Общество 21 сен 2022 3938

Легенды и мифы Бурятии: Призраки Пади убиенных

Еще пару столетий назад об этом месте ходили жуткие истории.

© фото: Чингис Болотов

Сегодня это культурный объект Бурятии, перевалочный пункт для туристов.

Гостям здесь рассказывают о Гэсэре, Гусином озере, реже – о том, что на этом самом месте случилась битва между казаками и армией монгольского Тушету хана. Но еще пару столетий назад место сие пользовалось исключительно дурной славой среди проезжавших мимо ямщиков, караванщиков и купцов. И те и другие, и третьи судачили о том, что здесь обитают призраки, способные грабить и убивать.

Перевал убиенных

Поводов для рождения страшных историй здесь и ныне хватает. Любое место, где убили много людей, жители Бурятии всегда старались обходить стороной. В этом же месте в свое время убили очень много людей.

В Пади убиенных почему-то не проводились раскопки, во всяком случае, официальных упоминаний об этом нет. Между тем именно в ней недалеко от Гусиного озера бывший гетман левобережной Украины Демьян Многогрешный остановил подданного империи Цин, монгольского хана Чимид-Доржи, известного так же, как Тушету хан. В 1688 году во главе 5-тысячного отряда этот хан взял в осаду символ русской власти в Забайкалье - Селенгинский острог.

Командовать обороной деревянной крепости выпало бывшему гетману Многрешному, которому к тому времени исполнилось почти 60 лет. Под его началом было всего 294 человека – 17 казаков, 98 стрельцов, 49 мещан и купцов, 10 подьячих. С этими силами Демьян выдержал 13 недель осады.

Дождавшись подкрепления из других острогов, Многогрешный решил дать бой монголам. В нескольких верстах от крепости казаки и стрельцы под предводительством ссыльного гетмана атаковали во много раз превосходящего в численности противника. Во время битвы было уничтожено несколько тысяч кочевников. Место сражения с тех пор и называют Падью убиенных.

Призраки-грабители

Первые официальные упоминания о призраках из Пади убиенных появляются почти два столетия спустя. Тогда это место называлось перевал Убиенных. Нападения здесь поначалу совершались только на самых беспечных ямщиков, потому и особого значения этим фактам сразу не придали. По многим забайкальским трактам тех лет имелись местечки, где нападали и грабили. Обычно это были или падь между двумя хребтами, или «верхушка» горы, въезд и спуск с которой осложнялся крутыми скатами.

Однако крестов по дороге, ведущей через мрачный перевал, становилось все больше и больше. И проходя сие места с обозами, ямщики стали сбиваться в группы со старшим во главе. По пути к этому перевалу люди даже молились на встречные храмы, ставили свечи в часовенках. И все чаще и чаще путники рассказывали о призраках, прытких, неуловимых и, способных убить человека.

Тут то и начали люди вспоминать о том, что это за места. Со временем они, кстати, стали подмечать, что призраки боятся кистеней, граненых гирек весом в два фунта на цепочке, прикрепленной к крепкой надежной палке. Ударом кистеня по голове можно было разбить череп, а размахивая им вокруг себя – держать разбойников, а стало быть и призраков тоже - на большом от себя расстоянии.

Как-то раз один бесстрашный ямщик несмотря на жуткие истории поехал через перевал в одиночку. Напали на него вечером призраки, взмахнул он кистенем, и зашиб одного из тех чудищ. Остальные разбежались. Осмотрел это чудище ямщик, и узнал в нем ряженного воришку, что не так уж и давно промышлял в Кяхтинской слободе «чаерезом».

Но, видимо, далеко не все в тех краях и в те времена были такие же бесстрашные. А посему ближе им в итоге оказалась другая история, о том, как призраков на перевале извели. Мол, как-то через этот перевал шел странник-монах, бадарчин. По всей видимости и его призраки решили атаковать. Но монах тот был высоко реализованным практиком. Провел он на перевале молебен, и начали призраки исчезать один за другим.

След на камне

Спустя время очевиден тот факт, что страшилки о призраках с перевала Убиенных стали возникать в годы расцвета Чайного пути. В 1727 году русский дипломат Савва Рагудзинский-Владиславич заключил с Китаем договор, что дало возможность открыть новый крупный торговый пункт – Кяхтинскую слободу у крепости, именовавшейся тогда Троицкосавск. На китайской стороне так же быстро вырос и расцвел торговый «брат-близнец» Кяхты - Маймачен. Именно с этого момента открывается знаменитый «чайный путь», протянувшийся от Уханя до Санкт-Петербурга.

В Китай шли ситец и пушнина, из Китая – чай, ткани, фарфор, драгоценные камни и металлы, сахар-леденец. Причем чай постоянно рос в цене, поскольку его уже из Москвы с неизменной выгодой перепродавали в Европу. В середине XIX века около половины чайных потребностей жителей Европы перекрывали поставки именно «русского чая» из Кяхты.

К слову, перед началом Крымской компании в Англии и Франции именно возможная угроза отсутствия чая из Кяхты в итоге вызвала взрывной рост количества чайных плантаций в Индии.

Все это стало поводом для появления организованных преступных группировок, как правило возглавляемых дельцами из числа тех же купцов. Они нанимали и объединяли «чаерезов», мелких, ловких воришек, умевших увернуться от гирьки кистеня и в то же время отщипнуть от воза увязку чая.

Затем лидерам чайных ОПГ пришла идея разыграть представление на перевале Убиенных. Они же и байки жуткие распускали. Брошенная перепуганным ямщиком телега с чаем сулила просто баснословные барыши. А если не убегал ямщик, и прирезать его не возбранялось. Игра в любом случае стоила свеч.

История призраков с перевала Убиенных, соответственно и окончательно уходит в лету с появлением Транссибирской магистрали. Именно эта магистраль, как известно, стала причиной банкротства великого Чайного пути. А с банкротством Чайного пути и актуальность чайных ОПГ тоже сошла на нет.

И все же есть один момент, который свидетельствует о том, что и без призраков реальных в этой истории не обошлось. Говорят, есть в Пади убиенных камень, на котором естественным образом обозначилась буддийская молитва на тибетском языке. И этот камень, якобы, упомянутый ваше странствующий монах во время молебна в пади использовал как столик для своих книг. Камень тот, говорят, и сегодня там валяется. И если это так, то и призраки, наверняка, все еще где-то там.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Фото: Чингис Болотов