Общество 26 апр 2022 916

Психолог рассказала, как детей подсаживают на YouTube

Сейчас почти каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда он не может оторвать своего ребенка от экрана телефона или планшета.

Даже дети, которые толком еще не научились говорить, могут часами «залипать» в YouTube, умело тыкая маленькими пальчиками в экраны гаджетов. Почему так происходит, и как мировые корпорации ловят детей в свои сети?

В России 9 из 10 самых популярных YouTube-блогов – детские, а один повествует о жизни хомячков. У этих каналов десятки миллионов подписчиков, а некоторые видео набирают миллиарды просмотров. Безусловный рекордсмен среди роликов - 17-я серия «Маши и Медведя» про кашу, которую посмотрели 4,4 миллиарда раз.  Откуда берутся такие цифры?

«Дети еще не в полной мере умеют управлять своим вниманием, поэтому им бывает сложно на чем-то сконцентрироваться, и наоборот, их очень легко отвлечь и переключить. YouTube использует эту черту в свою пользу: множество ярких и шумных, постоянно сменяющих друг друга картинок создают бесконечный аттракцион, переключающий внимание с одного ролика на другой», - говорит улан-удэнский детский психолог Татьяна Краснова.

Алгоритмы видеохостинга подбирают в рекомендациях такие ролики, которые ребенок смотрел раньше, и которые ему понравятся. Быстро переключаясь, эти видео полностью овладевают вниманием малыша, и «не отпускают» его. Отсюда и миллиарды просмотров – дети «залипают», и не могут оторваться. Чем это опасно?

«Помимо того, что дети часто смотрят в гаджеты в неудобных позах, скрючившись, что чревато чисто физическими проблемами, возникают и психологические. Многие популярные детские каналы показывают жизнь «золотых деток». В которых родители «детей-блогеров» каждый день балуют их дорогими игрушками, гаджетами, устраивают безумно дорогие праздники. Ребенок из обычной российской семьи, глядя на это, может подумать, что это норма, а его собственная жизнь – неполноценна, и это, конечно, очень нехорошо», - считает Татьяна Краснова.

Мировые корпорации прекрасно осведомлены о беззащитности детей перед алгоритмами того же YouTube, и о вреде многих, даже вроде бы безобидных роликов. Но эти миллиарды детских просмотров – востребованный и приносящий колоссальную прибыль товар. В него вставляют скрытую и явную рекламу, с помощью них собирают маркетинговые данные, чтоб зарабатывать еще больше.  

«К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации», - считает Екатерина Мизулина, директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ.