Чередуются правители, меняются эпохи и формы собственности. Но незыблемой остается пропитанная солёным крестьянским потом земля. Остаются люди, которых справедливо называют «солью земли», - земледельцы, хлеборобы. На них держится земля, и они положили всю жизнь на то, чтобы пахать, сеять, а по осени держать в руках золотистые зерна.
Охваченный такими мыслями, я ехал в еравнинское село Можайка на встречу с героем этого повествования, который был первым парнем на деревне (тогда труд механизатора, тем более передового, был почетным). Он более 30 лет работал на родной земле. И другой доли для себя не искал.
ВЫРОС НА ЗЕМЛЕ
Пронизывающий насквозь ветер, белоснежный субурган на возвышенности у села. Стальное, по-настоящему крепкое мужское рукопожатие хозяина дома и согревающий домашний ароматный чай. Так по-зимнему сурово и в то же время хлебосольно встретила меня Можайка (по-бурятски Мужыха). Сразу же бросилось в глаза, что глава семейства Баир Жамцуев - человек степенный, сдержанный, основательный, немногословный, не любящий разглагольствовать почем зря. Важный штрих, дополняющий потрет труженика полей голубой и озерной Еравны, - его руки, привыкшие к баранке автомашины, штурвалу комбайна, топору и лопате.
Можайка, Улзытэ, Маракта, Поперечное. В этих до боли знакомых краях он знает каждое поле, каждую тропинку, каждый бугорок. Здесь жили его предки. Род Баира Жамцуевича, говорят старожилы, был сильным: по семейному преданию, когда в этих местах в 1891 году проезжал цесаревич Николай, предки землепашца Жамцуева подарили августейшей особе 100 соловых кобылиц. Здесь, в благодатном краю, более шести десятилетий назад в семье Гончик-Жамсо Бодиевича Жигжитова и Буржимы Дондоковны Балдановой (Тарнуевой) родился мальчик, которого нарекли Баиром.
С ТЕХНИКОЙ - НА ТЫ
В отчем краю он сделал первые шаги, прикипел к технике (шоферскому делу в школьные годы научился в Улзытэ у Доржо Базарова) и обрел крылья.
- Отец, семь из своих 82 лет выполнявший гражданский долг на службе в армии, наказал мне служить добросовестно Родине, - вспоминает известный на всю Еравну бригадир-земледелец и хлебороб Баир Жамцуев.
Сын выполнил отцовский наказ: отслужил, как надо, в автобате на границе с Китаем, и в год «олимпийского дембеля» со значком «Отличник Советской Армии» вернулся домой. После армии 20-летний молодой человек принял по-настоящему мужские, судьбоносные решения, определившие его дальнейшую жизнь. В 1980 году начал трудовой путь водителем в поистине легендарном колхозе «Дружба», а в 1981-м женился на землячке Соелме Гашановне (в девичестве Цыремпиловой).
В 1987 году руководство колхоза, разглядев в сельском шофере недюжинные организаторские задатки и лидерские качества, направило его учиться в школу повышения квалификации руководящих кадров, на курсы бригадиров тракторно-полеводческих бригад. После чего и началась его почти 20-летняя бригадирская эпопея в родном колхозе. Дел у него тогда было и в самом деле невпроворот. Сутками, не ведая ни выходных, ни праздников («1 и 9 мая были постоянно на поле»), в прямом и переносном смысле пахал на родной земле до седьмого пота.
- Объем работы у нас был большой, - вспоминает Баир Жамцуев. - Сеяли и убирали до 3000 га зерновых культур, в основном яровую пшеницу, овес, ячмень, около 2000 га занимали кормовые культуры на силос, сенаж, однолетние травы - на сено. Да и в холодное время года не сидели сложа руки: заготавливали деловую древесину и дрова для нужд колхоза, ремонтировали технику в МТМ.
Дети его практически не видели дома: приходил затемно, когда они уже спали, а уходил на работу ни свет ни заря, когда сыновья еще спали безмятежным сном. С утра пораньше Баир Жамцуевич на грузовике «ГАЗ-53» доставлял механизаторов на работу, а после смены - домой, привозил запчасти, вел учет, закрывал наряды, помогал в ремонте техники. Нередко сам садился за штурвал комбайна.
Трудяга, каких еще поискать надо, светлая голова, прямой, душа нараспашку. Так о нем отзываются коллеги и земляки.
- Он был шустрым, технически грамотным, жестким, требовательным, но справедливым бригадиром, всегда находился с нами в поле, шел навстречу своим подчиненным, - характеризует его механизатор, неоднократный чемпион района по намолоту Ринчин Бодиев.
СЧАСТЬЕ ХЛЕБОРОБА
Именно такие качества Баира Жамцуевича способствовали тому, что за время деятельности руководимой им объединенной (с 1992 года) бригады колхоз «Дружба» (позже СПК «Дружба») шесть раз завоевывал звание чемпиона района по валовому сбору зерновых культур. В его бытность бригадиром укрупненной тракторно-полеводческой бригады, в 1997-м, когда председателем колхоза работал его младший брат Баин Жигжитов, дружбинцы вошли в десятку лучших хозяйств республики по «валовке»: намолотили аж 45 тысяч центнеров зерна. Тогда на круг получили 16 центнеров с гектара (!): в суровых природно-климатических условиях Еравны - невероятно высокая урожайность. Причем, таких достойных результатов аграрии «Дружбы» добивались в лихие девяностые, когда на селе ГСМ были на вес золота. И в это весомый вклад внес бригадир Жамцуев, работники его бригады, коллектив механизаторов, агрономическая и инженерная службы, правление колхоза. Но не хлебом единым жил бригадир-хлебороб: жизнь у него била ключом. В редкие, свободные от работы часы находил время участвовать в колхозных спортивных состязаниях, становился чемпионом района по настольному теннису (в юности занимался боксом, участвовал в первенствах республики, Сибири и Дальнего Востока), стоял у истоков создания народного фольклорного ансамбля «Ленхобо», да сам иногда пел и танцевал на концертах.
До 2010 года его жизнь была неразрывно связана с колхозом, СПК. Потом перешел на работу в администрацию МО СП «Эгитуйское» - водителем пожарной машины, и оттуда в сентябре этого года ушел на заслуженный отдых. Но, выйдя на пенсию, Баир Жамцуевич не сидит без дела: с утра до вечера ходит за скотиной в личном подворье: держит немного коров, свиней, овец - без личного подсобного хозяйства сегодня в деревне на скромную механизаторскую пенсию точно не проживешь.
Счастлив ли Баир Жамцуевич? Ничуть не сомневаюсь - да. Отдавший лучшие годы жизни (четыре десятилетия) родной земле и малой родине и не искавший легких путей в жизни земледелец Жамцуев пользуется уважением среди земляков. Заслужил! Со своей верной спутницей жизни Соелмой Гашановной идут по жизни, живя душа в душу, более 40 лет: в этом году должны были отпраздновать рубиновую свадьбу, да пандемия помешала. Его сыновья Жаргал и Зоригто при деле, твердо стоят на ногах. Растут, радуя деда и бабушку, три внука и внучка. Это его продолжение. Счастье хлебороба - это полный колос, а когда дом - полная чаша, и в семье согласие и детский смех. Что еще для счастья надо?!