После окончания обучения в родном хореографическом училище она продолжила образование в Ленинграде, где и попала в руки легендарных Варвары Павловны Мей и Елены Васильевны Ширипиной, учениц самой Агриппины Вагановой.
От них она получила линию преемственности, восходящую к самой основательнице русского балета, чьей балетной "внучкой" её можно считать. У легендарного для Бурятии педагога старосветские манеры, словно общаешься с наставницей из института благородных девиц. Посадка головы, выгнутая спина и спокойная, выверенная речь.
- Издержки воспитания, - шутит педагог. - А если серьёзно, нас так воспитывали учителя. Мы, воспитанницы хореографического училища, всегда хотели быть похожими на них. Я до сих пор чувствую спиной строгий и любящий взгляд моего педагога по классическому танцу Энгельсины Александровны Кондратьевой, выпускницы Ленинградского хореографического училища из первого бурятского набора детей. Боже, как мы её обожали!
Наталья Алексеевна считает, что педагог должен быть образцом и примером для подражания детей во всём. Даже походка должна быть грациозной, "балетной". Сменились исторические эпохи и правители, а через руки Натальи Абыковой прошли поколения учеников.
- Нынешние дети уже не те, что мы, которые были одержимы балетом. В нашу бытность детьми балет только начинал своё становление в Бурятии. Мы были какие-то фанатики, - вспоминает Абыкова. - Сейчас пошла молодёжь более прагматичная. Им надо всё и сразу. Знают свои права, на них и голос не поднимешь, не то что накажешь. А в наше времена учителя были строгие, могли выставить с урока за дверь, и не впустить пока не извинишься за свою провинность.
По сведениям министерства культуры Бурятии, в ожерелье наград и званий заслуженного педагога - почётный статус "Отличник культуры Республики Саха-Якутия". Получила Абыкова его за успехи своих воспитанников из северной республики, которые до открытия своей балетной школы, учились в Бурятии. В частности, она воспитала Гульнару Егорову-Дулову, народную артистку Саха-Якутии, Бориса Матвеева, заслуженного артиста Саха-Якутии, и многих других талантливых и именитых учеников, работающих по всей стране и за рубежом.
По словам педагога, на каждом восьмилетнем этапе обучения к детям нужен разный подход. Младших надо брать пряниками и лаской. С ними нужно обращаться нежно, как с нераспустившимся ещё цветочным бутоном. Со средними уже сложнее: идёт подростковый период, бунтарский, у каждого ребёнка свое мнение. С ними надо как с равными, нужна аргументированная работа. Так, при правильном научном подходе к физическим нагрузкам можно добиться артистического долголетия, да и просто человеческого здоровья, считает хореограф.
Наталья Абыкова сейчас продолжает свою преподавательскую деятельность в родном Бурятском хореографическом колледже имени Сахьяновой и Абашеева. Зона её ответственности - методика классического танца. Воспитанники Абыковой - четвёртое поколение в вагановской линии русского балета, можно сказать, уже балетные "правнуки" Агриппины Вагановой, приемники её великой школы.
Наталья Николаевна гордится своими учениками. Этим летом министр культуры Бурятии Соелма Дагаева вручила Наталье Алексеевне государственную награду - знак отличия "Почётный наставник Республики Бурятия", который присвоен Абыковой указом главы Бурятии Алексея Цыденова.
Фото: Минкульт РБ