Общество 18 мая 2022 1158

«Экзамены без стресса»: советы психолога о том, как помочь ребенку в период ОГЭ и ЕГЭ

Школьники страны готовятся к экзаменам, которые показывают не только уровень знаний, но и влияют на их самооценку. Что может облегчить школьникам такую проверку? На этот и другие вопросы «Бурятии» ответила педагог-психолог Сужинской школы Иволгинского района Цыцыгма Цыренова.

- Да, это стрессовая ситуация для выпускника. Но, к сожалению, такой она становится потому, что именно родители и учителя придают событию огромное значение, делая акцент на негативные последствия неуспеха на экзамене. То есть, по большому счету, взрослые нагнетают негативные эмоции в еще нестабильном взрослеющем подростке.

Между тем успех или неуспех на экзамене не влияет на самооценку, а является показателем имеющейся самооценки. Таким образом, установки взрослых, повышение самооценки ребенка во время подготовки к экзаменам и задолго до 9, 11 класса, должны стать важным фактором не только для сдачи экзаменов, но и воспитания в целом.

- Цыцыгма Цыденжаповна, какую помощь может оказать психолог в этот период? Есть ли определенные рекомендации?

- Педагог-психолог исследует психоэмоциональное состояние учащихся, проводит коррекционно-развивающие занятия на тему подготовки к экзаменам, выступает на родительских собраниях. Так как причинами одних и тех же чувств, эмоций у учащихся могут служить совершенно разные ситуации, особое внимание и больше времени уделяется индивидуальным занятиям.

Самые важные рекомендации родителям - снизить напряжение и тревожность ребенка, обеспечить подходящие условия для занятий и быть в постоянном контакте с ним.

- Получается, самая главная задача родителя не только в период подготовки к экзаменам, но и в воспитании в целом, быть на стороне ребенка, быть адекватным, эмоционально стабильным…

- Действительно, родители зачастую, желая добра своему ребенку, желая видеть в будущем «хорошего» человека, как результат своих «трудов», перестают замечать потребности и желания самого ребенка в разные возрастные периоды, что приводит к конфликтам.

Если мы говорим об учащихся 9 классов, то необходимо знать, что в 14 лет начинается переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача.

Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился). Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии.

Как правило, у выпускников упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате.

С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно». Или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее, родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.

- Роль школьного психолога в современных условиях возрастает. Расскажите немного о своей работе.

- В связи с тем, что школьное образование претерпевает значительные изменения, роль школьного психолога действительно возрастает. Основные традиционные формы, а это и психологическое просвещение, и психопрофилактика, и диагностические мероприятия, остаются первостепенными.

Одним словом, современный педагог-психолог в образовании - это востребованный универсальный специалист: учитель, воспитатель, тьютор, педагог и менеджер с широкой сферой деятельности, современным гибким мышлением, взаимодействующий и эффективно работающий со всеми участниками образовательного процесса.

Советы родителям педагога-психолога Цыцыгмы Цыреновой

  •  Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально сорваться.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у него будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу. Также желательно внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать). Если ребенок не знает ответа на вопрос или не уверен, пусть пропустит его и отметит, чтобы потом к нему вернуться. Ну, а если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Визитная карточка

Цыцыгма Цыренова - лауреат конкурса «Педагог-психолог Бурятии-2020». Фото предоставлено героиней публикации

Цыцыгма Цыренова - дипломированный психолог с 16-летним стажем. В рабочей копилке - более 100 пройденных вебинаров, семинаров, курсов повышения квалификации. Из профессиональных достижений: 1 место в краевом конкурсе «Лучший медиа-педагог Забайкалья-2014»; 1 место на муниципальном этапе всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2020»; 3 место в республиканском конкурсе «Педагог-психолог Бурятии-2020». Любящая супруга, мама четырех детей.  Кредо: «В каждом из нас есть ресурсы для достижения своего счастья, но ввиду разных жизненных обстоятельств мы начинаем о них забывать».

 Справка

Новое расписание ОГЭ предусматривает по два дня для проведения наиболее массовых экзаменов (по русскому языку, математике и обществознанию) в основной период. Для девятиклассников он придется на период с 19 мая по 22 июня, резервные дни – с 4 по 9 июля. Для одиннадцатиклассников основной период - с 26 мая по 2 июля, дополнительный - с 5 по 20 сентября 2022 года.

Автор: Беседовала Светлана ДОНИРОВА

Фото: pixabay