Наступивший год является юбилейным для Бурятского государственного университета. За 90 лет вуз прошел долгий путь становления от агро-педагогического до первого классического университета Бурятии.
В настоящее время БГУ является одним из ведущих учебных и научных центров Сибири и Дальнего Востока, в состав которого входят семь факультетов и шесть институтов, осуществляющих подготовку по 120 специальностям и направлениям. Вуз - системообразующее учебное заведение, поскольку готовит кадры для всех органов образования, науки, управления, экономики, здравоохранения, социальной сферы и т. д. Именно здесь реализуются значимые научно-исследовательские проекты, образовательный процесс организован в соответствии с современными трендами и формируются лучшие модели студенческой активности.
«Нам нужны педагоги…»
Необходимость открытия высшего учебного заведения обсуждалась с начала советизации края. В декабре 1921 года на заседании Центрального комитета бурят-монголов Восточной Сибири, в июне-июле 1922 года на объединенной конференции по культурным делам Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР в с. Додо-Анинское Хоринского аймака даже звучал проект Бурят-Монгольского национального университета. Автор проекта Б. Барадин говорил: «Нам нужны педагоги, художники, артисты, деятели внешкольного образования, общественные работники, политические агитаторы, пропагандисты и т.п. …Но не в меньшей мере нам нужны врачи…» Но отсутствие необходимых материальных и интеллектуальных условий в молодой республике не позволяло реализовать эту идею. Поэтому профессиональные специалисты проходили подготовку в центральных вузах страны, за пределами республики.
Начало высшего образования республики было положено в 1926 году открытием Бурят-Монгольского отделения при педагогическом факультете Иркутского государственного университета. А вопрос об организации Бурят-Монгольского института был поставлен в мае 1928 г. на втором объединенном пленуме ОК ВКП(б).
Процедура организации вуза в республике была в соответствие с тем временем одновременно и сложным, и быстрым, и результативным процессом. Подробно этот процесс освещен М.П. Хабаевым, И.И. Осинским, В.М. Пыкиным, Л.А. Зайцевой.
В 1930 г. произошла, в соответствии с потребностями народного хозяйства, реорганизация высшего образования в СССР: высшие специальные учебные заведения с разнородными факультетами превращены в ряд отраслевых высших учебных заведений (институтов). В ведении Народного комиссариата просвещения остались университеты и педагогические институты, остальные вузы передали в ведение соответствующих наркоматов и ведомств. Именно Наркомпрос, оценивая численность учителей в БМАССР, объявил о необходимости открытия в регионе аграрно-педагогического института. По принятой в этот период классификации, в индустриальных вузах готовились учителя для городских школ, а в аграрно-педагогических - для сельских.
Под эгидой Хабаева
Важную роль в организации и становлении высшего образования в Бурятии сыграл заведующий Бурят-Монгольским отделением ИГУ Морхоз Петрович Хабаев.
В июле 1930 года заведующий Бурят-Монгольским отделением ИГУ М.П. Хабаев написал обстоятельную докладную записку в адрес Бурят-Монгольского обкома ВКП(б), в которой содержалась убедительная аргументация и обоснование необходимости открытия высшего педагогического учебного заведения на базе Бурят-Монгольского отделения при педагогическом факультете Иркутского госуниверситета.
16 октября 1930 г. областной комитет партии Бурят-Монгольской АССР принимает постановление «Об организации в г. Верхнеудинске Бурят-Монгольского вуза». Так, по воспоминаниям М.П. Хабаева было вынесено решение об организации первого в истории Бурятии высшего учебного заведения.
Во исполнение указанного постановления Наркомпрос БМАССР в апреле 1931 года подготовил необходимую документацию по организации института и внес свое предложение в Наркомпрос и Госплан РСФСР. В мае 1931 года орготдел ВЦИК РСФСР и оргбюро ЦК ВКП(Б) поддержали предложение руководства автономной республики.
По поводу организации вуза инициативу взяли на себя сразу два ведомства: Наркомпрос РСФСР и Наркомзем СССР. Оба наркомата почти одновременно вынесли решения о необходимости организации агропединститута в Верхнеудинске.
Таким образом, молодая республика получила возможность организации сразу двух вузов на своей территории. М. П. Хабаев еще в начале октября 1931 г. был назначен директором агропединститута по линии Наркомпроса РСФСР, а в конце этого месяца - по линии Наркомзема СССР. Под его непосредственным руководством решались все многочисленные проблемы создания и становления двух первых вузов Бурятии.
Первые шаги
Итогом длительной трудоемкой работы по созданию педагогического вуза в БМАССР стало постановление Совнаркома РСФСР № 33 от 10 января 1932 г. об открытии Бурят-Монгольского агропедагогического института в г. Верхнеудинске. Бурят-Монгольское отделение Иркутского педагогического института в количестве 60 человек было переведено в г. Верхнеудинск и начались занятия. Первые два выпуска отделения состоялись в Иркутске в 1930 и 1931 годах. 36 выпускников 1932 и 1933 гг. в выпускались уже в стенах пединститута в Верхнеудинске. Это были первые специалисты с высшим образованием, получившие дипломы непосредственно в республике.
Для обеспечения более широкого доступа в Бурятский агропединститут рабочих и крестьян осенью 1932 г. при нём был открыт дневной педагогический рабфак с четырехлетним сроком обучения. Сюда поступали юноши и девушки с семилетним и восьмилетним образованием. Кроме того, при педагогическом институте в 1932-1935 гг. функционировали краткосрочные, а в 1936-1940 гг. - годичные и двухгодичные курсы по подготовке в педагогические и учительские институты. За 1932-1940 гг. рабфак и курсы подготовили в институт 477 абитуриентов.
Республиканские власти предоставили институту трехэтажное каменное здание на центральной площади на углу улиц Ленина и Рабочей (Сухэ-Батора).
Официальное открытие Бурят-Монгольского агропедагогического института состоялось 10 февраля 1932 года. Создание высшей школы явилось крупным событием в общественно-политической жизни молодой республики и было воплощением самых смелых идей выдающихся деятелей и просветителей бурятского народа. Оно положило начало становлению и развитию высшей школы Бурятии, широкой подготовке высококвалифицированных кадров и сыграло большую роль в социально-экономическом развитии.
Главной задачей учреждения являлась подготовка высококвалифицированных кадров учителей для национальных школ. Действительно, дефицит в отношении педагогических кадров был значительным в масштабах республики. Необходимо было в максимально сжатые сроки решить вопрос в целях достижения общесоюзных показателей по доле грамотности населения и охвата детей всеобучем.
В структуре вуза были предусмотрены отделения - физико-математическое, естествознания, литературно-лингвистическое и историко-экономическое, позже ставшие базой для формирования факультетов. Основной учебной организацией каждого высшего учебного заведения стали 12 кафедр.
В связи с недостатком педагогических кадров в педагогический институт через систему Наркомпроса привлекались квалифицированные педагоги из европейской части СССР. Благодаря этому в институте сформировался сильный педагогический коллектив, положительно влиявший на качество обучения в нем. Большую роль в этом сыграли М.П. Алексеев, Н.Н. Козьмин, В.Д. Кудрявцев, В.П. Денисов, А.М. Ремизов и М.В. Широковский, из местных кадров - В.Ф. Аханаянов, А.М. Убугунов и другие.
В год образования института было 146 студентов. Первый выпуск студентов пединститута, которые прошли полный курс обучения в республике, состоялся в июне 1936 года. Факультет языка и литературы окончили 13 человек, физико-математический - 9, естествознания - 12. Таким образом, 34 человека стали первыми педагогическими кадрами Бурятии.
Высокий статус
Бурят-Монгольский государственный педагогический институт приобрел статус базового педагогического вуза в регионе. Востребованность образования, полученного в БМГПИ была очень высока.
Результатом колоссального труда выдающихся ученых, организаторов науки и образования, многотысячного профессорско-преподавательского коллектива стало становление Бурятского госуниверситета в качестве одного из ведущих вузов Бурятии и крупнейшего научно-образовательного центра на территории Сибири и Дальнего Востока. За эти десятилетия БГПИ-БГУ подготовил свыше 100 тысяч высококвалифицированных специалистов, которые внесли и продолжают вносить заметный вклад в развитие практически всех отраслей просвещения и экономики страны. На сегодняшний день выпускников университета можно встретить во всех уголках России, а также за рубежом. Каждый из них достойно представляет Бурятию и отечественную систему подготовки кадров. Это известные ученые, общественные и государственные деятели, заслуженные экономисты и юристы, деятели культуры, искусства и литературы, спортсмены предприниматели и телеведущие. Нет ни одного органа государственной власти республики, отрасли экономики и социальной сферы, где бы ни работали выпускники нашего вуза.
Широкую общественность Бурятии объединяет желание видеть университет мощным, высокопрофессиональным и современным учреждением высшей школы, но при этом не потерявшим традиции 90-летнего пути!
10 февраля этого года БГУ имени Доржи Банзарова открывает серию юбилейных мероприятий, посвященных 90-летию со дня своего основания. 30-31 марта на базе вуза состоятся научная конференция и торжественное заседание общественности Республики Бурятия, посвященные 200-летию Доржи Банзарова. 30 сентября пройдет торжественное заседание общественности Республики Бурятия, посвященное 90-летию Бурятского государственного университета.