Общество 11 авг 2022 1022

Глава Бурятии: «Автопарк будем обновлять и пополнять»

Общественный транспорт – это артерия города, важнейшая жизнеобеспечивающая составляющая, которая должна работать как часы, без сбоев, одна из ключевых составляющих гармоничного развития Улан-Удэ, пишет газета «Бурятия».

По данным ВЦИОМ, более 20 % россиян ежедневно пользуются общественным транспортом. При этом данный вид транспорта - один из самых безопасных. Поэтому власти уделяют ему пристальное внимание. В республике продолжается работы по модернизации и обновлению общественного автотранспорта. В Бурятии эта работа усилилась с приходом на должность Главы региона Алексея Цыденова.

Транспортный вопрос

В конце 2020 года Владимир Путин в режиме видеоконференции провел встречу с Главой Бурятии Алексеем Цыденовым. В ходе разговора с Президентом РФ Глава региона выпукло обозначил актуальный для республики вопрос по развитию общественного транспорта и затронул тему о дефиците муниципальных автобусов в республике.

- К сожалению, в 1990-х и в начале 2000-х годов были приняты не совсем правильные решения, и муниципального транспорта фактически не осталось, - вкратце обрисовал ситуацию по проблематике общественного транспорта руководитель региона.

По словам экономиста Алдара Бадмаева, в свое время в нашем городе организация городского муниципального транспорта, по сути, обвалилась одномоментно.

- Городские автобусы ходили, потом вдруг они исчезли: за очень короткий срок материальная база была уничтожена, и все перевозки стали осуществляться на маршрутках,- пояснил он.

К осени 2019 года на первый план вышла проблема о необходимости обновления парка муниципальных автобусов, которые частенько выходили из строя: на то время средний возраст городского муниципального транспорта составлял 13 лет, а самого старого автобуса - 23 года. Алексей Цыденов проинформировал Президента РФ о том, что в октябре 2020 года в Бурятию пришло 42 новых автобуса, но для системного решения вопроса нужно гораздо больше, и это можно сделать в рамках государственно-частного партнерства. После этого глава государства сформулировал соответствующее поручение Правительству РФ.

В июле 2021 года Глава региона, отвечая на вопрос депутата Анатолия Ковалёва на сессии Хурала, пролил свет на то, как идет исполнение поручения Президента по автобусам. Алексей Цыденов разъяснил, что эксплуатация автобусов на базе МУП обходится дороже, чем у частников, и себестоимость муниципального автобуса гораздо выше, но это «не значит, что от этого будем отказываться: сейчас есть поручение Президента».

Автобусный парк

Как сообщил руководитель региона, Правительство республики отрабатывает с минтрансом РФ схему с учетом того, что она концессионная, и там предусмотрено софинансирование. Алексей Цыденов уточнил, что республиканский бюджет не позволяет выйти на полное софинансирование, и что с минтрансом РФ согласована государственная транспортно-лизинговая компания. Глава республики заметил, что затраты на эксплуатацию автобусов вырастут, но в любом случае «парк будем увеличивать, причем большими автобусами (большой вместимости)» и «качество транспортного обслуживания будем повышать, и никаких других вариантов мы тут не рассматриваем». Позднее, в сентябре, отвечая на вопросы граждан в прямом эфире в соцсетях, он подтвердил информацию о том, вопрос по поставке автобусов отрабатывается с минтрансом РФ: «сейчас запускаем программу министерства транспорта России», которая идет «через государственную транспортную лизинговую кампанию, но в итоге мы все равно количество автобусов в городе увеличим».

Осенью 2021 года на заседании городского Совета по развитию транспорта рассмотрели вопрос по исполнению декабрьского поручения Президента РФ о проработке предложений по обновлению парка пассажирского общественного транспорта в Улан-Удэ. Предполагалось, что эти автобусы поступят в 2022-2023 годах, и их планируется разместить на базе МУП «Городские маршруты». Автобусы большой вместимости будут выполнять функцию магистральных, а автобусы малой вместимости - подвозящих к трамвайной линии и магистральным маршрутам.

В октябре 2021 года на заседании Президиума Госсовета РФ Алексей Цыденов, который возглавляет его комиссию по направлению «Транспорт», предложил создать единую для всех регионов РФ программу развития общественного транспорта и просил в рамках транспортной стратегии РФ предусмотреть меры прямой поддержки регионов.

Далее, следуя курсу на кардинальное обновление пассажирского автобусного парка, как рассказал Алексей Цыденов, Бурятия, не дожидаясь федеральных программ, изыскала средства на приобретение порядка 30 автобусов большой вместимости.

- Своими деньгами, за счет того, что у нас экономика выросла, мы городу выделяем средства, - уточнил Глава.

Это за счет дополнительных бюджетных доходов, полученных от деятельности крупных предприятий промышленности и добывающей отрасли, из республиканского бюджета на покупку автобусов для Улан-Удэ выделят 300 млн рублей.

3 декабря 2021 года по итогам заседания Правительства РФ стало известно, что Бурятия дополнительно получит из федерального бюджета 860 млн рублей в виде субсидий. Как сообщил Глава Бурятии, часть из этих средств направят на решение задач первостепенной важности, включая покупку новых больших автобусов и решение проблемы общественного транспорта.

В июне 2022 года минтранс РФ одобрил заявку Бурятии. Как написал в своем телеграм-канале Алексей Цыденов, общественный транспорт в Улан-Удэ пополнится 73 большими автобусами благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные дороги, и «это стало первым шагом в пополнении городского автопарка, автобусы планируется закупить по льготной ставке до конца 2022 года».

В конце июля этого года ВЭБ.РФ и АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) подписали кредитные соглашения в рамках реализации проекта по обновлению городского общественного транспорта в Улан-Удэ. Кредитные средства ВЭБ.РФ на общую сумму 978 млн рублей, предоставленные ГТЛК, будут направлены на приобретение большой партии автобусов отечественных производителей. До конца текущего года перевозчикам Улан-Удэ предоставят в лизинг 65 автобусов среднего класса «ПАЗ 320435-04» и 59 автобусов большого класса «VOLGABUS 5270». Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков пояснил, что до конца августа в столицу Бурятии поставят первые 11 автобусов большого класса, подготовленные для эксплуатации в условиях жаркого лета и сильных морозов.

Автобус большого класса VOLGABUS 5270. Фото: телеграм-канал Игоря Шутенкова

По словам Игоря Шутенкова, по итогам торгов в МУП «Городские маршруты» поступят 65 автобусов среднего класса «ПАЗ». Таким образом, благодаря усилиям Алексея Цыденова, вопрос по обновлению городского общественного автотранспорта республики вышел на федеральный уровень и поддержан на самом высоком уровне.

Кстати, недавно состоялось заседание правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством полпреда Президента РФ в ДФО. Юрий Трутнев поддержал выделение средств президентской дальневосточной субсидии. Нашей республике одобрено выделение 84 млн рулей на приобретение в 2022 году 14 автобусов (8 автобусов «ПАЗ» и 6 микроавтобусов «ГАЗель») для Кяхты, Северобайкальска, Закаменска.

 Прямая речь

 Глава Бурятии Алексей Цыденов

- Планомерно идем не только к обновлению, но и к пополнению автобусного городского общественного транспорта. Понимаем, что Улан-Удэ растет, увеличивается население, строятся новые кварталы, нужен комфортный и вместительный транспорт.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: пресс-служба мэрии Улан-Удэ