Общество 24 сен 2022 1318

Бурятия среди ведущих регионов по поиску участников вооружённого конфликта на Корейском полуострове

«Забытые... на 45 лет». Так называется книга краеведа Очира Цыбикова, который неустанно занимается поиском и увековечиванием имен участников Корейской войны, пишет газета «Бурятия».

«Забытые... на 45 лет». Так называется книга краеведа Очира Цыбикова, который неустанно занимается поиском и увековечиванием имен участников Корейской войны, пишет газета «Бурятия».

Название издания как нельзя лучше соответствует действительности: многие годы тема войны на Корейском полуострове была под табу, а сама война 1950-1953 годов - под грифом «секретно».

Поисковик-патриот Очир Цыбиков

Наш разговор с поисковиком, зампредседателя Российской общественной организации «Совет ветеранов Корейской войны 1950-1953 гг.», представителем «Боевого братства» Очиром Цыбиковым начался с рассказа о его отце Цыбике Жамьянове, участнике той самой «засекреченной» войны.

- Мой отец Цыбик Жамьянов родился в селе Судунтуй, работал и жил в селе Урдо-Ага Агинскго округа. Я родился в 1950 году, когда отец уже был на Корейской войне. Его призвали в 1949-м, а в 1950-м он уже был в Корее, где воевал три года. Он ничего не рассказывал о войне. Отца не стало в 2012 году, а я начал собирать материалы о той войне в 2018-м,- рассказал он.

- Очир Цыбикович, с чего начались ваши поиски по восстановлению имён воинов, сражавшихся на Корейском полуострове?

- Отправной точкой для поисковой работы стали розыски в свое время утерянной медали отца «Китайско-Советская дружба», которой советские воины награждались за личное мужество, проявленное во время «забытой» войны. Для меня было важно восстановить ее, и мне удалось это сделать. С того момента я задался целью: ради всех ветеранов Корейской войны рассказать их истории, увековечить имена. Так началась моя работа по поиску участников боевых действий в Северной Корее. Искать я начал с родного Агинского округа. Только из нашего села Урдо-Ага там воевали шесть человек. На сегодня, по моим данным, из Аги в «секретной» войне участвовало 48 человек. К сожалению, сейчас в живых никого не осталось.

- Постепенно круг вашего поиска расширялся…

- Со временем я стал искать забытых участников «неизвестной» войны и в Бурятии. Потом удалось разыскать и составить список ветеранов из Тывы, Иркутской области, Забайкальского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия), Томской, Омской, Московской областей и других регионов России. Я собрал материалы на 2600 участников войны в Корее из разных регионов, в том числе из Бурятии на 500 человек, из них - пять ветеранов здравствуют.

Уточню, что моя задача - собирать информацию о воинах, которые служили в наземных войсках - пехотинцах, артиллеристах, шоферах, связистах, зенитчиках и т.д. Об авиаторах-участниках «необъявленной» войны собран огромный материал. Что касается нашей республики, то есть уникальные офицеры и солдаты, которые сражались как на фронтах Великой Отечественной войны, так и в боях на Корейском полуострове, например, генерал-майор артиллерии Иван Разинцев. Кстати, по всей России я собрал данные на 66 генералов, которые участвовали в Корейской войне. Еще один интересный факт: в этом вооруженном конфликте принимали участие 45 летчиков, получивших Звезду Героя в годы Великой Отечественной войны, а еще 22 летчика удостоились звания Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в Корее. На Корейском полуострове воевал наш земляк из Улан-Удэ летчик-истребитель Владимир Шабалин.

- Четыре года назад параллельно с поисковой работой вы начали увековечивать память о «корейцах» - участниках вооружённого конфликта пятидесятых годов?

- Так и было. В 2018 году в интернете я нашел, что в Москве есть музей Корейской войны. Ранее назывался музеем воинов-интернационалистов 64-го истребительного авиационного корпуса. Председателем Московского Совета ветеранов Корейской войны на то время был Герой Советского Союза генерал-майор авиации Сергей Крамаренко. Я отправился в Москву, взяв собой 30 медалей «Ветеран войны в Корее» для того, чтобы Сергей Макарович расписался на удостоверениях к ним. При встрече я преподнес ему синий хадак, вручил 30 фотографий наших воинов-ветеранов, солдатскую фляжку (конечно же, не пустую) и бренд Бурятии - байкальский омуль. Затем я вернулся в родную Агу и там, в национальном музее мы провели торжественное награждение ветеранскими медалями с вручением удостоверений за подписью Героя Советского Союза Сергея Крамаренко. После Агинского я приехал в Улан-Удэ и в Доме Дружбы народов тоже вручил медали и удостоверения к ним. Всего на сегодня вручил награды 67 «корейцам» (из них в Бурятии - 17) или их близким. Никогда не забуду слова нашего земляка, ветерана Ивана Дмитриевича Серых. Он сказал, что для него медаль «Ветеран войны в Корее» - высшая награда.

- Кто вам помогает в вашей поисковой работе?

- У меня немало единомышленников. Например, помощь мне оказывают большие энтузиасты - мой земляк Виктор Цырендоржиевич Цыцыков и Елена Дмитриевна Брянская из села Калёново.

- Расскажите о некоторых интересных судьбах и фактах, связанных с «секретной» войной.

- После событий на Корейском полуострове один из ветеранов был в числе воинов, чьими усилиями в районе Свердловска в 1960 году сбит американский летчик Пауэрс. Немногие знают, что наш авиазавод произвел для наших летчиков, участвовавших в «освободительной» войне, наибольшее количество самолётов-истребителей МиГ-15 УТИ. Именно на этом самолете учился летать и погиб Юрий Гагарин. И еще такой факт: оказывается, за годы войны в Корее в среднем один воин съел 84 метра колбасы, произведенной на Улан-Удэнском мясокомбинате (!).

 - В этом году в России, в том числе в Бурятии отметили 69-ю годовщину со дня окончания Корейской войны. Как прошло это мероприятие в нашей республике?

- Прошло на хорошем уровне. Но хотелось, чтобы впредь собиралось больше людей. Хорошо, что на наше мероприятие приехали вдова Василия Яковлевича Шелковникова - Аграфена Алексеевна и дочь Уржинцырена Дугарова - Галина.

- Какие выводы вы сделали после вашей четырёхлетней поисковой патриотической работы?

- Представляете, солдат пришел с войны в 1953 году. И он в течение 45 лет не мог сказать, что он сражался за Родину. И мой отец молчал. Только спустя полвека после этой войны, он сказал не мне (!), а корреспонденту, что их батарея сбила 6 американских самолетов.

- Поделитесь планами по дальнейшему увековечиванию памяти об участниках Корейской войны.

- Планов много. На торжественные мероприятия, приуроченные к 70-летию окончания войны в Корее, планирую, чтобы в Москву вместе со мной поехало несколько детей участников «неизвестной» войны. К этому же памятному событию хочу в родном селе Урдо-Ага установить баннер в честь наших шестерых воинов. Хотелось бы, чтобы в Улан-Удэ эту славную дату отметили на достойном уровне. Ведь Бурятия - один из ведущих регионов по поиску участников войны в Корее.

 Из книги Очира Цыбикова «Забытые»... на 45 лет»

«…Виктор Петрович Карташов жил в селе Посольское Кабанского района Бурятии. Воевал на Халхин-Голе. Участвовал в Великой Отечественной войне, дошел до Кенигсберга. Участвовал в боевых действиях в Северной Корее…».

От редакции: Виктор Карташов - единственный воин из Бурятии, кто за совершенные им подвиги награжден четырьмя боевыми орденами Красной Звезды. Виктор Петрович был участником трех войн.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: предоставлено Очиром Цыбиковым