В Кижинге в многодетной семье (15 детей) у Ванчина Дашицыренова в 1952 году, по восточному календарю - в год Дракона, в дни празднования Белого месяца родился мальчик Цыван. С детства любознательный и одаренный, окончив 8 классов Кижингинской средней школы, он продолжил учебу в Иркутском художественном училище. Мы вместе работали в Кижингинской средней школе-интернате. Он преподавал рисование и черчение, а я будучи студентом историко-филологического факультета Бурятского педагогического института в академическом отпуске (1970-1971 годы) вел уроки истории и обществоведения.
Далее помню, как его провожали в ряды Советской Армии, он в то время работал в Союзе художников в мастерской маститого художника Александра Даржаева в Улан-Удэ. Цыван проходил службу в Шелехове Иркутской области в качестве художника-оформителя. Находился в привилегированном статусе, выполнял все заказы по художественному оформлению войсковой части, часто приезжал в отпуск.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
В июле 1980 года Цыван заключил брак с Дугармой Жалсановной Жалсановой. Затем осенью того же года по доброй воле выехал на учебу в Монголию и поступил в Институт буддийской философии в Улан-Баторе. Успешно окончил учебу в 1985 году и защитил звание Геше - кандидата буддийской философии. Мы с женой Цырен-Хандой Цыдыповной Жамсарановой создали семью летом 1978 года, и 9 декабря 1980-го у нас родился первенец Булат, а в семье Цывана 25 декабря - сын Майдар, затем в 1983-м - дочь Янжима, в 1985-м - сын Дандар, в 1990-м - Саран-Гэрэл и отхончик (младший) Максар - в 1991-м. Трижды в наших семьях дети рождались в один и тот же год, младшие из них - наш Чингис и Максар Цывана - появились на свет в 1991 году.
Помню, семья Дашицыреновых проживала в селе Иволгинск, Цыван служил в Иволгинском дацане, мы дружили семьями. В один из приездов в гости мы решили обменяться с Цываном поясами (ремнями) по древнему обычаю, заочно помолвив наших детей - Арюну и Дандара. Во время игры Дандар укусил за палец Арюну, было много рева и слез, а мы радовались стечению обстоятельств.
Цыван лама ахай после завершения учебы в МНР служил шогомбо ламой. В эти же годы вместе с XIV Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым побывал с ответственной миссией в Японии, Великобритании, Непале.
В 1990 году с одобрения Хамбо ламы по приглашению жителей назначен настоятелем Кижингинского дацана. Цыван лама приложил огромные усилия для его развития, начал возведение дацана в местности Бургастай Кижингинского района. При дацане открылась буддийская школа, куда были приняты первые десять послушников (хувараков).
В 2004-м после окончания нашими младшими сыновьями восьмого класса лицея-интерната № 1 Улан-Удэ в гостях в селе Куорка, на малой родине супруги Цывана ламы Дугармы, мы отмечали юбилей поселения. После завершения мероприятия по пути в Улан-Удэ Цыван предложил заехать в Кижингинский дацан. Там преподавал буддийскую философию наш земляк гэбшэ Раднажаб Содномов, ныне Дид-Хамбо лама Буддийского университета им. Д. Заяева Иволгинского дацана.
Неожиданно Цыван предложил нам оставить для учебы в дацане наших детей - Чингиса и Максара. Дети расстроились, но, тем не менее, мы убедили их остаться. В последующем Максар получил сан ламы, овладел знаниями, которые передали ему отец и другие наставники. В настоящее время он - штатный лама в дацане на Верхней Берёзовке, в Цогчен Дугане.
В августе 2020-го мы, выпускники 1969 года Кижингинской средней школы, родственники Цывана ламы, друзья, его земляки и другие неравнодушные прихожане под руководством Дондока ламы Дашицыренова, младшего брата, приняли решение возвести ступу в честь нашего известного, уважаемого друга Цывана ламы. Все приняли активное участие - словом и делом, внесли материальную поддержку для успешного завершения строительства ступы в местности Соорхой (Пробуждение).
Ступа располагается за священной горой Челсана «Буурал баабай», на левом берегу реки Кодун, в 8-10 км от Кижинги. Осенью того же года строительство было успешно завершено и проведено освящение «Равнай» при участии священнослужителей Кижингинского дацана и Улан-Удэ.
Между тем, первый субурган «Колокол» возведен в 2003-2006 годах учениками Бидии Дандарона в честь Учителя. На его возведение в Кижингу приехали многие ученики из Москвы, Санкт-Петербурга, Прибалтики и Украины. Строительством, приемом гостей и общим руководством занимался наш лама Цыван Дашицыренов. Мы с другом встречали их в аэропорту, он размещал гостей. На моем микроавтобусе «Истана» неоднократно выезжали на место строительства, и Цыван лама всячески содействовал решению всех организационных вопросов.
ПРОЕКТ ДЖАРУН ХАШОР
В 2003 году под наставничеством ученого, профессора, руководителя одного из научных институтов Москвы Владимира Монтлевича заложен фундамент под строительство ступы Джарун Хашор в честь учителя Бидия Дандарона.
Местность Соорхой располагается к востоку от села Кижинга, в излучине реки Кодун, примерно в 10 километрах от центра нашего района. В этой местности известный учитель и наставник Лубсан-Сандан Цыденов с учеником Агван Силнам Тузолдоржи - отцом Бидии Дандарона, занимался медитацией по основным разделам буддийского Учения и его философии в течение 23 лет беспрерывно.
Активным участником, вдохновителем, составителем проекта Джарун Хашор, конечно, был наш Цыван лама.
Я вспоминаю, как мы с другом встречали учеников Дандарона и прямиком приезжали в квартиру на ул. Пестеля, 51, где проживала большая семья Дашицыреновых. Отпраздновав приезд группы, мы с Цываном, разместив всех - около 7-8 человек, выезжали в Кижингу на моем микроавтобусе. По пути останавливались на реке Кодун, купались, общались, всем было весело и радостно. Затем, прибыв на место Соорхой, обустраивали лагерь, разбивали палатки, готовили рабочий инструмент, завозили материалы для стройки. Также к предстоящей работе активно присоединились ученики Дандарона, проживающие в Кижинге, Хуртэе, Усть-Ороте, и другие жители нашего района.
Строительство началось летом 2003 года и закончилось в 2006-м. Всё это время Цыван лама принимал гостей, обеспечивал продуктами и строительными материалами при помощи многочисленных родственников и прихожан, по мере своих возможностей. Ученики и последователи традиции Дандарона приезжали не только из Москвы, Санкт-Петербурга, европейской части России, но также из Литвы и дальнего зарубежья.
В 1994 году Цыван лама назначен Дид-Хамбо ламой Центрального духовного управления буддистов. В Дуйнхор дацане на Верхней Берёзовке он подготовил проект и изготовил скульптуру Бурхан багша (Будда Шакьямуни). Много прекрасных работ выполнено искусными руками Цыван ламы: Божество мудрости Манджушри в Иволгинском дацане, Сагаан Yбгэн, портреты Хамбо ламы Гомбоева, Будды Шакьямуни «Бурхан багша» в Курумканском дацане, Зулын гэр в селе Нарын Заиграевского района, вырезанная из дерева статуя досточтимого Бакула Римпочи.
Также им составлен проект величественного Дуйнхор дугана Божества Калачакра в дацане на Верхней Берёзовке Улан-Удэ.
Цыван лама - один из учеников знаменитого Бидии Дандарона. В местности Соорхой медитировал известный Лубсан-Сандан Цыденов с учеником Агван Силнам Тузолдоржи - отцом Бидии Дандарона. Приняв во внимание данный факт, Цыван лама инициировал в этих местах строительство 8 субурганов, домика для созерцания. Также в этой местности с 2010 года положено начало традиции проведения восьми молебнов Нюнай Хурал, посвященных Будде сострадания Авалокитешваре - Арья Баала.
Молебны проводятся в летнее время с участием пяти квалифицированных лам из большой семьи Дашицыреновых.
Будажап ЖАМСАРАНОВ, ветеран труда