Общество 29 июн 2022 508

Хамбо лама Дамба Аюшеев рассказал легенду о Санаге

Эту историю глава буддистов России поведал накануне церемонии освящения статуи Арья Баалы в Закаменском районе.  

Напомним, освящение 41-метровой статуи Будды сострадания Арья Баалы в Санаге состится 13 июля.

Этот четырехрукий бодхисаттва ( на санскрите его зовут Авалокитешвара) когда-то дал клятву помогать всем живым существам и спасать всех живых существ от различных невзгод и жизненных неурядиц. Он - олицетворение вселенского сострадания. Известная молитва - "Ом Мани Пад Ме Хум" является мантрой именно этого божества.

- Санага - слово, со временем трансформированное от "Саана газар", дальняя земля, - рассказал накануне Хамбо лама Дамба Аюшеев. - Именно так это место назвал основатель буддийской традиции в Бурятии - первый Хамбо лама Доржо Заяев. Дальше внимательно. Раем для буддистов является Чистая страна Будды Амитабхи - Диваажин. Именно туда может отправить человек во время и после смерти свое сознание.

Почти 200 лет назад, согласно рассказу Хамбо ламы Аюшеева, в 1834 году, вблизи Санаги в местности Номтогол, что в переводе с бурятского означает "Долина знаний", начал свою историю один из самых крупных буддийских храмовых комплексов в Бурятии. Здесь в самые лучшие времена служили около 700 лам! Факультет буддийской философии здесь был настолько мощным, что выпускал не только со званием Геше, но и со званием Габжи и Лхарамба. Здесь также был центр тибетской медицины. Помимо лечения травами, здесь оперировали опухоли.

Отдельное здание занимала библиотека, где хранились священные тексты, которые были напечатаны тоже здесь. Жизнь большого дацана кипела, проводились большие хуралы (молебны) и даже мистерия ЦАМ, которую могли себе позволить далеко не все храмы. Жители Закамны, Тунки, Оки и соседней Монголии приезжали в этот крупный буддийский центр не только молиться, но и отдавали сыновей в хувараки, чтобы в будущем они стали ламами. Раньше в Бурятии, как правило, третьего сына отдавали в дацан. В храмовом комплексе был ещё Диваажин дуган, посвящённый Чистой стране Будды Амитабхи. Там проводили Диваажин хурал, который способствует хорошему перерождению умершего. Его стены были расписаны сценами бардо (состояние между смертью и новым рождением).

- Возможно, поэтому за Санагой, где был огромный центр знаний с живыми хранителями тысячелетней мудрости, закрепилось представление как о Санаа газар -земном рае, который наиболее всего близок к вечному, Диваажину, - отмечает Хамбо лама Аюшеев.

В 30-е годы прошлого века храмовый комплекс был разрушен. Были репрессированы более 500 лам и столько же хувараков. Но, восстановленный в 1991 году и обновлённый Санагинский дацан "Даша Пунсэглинг" в настоящее время оказывает большое влияние на местное население, выросло новое поколение юных санагинцев, при жизни которых дацан всегда был, и буддизм для них теперь не только религия, но и образ жизни.

Фото: Буряад аман зохёол