Общество 18 янв 2022 1736

2 февраля Бурятия встретит Сагаалган — новый год по лунному календарю

24 января 1990 года указом Президиума Верховного Совета Бурятской АССР Сагаалгану придан статус официального праздника республики.

© фото: Анна Огородник

За два дня до Сагаалгана верующие буддисты приходят в дацаны на обряд Дугжууба. В ритуальном костре сгорают все прегрешения за прошлый год. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, которыми предварительно обтирают тело, и бросают в специальный костер. В 2022 году обряд Дугжууба пройдет 31 января.

Накануне Сагаалгана, в последний день года по лунному календарю – 1 февраля 2022 года – бүтүү үдэр (закрытый день). В этот день буддисты готовят к празднику домашний алтарь, раскладывают подношения божествам, зажигают зула – масляную лампаду. В «закрытый день» нельзя пить спиртное, желательно не употреблять в пищу мясо.

В первый день Сагаалгана важно не проспать. Считается, что в 4-5 утра богиня Балдан Лхамо облетает мир. Те, кто бодрствует, получат благословение и защиту буддийской богини на целый год, им будет весь год сопутствовать удача.

После утреннего туалета необходимо зажечь зула, воскурить благовоние, преподнести подношение Трем драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе). А на улице поднести сэржэм (чай, молоко или водку) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами «Ом А Хум», что означает очищение тела, речи и ума. После этого буддисты отправляются в дацан на молебен.

А после посещения дацана принято поздравлять старших в роду – дедушек и бабушек, родителей — преподнести им хадак и подарки. А позже родственников и друзей. Заходя в гости, принято подходить к алтарю и помолиться.

В дни Сагаалгана, обычно на второй день по лунному календарю — 3 февраля, вывешивают предварительно освященный у ламы хий морин – конь удачи. Вешают хий морин на специально отведенных местах в дацанах или же дома в определенном направлении в зависимости от года рождения человека. Считается, что хий морин, развеваясь на ветру, служит мощной защитой от несчастий и болезней.

Отмечу, что исторически Сагаалган отмечался осенью, перед началом зимовки скота.

В статье «Цагалган» ученого-востоковеда Гомбожаба Цыбикова, опубликованной в 1927 году в журнале «Бурятиеведение», говорится: «У монгольских племен как народа с кочевым скотоводческим бытом такой праздник происходил в то время, когда скот, принося весной приплод и накопив достаточно жиру за лето, вступал в осень. В это время монголы праздновали свой новый год, прибавляя год возраста и себе и скоту, так, например, «тугал» (0,5 года) становится «буруу» (0,5-1,5 года)», «буруу» — «хашарик» (1,5 – 2,5 года) и т.д. Праздник этот у монголов назывался «цагалган».

Другой видный бурятский ученый Доржи Банзаров в «Казанских губернских ведомостях» (1846 г., №30) пишет: «Празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям, ко временам, предшествовавшим эпохе Чингис-хана… Еще за месяц до праздника начинаются приготовления к нему: толкуют о веселии, шьют обновы, запасаются винами, приготовляют подарки. В старину, когда белый месяц проходил осенью, бывали в этот праздник скачки и борьба, но с перенесением его к концу зимы этот обычай вывелся: зимний холод, снега и худоба лошадей не позволяют предаваться таким забавам. Когда буддизм проник в Среднюю Азию*, что случилось в половине XIII столетия, — то ламы ввели в употребление свой календарь, перенесли белый месяц к концу зимы».

* Термином «Средняя Азия» Доржи Банзаров называет нынешнюю Центральную Азию.

При подготовке статьи использованы материалы архива газеты «Буряад Үнэн», сборника «Сагаалган» 1991 г.

 

 

Автор: Светлана ДОБРЫНИНА

Фото: Анна Огородник