Общество 18 мая 2022 651

В Народном Хурале Бурятии предложили возродить пришкольные участки

По инициативе комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку состоялся круглый стол, посвященный необходимости развития агроэкологических объединений школьников в целях подготовки будущих кадров для агропромышленного комплекса, сообщает газета «Бурятия».

Депутаты и эксперты обсудили вопросы усовершенствования системы ранней профессиональной ориентации детей и молодежи, направленной на развитие их интереса к профессиям агропромышленного комплекса республики.

- Уменьшение количества пришкольных участков, недостаток навыка работы на земле у подрастающего поколения в сельской местности негативно влияет на обеспечение отрасли агропромышленного комплекса региона квалифицированными кадрами. Это на сегодняшний день для агропромышленного комплекса самая актуальная проблема, - сказал председатель комитета НХ РБ по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Дмитрий Швецов.

Заинтересовать детей

На сегодняшний день в Бурятии 124 пришкольных участка, где дети могут знакомиться с азами сельского хозяйства, а два образовательных учреждения в Иволгинском и Тункинском районах получили оборудование для работы агроклассов по федеральной программе «Успех каждого ребенка».

- Нашему учебно-опытному участку более 55 лет. Сейчас его площадь 1,8 гектара. Он состоит из производственного, полевого и овощного отдела. Выращиваем наш известный бренд - чеснок Загана. Доход за прошлый год по учебно-опытному участку школы составил около 50 тысяч рублей - от реализации рассады капусты, а также выращенной капусты. Но есть и головная боль, прежде всего - где приобрести запчасти для своего школьного трактора, а также горюче-смазочные материалы для того, чтобы вспахать свое поле, - рассказала директор Новозаганской средней общеобразовательной школы Наталья Иванова.

По мнению участников совещания, наша республика обладает достаточным потенциалом для развития агроэкологических объединений школьников.

- Необходимо привлекать внимание школьников к профессиям на селе, развивать у них интерес к труду на земле, формировать необходимые навыки. В деревнях люди перестали держать скот, не держат огороды, молоко в деревне покупается в магазинах. Вот эта ситуация, на мой взгляд, неправильная. Живя на земле, как многие коллеги утверждали, и не возделывать земельный участок, не прививать навыки трудового воспитания своим детям - это, считаю, большое упущение. Когда на низовом уровне пришкольные участки будут выявлять одаренных детей, на следующем этапе нас подхватят ссузы и вузы, которые получат возможность принимать в свои ряды уже подготовленных и мотивированных студентов. А они в последующем с большой вероятностью пойдут работать в сельское хозяйство, - считает директор ресурсного эколого-биологического центра РБ Виктор Тимофеев.

Депутаты помогут

Свои предложения высказали и депутаты Народного Хурала Бурятии. Они полностью поддерживают необходимость разработки региональной программы развития агроэкологических объединений школьников, и считают, что это поможет восполнять кадры для сельской местности.

- Полностью поддерживаю идею восстановления пришкольных участков. При каждой школе должен быть школьный сад, огород, теплицы. Чтобы заинтересовать учителей биологии, ведь основная нагрузка ложится на них, им нужно определить компенсацию, стимулирующие выплаты. Нужны агроклассы. В каждом сельскохозяйственном районе необходимо по одному пилотному проекту. И депутаты не должны оставаться в стороне, надо, чтобы каждый в своем районе приобрел для школ теплицы. Почему школьники должны сегодня с лопатой бегать? Давайте купим мотоблок для каждого пришкольного участка и комплект для капельного орошения теплиц. Вот она - малая механизация, без этого не обойтись. И красивую форму ребятишкам купим, комбинезоны, пилотки, чтобы они с удовольствием работали. Деньги на это надо заложить, - подчеркнул председатель комитета НХ РБ по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолий Кушнарёв.

Депутат и ректор БГСХА Бэликто Цыбиков предложил использовать для развития агроэкологических классов заброшенные земельные участки.

- Не у всех школ есть хорошие пришкольные участки. Нужно, чтобы местные администрации при поддержке депутатов нашли брошенные земли, чтобы дети могли получать первые навыки работы на земле, - сказал Бэликто Цыбиков.

Нужна отдельная программа

Подводя итоги круглого стола, участники предложили предусмотреть финансирование из республиканского бюджета для развития агроэкологических объединений школьников, а также вернуться к разработке специальной программы.

- Развитие подобных объединений обсуждалось и раньше. Сейчас разрабатывается проект региональной программы развития агроэкологических объединений школьников, план мероприятий по развитию трудовых агроэкологических объединений. В силу определенных причин, в том числе ограниченного бюджетного финансирования, принятые решения до сих пор не выполнены, - отметил Дмитрий Швецов.

Принято решение сформировать межведомственную рабочую группу по координации развития и поддержки агроэкологических объединений школьников.

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН

Фото: Ивана Подберёзкина