он скончался.

«ВСТРЕЧАЙ, БАИР!»

Можно было бы Баиру Цырендаши­еву ограничиться ежегодными встре­чами с однополчанами деда. Поставить памятник ему на могиле и посчитать свой долг выполненным. Не каждый из нас и на это способен. Но он не смог. Объездил буквально весь Советский Союз, побывал в самых разных городах Армении, Грузии, Молдавии, Украины. И везде общался с теми, кто воевал рядом с дедом, записывал их воспоминания, участвовал в митингах, пионерских сбо­рах, фотографировал.

В сентябре 1989 года по его пригла­шению в Бурятию приехали председа­тель Совета ветеранов 202-й стрелковой дивизии Александр Михайлович Хлы­нин из Павловского Посада Московской области, медсестры 645-го стрелкового полка Нина Алексеевна Иванова из Ста­рой Руссы и Изида Николаевна Кравцова из Санкт-Петербурга. Интересен тот факт, что именно эти сестрички перевязали рану на поле боя деду Баира Бато-Далае­вича. На высокой эмоциональной волне прошли дни в Бурятии для однополчан мухоршибирского снайпера.

Годом позже пришла телеграмма: «Встречай, Баир!» от Арсения Захарови­ча Едакина из Алтайского края. В годы войны он был помощником штаба по учету рядовых и сержантов, парторгом полка. Баир Бато-Далаевич показал ему достопримечательности республики, малую родину деда. Арсений Захарович встретился с ветеранами, школьниками, общественниками.

По законам бурятского гостеприим­ства Баир Бато-Далаевич подарил ему меховую шапку, тулуп и унты. Такой щедрый жест настолько потряс старо­го солдата, что он заплакал. Оказалось, что полвека назад между боями Арсе­ний Захарович выдал снайперу Доржи­еву теплые сапоги. Разве мог он тогда предположить, что спустя столько лет получит такой символический ответ от его внука?!

НЕТ СОЛДАТ НЕИЗВЕСТНЫХ

Сегодня из однополчан деда нико­го не осталось в живых. Уже не обнять ставших ему родными людей, не пого­ворить за чашкой чая о роковых соро­ковых… С этой потерей Баир Цырен­дашиев смирился, но вот что делать с памятью? Потому и стало делом всей его жизни возвращение имен павших героев Великой Отечественной.

- В селе Васильевщина я установил мраморную плиту Дандуку Цыренову. На следующий год – Дулзину Ракшееву и Ниме Алексееву. Все они из Мухорши­бирского района, - рассказывает Баир Бато-Далаевич.

Более того, он смог найти родствен­ников без вести пропавшего Дандука Цы­ренова. Дочерям было 84 и 92 года. Как они обрадовались, узнав о судьбе отца, которого ждали всю жизнь! Этой осенью дочерей не стало. Но ушли они в веч­ность, зная, что прах отца предан земле.

Всего по Книгам Памяти Баир Ба­то-Далаевич установил имена и места захоронений более 860 воинов из Бу­рятии. Сотни имен солдат из разных районов он выписал в толстый журнал. Одним цветом маркирует тех, кому уже установил могильные плиты (81 бойцу), другим - тех, кому предстоит.

Бывают расхождения в сведениях, к примеру, в Книге Памяти фамилий нет, а на месте раскопок - есть. Щупальца­ми по его карте расчерчены маршруты поисков. В Васильевщине - 45 солдат, в Мурах - 12, в Ясной Поляне - 4, в Бегло­во - 6 и т.д. 42 человека - в 32 местах. Между ними километры и километры. А география между тем расширяется: к Новгородской и Ленинградской обла­стям добавились Московская, Курская, Псковская, города Смоленск, Калуга и другие.

«ПОКА Я УМЕЮ ХОДИТЬ»

Одиночная экспедиция Баира Ба­то-Далаевича на самом деле затратное и многотрудное предприятие. Освоив­ший профессию строителя, все зара­ботанные средства он копит на поезд­ку. Конечно, бывает, что малую толику вкладывают родственники, друзья, ме­ценаты. Преодолев тысячи километров на самолете, ему сначала приходилось на такси добираться до места поисков, оплачивать стоимость мемориальных плит, установку, ночлег в гостинице, пи­тание, а также покупать цветы, венки.

В последние две поездки (32400 км туда и обратно) Баир Бато-Далаевич отправился на своем инкассаторском броневичке, в котором есть где прихва­тить час-другой сна, расположить пли­ты, снаряжение. Одной только верхней одежды требуется семь сменных ком­плектов! А расходы прибавились: на со­лярку, запчасти, ремонт машины.

Простреленные каски, гильзы, меда­льоны, котелки, ложки, кружки - мы с Баиром Бато-Далаевичем бережно пе­ребираем эти вещи, найденные им во время поисков. А ведь ему приходилось поднимать останки солдат, когда от вол­нения трясутся колени и подкатывает ком к горлу. Война, спустя десятки лет, догнала Баира Бато-Далаевича, пронзив все его существо этой материальностью.

Кто он - чудак, фанат, уникум? Исто­рия его жизни еще раз доказывает, как в одиночку можно сделать то, что не по силам группе людей. Как было бы здорово, если бы мы воспользовались возможностью помочь Баиру Бато-Да­лаевичу совершать поездки к местам за­хоронений и устанавливать памятники нашим дедам, прадедам! Сдается мне, что еще не каждый знает об этом, поэто­му сообщаю его телефон: 89149507285.

…В 1986 году Герой Советского Сою­за Алексей Маресьев торжественно вру­чил Баиру Бато-Далаевичу значок «Внук 202-й стрелковой дивизии Северо-За­падного фронта». Всей своей жизнью он оправдал такое высокое доверие.

Фото: фото из личного архива Баира Цырендашиева

Читайте также