Общество 9 фев 2022 1237

Прокурор, профессор, судья и наставник – Капитон Будаев

«Мы знакомы с Капитоном Будаевым давно. Всегда отмечал его сосредоточенный взгляд. Людей с таким взглядом  сложно не заметить. Он смотрит прямо в глаза - вдумчиво, беспристрастно. Взгляд не колкий, не ироничный, а доверительный, как говорят, без всякого умысла, - начинает свой рассказ о Капитоне Аюрзанаевиче Бато Болотов на страницах газеты «Бурятия».

Он немногословен,  скуповат на словоизлияния. Сдержанность - большое достоинство, такие люди преимущественно надежные товарищи. Они реалистичнее  смотрят на жизнь, не поверхностные, не беспечные. Со сдержанными людьми чувствуешь себя спокойнее, комфортнее,  знаешь,  сюрпризов ждать не нужно. Это вызывает невольное уважение, симпатию.

Однажды мы разговорились. Речь как-то само собой началась о Баргузине. Капитон Аюрзанаевич безмерно любит свой край, часто бывает там, набирается в родных местах сил и энергии.

- Мое тоонто, небольшое село Ярикто,  но и Улюн, Барагхан, тоже считаю родными. Там  учился, взрослел…  Побываю на малой родине, и работается  лучше...

К тому же, оказалось, он пра-пра-племянник Сахара Хамнаева.

- Мой предок по отцовской линии - Николай Хамнаев, старший сын Хамная Цанкирова, возглавлявшего Баргузинскую Степную думу. За Николаем, или как его звали, Михулаем, следовали Бадма, затем Сахар (тот самый, руководивший Степной думой), Суван, Константин, Иван.

Древо Будаевых

Дед его - известный в Баргузинской долине Буда Багша - Буда Аюшеевич Аюшеев, сын Аюши Хамнаевича Николаева, внук старшего брата Сахара Хамнаева. Он унаследовал от предков тягу к знаниям, окончил Баргузинское городское училище, первый учитель Харганатского бурятского приходского училища, работал в Нурской и Улюнской школах.

Буда Аюшеевич трагически погиб от  удара молнии. Тяжести потери не выдержала  жена Ламажапова Саган-Дари, скончалась скоропостижно.

У Буды Аюшеевича и Ламажаповой Саган-Дари было четверо детей: сыновья Доржо и Аюрзана, дочери Санжа и Мэжэдма. Доржо (Сергей) пропал без вести в феврале 1943 года. Сын Аюрзан, отец Капитона, в детстве испытал все тяготы безотцовщины, познал сиротскую судьбу. Работал на равных с взрослыми, даже обозником, доставляя грузы по зимнику золотодобытчикам в Баунт.

От природы  скромный, немногословный,  труженик. Научился читать и писать, всю жизнь совершенствовал знания, изучал экономику сельскохозпроизводства, основы агрономии, зоотехнии. Был зампредом в колхозе, бригадиром. Тягу к знаниям Аюрзана Аюшеевич передал своим шестерым сыновьям, Капитон средний из них.

На пути к зрелости

 Получив аттестат, Капитон не торопился в институт. Сдерживала небогатая жизнь родителей. Начал трудиться в бригаде лесорубом. Потом, отслужив в армии,  решил остаться дома, быть опорой родителям. Председатель колхоза Сергей Иннокентьевич Тараскин сказал:

- Бригадиром тебя назначу… Ты сумеешь!

Он согласился.

Как-то встретился с учителем Жамсараном  Эрдыниевичем  Доржиевым:

- Тебе учиться надо… Учись!

Слова  учителя воспринял, как наказ.

В это время Абидо Санжиев, одноклассник, показал газетную вырезку:  идет прием в Свердловский юридический институт. Приемные экзамены   в Улан-Удэ. Друзья собрались и на попутках, в ночь, выехали.

Преодолев все перипетии экзаменов, собеседований, Капитон Будаев становится первокурсником Свердловского юридического института. Любимым предметом стало конституционное право. И знать не знал   Будаев, что конституционное право станет предметом изучения всей его жизни.

На первой преддипломной практике Будаева назначили стажером следователя прокуратуры Железнодорожного района Улан-Удэ. Прокурором был Николай Михайлович Бурлаков, интеллектуал розыскного дела, профессионал. Бурлаков стал первым наставником Капитона. В эту прокуратуру он и пришел, получив диплом.

Стать профессионалом

Однажды сотрудников железнодорожной прокуратуры - Будаева, Ициксон, Денисова - вызвали к прокурору республики Цыденжапову.

- Организуем отдел по надзору за следствием в органах внутренних дел, - сказал Бадмацырен Цыбикович. - Чтобы помогать милиции раскрывать преступления… Так Будаева перевели в республиканскую прокуратуру. Часто выезжал в районы, разбирался с жалобами на сотрудников ОВД за халатное следствие, затягивание с возбуждением уголовных дел и других не правовых действий сотрудников.

А летом 1977 года Цыденжапов вдруг вызвал его в кабинет и сказал:

- Пора заняться более ответственной работой, вижу, вырос как в профессиональном, так и в человеческом плане… Рекомендую тебя прокурором Кяхтинского района…

Ступени роста

Прокурорская работа в приграничном районе оказалась не простой. Военнослужащие гарнизона часто оказывались правонарушителями по различным статьям, как уголовного, так и гражданско-процессуального Кодекса. Прокурор К.А. Будаев сумел найти общий язык с военной прокуратурой, они занимались профилактикой правонарушений общими усилиями. 

Другая головная боль - правонарушения советских граждан на территории Монголии. Не редко приходилось выезжать  в город Дархан, улаживать разные эксцессы. Прокурорские работники соседнего дружественного государства в лицо знали «прокурора-соседа», уважали за компетентность, сдержанность,  профессионализм не только в знании уголовного и гражданского права СССР и Монголии, но и соответствующее понимание международного права.

Прокурором Кяхтинского района Капитон Будаев проработал шесть лет, с сентября 1977 по июль 1983 года.

Однажды ранним утром раздался телефонный звонок, знакомый голос прокурора Бурятии:

- Завтра в восемь утра будь у меня в кабинете!

Назавтра Бадмацырен Цыбикович сказал:

- Через полтора часа мы с тобой должны быть у заведующего организационно-инструкторским отделом обкома партии Калашникова. Будешь инструктором обкома партии.

- Но, Бадмацырен Цыбикович…

- Возражения не принимаются, здесь, наряду с прокурорской, еще и партийная дисциплина!

Так летом 1983 круто изменились жизнь Капитона Будаева. «Обкатка» в обкоме затянулась  на четыре года. Лишь в 1987 году вернулся в республиканскую прокуратуру заместителем прокурора. Но и здесь не пришлось задержаться надолго - ему предложили возглавить Конституционный суд.

Деятельность Конституционного суда тех лет, по мнению Будаева, стоит оценивать по количеству обращений в него. С 1995-го по март 2012 года в Конституционный суд Бурятии поступило 20 запросов от Президента республики, 6 - от Правительства, 12 - от прокурора республики,  по 3 - от депутатов Народного Хурала и местного самоуправления и 118  - от жителей республики. Предметом рассмотрения за эти годы стали 84 законодательных акта разных ветвей власти, большинство из них были признаны несоответствующими Конституции Бурятии.

По рассмотренным делам было вынесено 44 постановления и 53 определения.

И это все о нем

В завершение предоставим слово тем, кто хорошо его знает.

Аюша Будаев, младший брат:

- У бурят есть выражение - тэргын тээли. Это словосочетание применяется в сравнении, мол, надёжен человек, как  ось в телеге. В нашей семье Капитон с детства - стержень семьи. Мама так и говорила: «Манай Капитон, тэргын тээлидаа адлибшу…».

Цыбикжап Тогонов, одноклассник:

- Яриктинцы знали: Капитон одним из первых доит корову. Когда наши мамы выгоняли буренушек, он сидел у калитки, говорил: «А я уже подоил корову…». Он хорошо учился. Преподаватель истории инвалид войны Жамсаран Эрдынеевич  хвалил Капитона.

- Молодец,  события и даты знаешь превосходно…  Пятерка!

Александра Шаракшанэ, почетный работник прокуратуры:

- Когда мы учились в институте, он был старше нас. Запомнились черты характера, сформированные в многодетной, трудолюбивой семье.

Невозможно представить, чтобы он пропустил лекции, не подготовился к семинару. А ведь он окончил простую сельскую школу за пять лет до поступления в институт. В своей группе, среди земляков, Капитон сразу стал авторитетом.

Джамиля  Чимитова, бывший декан юрфака БГУ:

- Капитон Аюрзанаевич до сих пор, уже 22 года, преподает конституционное право.  Написал  более ста статей и научных работ по проблемам конституционного правосудия, конституционного пространства.

Анна Тумурова, коллега по работе в Конституционном суде:

 -  Капитон Аюрзанаевич один из тех профессоров, которым современная юридическая наука и практика обязана многим. Юридическое образование Бурятии напрямую связано с масштабом его личности.  Десятки, а то и сотни юристов в той или иной степени этапы своего профессионального становления связывают с его чутким участием, его мудрыми советами.

Фото: предоставлено Бато Болотовым

Читайте также