Общество 20 мая 2022 991

«Недетские вопросы»: почему Бурятии нужно больше школьных психологов

В рамках подготовки к круглому столу по инициативе комитета Народного Хурала РБ по социальной политике состоялось выездное рабочее совещание. Депутаты посетили СИЗО-1, Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и школу № 26, сообщает газета «Бурятия».

Стремиться к нулю

В следственном изоляторе парламентарии встретились с несовершеннолетними, которые сейчас отбывают наказание. Председатель комитета НХ РБ по социальной политике Игорь Марковец отметил, что все дети адекватные - сожалеют о совершенных деяниях и мечтают «повернуть время вспять».

- Если мы упускаем моменты воспитания на уровне школы, детского сада, совсем маленьких ребятишек, то в итоге можно прийти к тому, что подростки совершают уголовные преступления и оказываются в местах заключения. Нам бы хотелось, чтобы та профилактика, которая проводится сейчас в школах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, где есть хорошие специалисты, продолжалась. Тогда дети уже вряд ли попадут в места заключения. Нужно стремиться к «нулевой занятости» нашего СИЗО. Если еще 20 лет назад таких подростков было более 250 человек, то сейчас - 11. Видно, что работа ведется не только государством, но и неравнодушными людьми, которые ежедневно занимаются воспитанием и образованием наших детей. Такая работа ни в коем случае не должна останавливаться и совершенствоваться, - заявил Игорь Марковец.

Каждый - под присмотром

В Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних на сегодня находятся 32 ребенка, а всего центр рассчитан на 37 детей.

Основной целью центра является социальное обслуживание и сопровождение несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализация мероприятий по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

В центре функционируют несколько профильных отделений, о работе одного из них рассказал директор Александр Беняш.

- Цель работы отделения социальной диагностики и социальной реабилитации - создание эмоционально-комфортной среды для благополучной адаптации, основанной на оказании помощи в преодолении трудностей и реабилитации воспитанников через раскрытие интеллектуальных и творческих резервов, развитие интересов, склонностей и способностей каждого ребенка. Кроме этого, мы занимаемся перевозкой несовершеннолетних, которые самовольно ушли из дома из других регионов, мы возвращаем их к постоянному месту жительству, - подчеркнул Александр Беняш.

Особое внимание в работе центра уделяется психологической поддержке детей и родителей или законных представителей. И, по словам психолога центра, одна из главных проблем - нехватка высококвалифицированных кадров.

В среднем за год через центр проходят около 300 детей по различным основаниям, в том числе: личное заявление несовершеннолетнего, заявление родителей или законного представителя, направление органа социальной защиты населения, рапорт органов внутренних дел, ходатайство должностного лица или органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласованное с управлением социальной защиты.

- В центре мы посмотрели, в каких условиях живут дети, когда они, по разным причинам, остались без родителей или попечения. Условия улучшаются с каждым годом, и больше всего нас порадовало, что есть определенное снижение числа детей, которые находятся в центре. У нас становится меньше детей - так называемых сирот при живых родителях. Это говорит о том, что родители начинают более ответственно относиться к своим обязанностям и программа поддержки семей, о которой объявил Президент России Владимир Путин, работает, - отметил Игорь Марковец.

Воспитанники центра регулярно принимают участие в городских, республиканских, а также всероссийских олимпиадах и конкурсах как технического, так и творческого направлений, на которых дети занимают призовые места.

Уметь договариваться

Во время посещения школы № 26 депутаты еще раз обсудили инцидент, который недавно произошел в образовательном учреждении.

- К сожалению, произошел такой случай, который вызвал резонанс в обществе. Этот вопрос поднимался на прошедшей сессии Народного Хурала республики. Обсуждая проблему среди депутатов, мы понимаем, что данная ситуация не системная, а единичный случай. При этом, если мы не будем поддерживать и защищать учителей, то это может повториться не раз. При этом не снимается вина и с учителя, раз он работает с детьми, то должен понимать, что несет ответственность за любое грубое слово, - сказал Игорь Марковец.

Директор школы разъяснила ситуацию, отметив, что проведена служебная проверка, и на сегодняшний момент все принесли друг другу извинения, конфликт исчерпан. При этом, мать ребенка выразила желание перевести его в другую школу.

- Мы провели беседу с мамой мальчика, с преподавателем, все они объяснили свою позицию. Но мама хочет перевести ребенка в другую школу. Мы прилагаем все усилия, чтобы ребенок остался. Он продолжает общаться с одноклассниками, на родительском собрании родители предложили свою помощь, но пока ситуация вот такая, - рассказала директор школы № 26 Людмила Мункуева.

Свою позицию высказала председатель комитета по образованию Улан-Удэ Татьяна Митрофанова, отметив, что особое внимание нужно уделять психологической работе с детьми и родителями, а также развивать медиацию в образовательных учреждениях.

- На встрече с учителями мы постоянно повторяем, что взрослый человек не должен вступать в конфликт с ребенком. У учителя должен быть принцип - не навреди. Чтобы избежать в дальнейшем подобных ситуаций, необходимо проводить курсы повышения квалификации, тренинги для снижения конфликтных ситуаций. Нужно больше внимание уделять медиации, новым методикам в образовании и воспитании детей, - считает Татьяна Митрофанова.

По мнению Игоря Марковца, сегодня надо укреплять статус учителя, как на федеральном уровне, так и на региональном. Иначе в скором будущем, как отметил парламентарий, мы можем вообще остаться без специалистов.

- Что касается данной ситуации, нужно уметь договариваться. Должен работать не только психолог, чтобы решать конфликтные ситуации. Главное - чтобы у людей после конфликта не оставалось злости, чтобы было общее понимание. Мы не должны просто кого-то наказать, люди должны прийти к общему пониманию. В жизни бывают разные ситуации, но всегда нужно оставаться человеком. Ты становишься более сильным, когда умеешь договариваться и прощать. Дети должны относиться к своим родителям, учителям с уважением, а взрослые к детям - как к равным, помогать им, поддерживать, - подчеркнул Игорь Марковец.

По итогам рабочей поездки депутаты приняли решение рассмотреть возможность увеличения количества ставок психологов в образовательных учреждениях и выделить дополнительные средства на образование и воспитание наших детей.

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН

Фото: Ивана Подберёзкина