Общество 3 июн 2022 1097

​Где хоронить улан-удэнских буддистов?

© фото: Александр Махачкеев

В столице Бурятии обостряется проблема захоронения горожан по традиционному буддийскому обряду.

На днях прошла встреча администрации Иволгинского района с руководством Буддийской традиционной Сангхи России. Резиденция Пандито Хамбо ламы находится на территории района в Иволгинском дацане и, соответственно, стороны находятся в постоянном и тесном контакте. На этот раз одной из тем беседы стала проблема бурятского кладбища около моста через Селенгу и скалы со скульптурной композицией «Олени».

По словам главы района Николая Емонакова, оно уже заполнено практически под завязку. Свободной площади осталось, максимум, на год–два. На кладбище нет администрации, хоронят хаотично, при этом никакого ухода за могилами нет. По традиции, ходить на бурятские кладбища не принято. А также устанавливать оградки и надгробия. Поэтому на традиционных сельских бурятских кладбищах царят чистота и порядок. Ничего лишнего! Буряты верят, что чем быстрее исчезнет бугорок на могиле, тем лучше. Проходит время и дожди, снег и ветер сравнивают холмики с землёй. Женщинам - рождающим жизнь, запрещено посещать их, и они даже не знают, как выглядят эти особые места, где соединяются миры живых и мёртвых.

Почти в любой культуре места вечного упокоения являются средоточием смерти и тёмных сил, связанных с ней. В массовой культуре это черти, зомби, вампиры и прочая нечисть. У бурят кладбище это территория Эрлик Хана - Хозяина смерти. Похоронами занимаются мужчины. А в старину труп и вовсе просто «теряли» в степи – «гээгдээ».

Старинные бурятские кладбища отражают буддийский философский, ритуальный и экологический подходы. Таким является место успокоения Хамбо ламы Итигэлова на склоне горы близ Хурамши в Иволгинском районе. С неё открывается прекрасный вид на Оронгойскую долину и на Янгажинский дацан. Оно и является кладбищем лам этого дацана. В густой, в эту пору изумрудно зеленой траве тут и там виднеются вертикальные надгробия со старомонгольской и тибетской вязью. На одном даже есть портрет ламы.

Здесь их погребали в начале прошлого века и во времена СССР. Здесь же 75 лет провёл Хамбо лама Этигэлов, уйдя в посмертную медитацию. После того как его Нетленное тело увезли в Иволгинский дацан, на месте его временного пребывания (написать – могилы, рука не поднимается) воздвигли субурган.

В Аларском районе Иркутской области около сёл Жалгай, Аларь, Куркат, Киркей и Зоны сохранились каменные могильные плиты. Они стоят в вертикальном поло­жении, и на них отчетливо видны слова на старомонгольском, тибет­ском и русском языках. В надписях по-русски можно разобрать даты смерти покойных, имена и фами­лии. В переводе со старомонгольского они гласят: «Пусть найдёт хорошее перерождение и избавится от страданий умерший (такой-то) в 1903 году». Это вполне соотносится с основной целью буддийской по­гребальной обрядности: хорошему перерождению усопшего. 

Однако бурятское кладбище около «Оленей» испытало современные веяния. На многих могилах установлены надгробия, а оградки увешаны венками из пластика. Без соответствующего ухода (как это принято у русских по православному обычаю на Родительский день) все это превращается в мусор.

Проблема особенно усугубилась с наплывом сельчан в Улан-Удэ. Захоронение на родовых кладбищах в родных сёлах становится трудоёмким и не всем доступным делом. К тому же в обезлюдевших сёлах некому рыть могилы. Тем не менее, ламы советуют хоронить на родовых кладбищах. Как в своё время поэтично сказал лама и поэт Матвей Чойбонов: «В родной земле даже кости покрываются золотом».

И действительно, по самым главным религиозным праздникам – на Сагаалган и обоо - буддисты едут в родовые дацаны. А смерть ещё более важное событие в жизни каждого буддиста, это момент прощания со старым телом и обретения нового. 

Хамбо лама Аюшеев считает, что кроме Иволгинского района, в решении проблемы могут принять участие и другие пригородные районы. Выходцам из восточных районов республики ближе Заиграевский район, из Баргузинской долины - Прибайкальский и т.д. В целом руководство Иволгинского района нашло понимание и поддержку Сангхи в этом сложном вопросе и намерено найти в ближайшем будущем его оптимальное решение.

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев