Общество 3 окт 2022 754

«Ребята учатся творить»: как прошли краеведческие сборы юных журналистов Бурятии в Селенгинском и Джидинском районах

Прошедшим летом, с 18 по 25 июня, мне посчастливилось стать участником восьмидневной поездки в рамках образовательного проекта «Краеведческие сборы юных журналистов Бурятии в Селенгинском и Джидинском районах». Автор масштабного проекта - директор Буряад ФМ Жанна Дымчикова. Проект осуществляется на средства Президентского фонда культурных инициатив, пишет газета "Бурятия".

Параметры

Среди участников - 33 учащихся от 5 и до 10 класса различных школ республики от Закамны и до Курумкана, а также Улан-Удэ. В том числе участники детского вокального ансамбля «Мүнгэн хонхонууд». Более 10 взрослых. В том числе директор Галтайской средней школы Н.Ч. Цырендоржын, учительница бурятского языка Бурятского национального лицея-интерната №1 Я.Ц. Ивахинова, учительница бурятского языка Санагинской средней школы Закаменского района Т.Х. Мархаева и другие. Ваш покорный слуга был привлечен в качестве лектора-краеведа. 

Начало

Итак, базовым пунктом первых четырех дней стала турбаза «Смена» на Щучьем озере, рядом с моим родным селом Тохой Селенгинского района. Устроились на проживание, пообедали. Затем поехали в Загустайский дацан на перевале Обоото-Губээ, не доезжая пяти километров до Гусиноозёрска. В 1784 году его основали представители шести родов добайкальского происхождения, ранее бывшие прихожанами Ацайского дацана на северном берегу Гусиного озера. Об истории дацана рассказал нашей группе Солбон лама, уроженец Нукутского района Иркутской области. В 2012 году по инициативе группы жителей с. Тохой пригласили Хамбо ламу Дамбу Аюшеева для определения места возведения нового дацана. Вскоре началось строительство Сахюусан дугана. Значительный вклад внесла глава клиники тибетской медицины «Наран» в Москве С.Г. Чойжинимаева. В 2014-м состоялось освящение Сахюусан дугана, а в августе 2019-го - Цогчен-дугана. Много сил и старания в это дело вложили ширээтэ лама Баясхал Доржиев и предприниматель Владимир Чойжинимаев.

Вечером, после возвращения на турбазу юные репортеры задавали мне вопросы об истории и сегодняшнем дне моего родного края. 
На следующий день наша группа посетила музей декабристов в Новоселенгинске. А по пути туда остановились на перевале Убиенная, откуда открывается отличный вид на озеро. После посещения музея декабристов мы приехали на мемориал декабристов в Посадской долине, где покоятся Николай Бестужев и Константин Торсон. Особенно впечатлило учащихся посещение утёса Англичанка, с которого открывается прекрасный вид на русло реки Селенги. По преданию, именно с этого утеса от тоски по родине кинулась в реку дочь одного из английских миссионеров. Хотя, если быть точнее, они были шотландцами. «Как красива и богата наша бурятская земля!», - восхищенно в один голос повторяли учащиеся. С таким же трепетом было воспринято ребятами знакомство с Дворцом Белой Тары - Ацайским дацаном. Это место, где ушел в нирвану первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржаа Заяев. Мы выслушали содержательный рассказ соржо ламы Чимита Раднажапова об истории дацана, полюбовались садом целебных растений, заложенным несколько лет рядом с «буддийским космодромом», как называет Ацайский дацан Хамбо лама Дамба Аюшеев. В местности Хонин-Нюга (Бараний луг) родилось сразу четверо Хамбо лам - основатель Тамчинского дацана Лубсан-Жимба Ахалдаев и трое братьев Ешижамсуевых. В окружении четырех белоснежных субурганов, в самом центре возвышается природный памятник - Баха-шулуун (Камень-лягушка).

В Доме культуры с. Жаргаланта для гостей организовали три мастер-класса. В своих постах во Вконтакте не смогли сдержать своего восхищения Анастасия Цыденова из Санаги, Дулма Тамжитова из хоринского Алана, Номин-Туя Шарапова из джидинского Цагатая. Это мастер-класс Любови Найдановой по изготовлению конфет по шэнэхэнской технологии. Затем мастер-классы: по валянию изделий из шерсти и по просмотру и обсуждению фильма «Белая лошадь» Бараса Халзанова, уроженца Жаргаланты.

В заключительный день мы посетили знаменитый Тамчинский дацан, более ста лет бывший центром бурятского буддизма, за день до этого Бултумурский казачий дацан, а также субурганы на месте рождения двух знаменитых селенгинских хамбо лам: Дампила Гомбоева - в Цайдаме и Сан-Дылыка Ванчикова - в Ацуле. Очень интересным оказалось знакомство с работой СПК «Иройское», наследника знаменитого колхоза им. Карла Маркса.

В Джиде

На родину первого европейски образованного ученого из бурят Доржи Банзарова в село Нижний Ичетуй мы приехали во время проливного дождя. Это небольшое село недалеко от районного центра Петропавловки. И дацан, называющийся Табангут-Ичётуйским, сообразно количеству населения компактный. Ширээтэ Баир лама (Чагдуров) встретил гостей с чашкой молока у ворот дацана. А уже зайдя в помещение дугана ширээтэ поведал драматическую историю дацана, знавшего эпоху расцвета, а в 30-е годы прошлого века наступило трагическое безвременье. Впервые дацан построен в 1773 году. Его прихожанами стали табангуты, выходцы из Монголии. Это был наиболее воинственный из бурятских родов, долго воевавший с русским казаками. Баир лама рассказал, как понемногу возвращались, словно из небытия, утерянные во времена атеистического шабаша реликвии и святыни. Это ритуальная стрела - сомо, статуэтки Будды и его учеников, сохранённые земляками, ваджра и колокольчик, принадлежавшие одному из лам. В 2008 году наступило время возрождения дацана. С тех пор Баир лама исполняет обязанности ширээтэ ламы.

А в предыдущий день нас привезла в с. Дырестуй Татьяна Чултумовна Цыренова. Но сначала мы окунулись недалеко от села в солёную воду Сагаан-Нура - Белого озера. Татьяна Чултумовна - женщина неимоверной энергии. Кто-то из знакомых сказал, что Хамбо лама Дамба Аюшеев называл ее настоящим ураганом. Это она была в период начала строительства дацана в 2002 году главой сельской администрации и взяла на себя непосильный для женщин груз забот по всемерному содействию возрождению родного дацана. Первым делом мы зашли в Атаган-Дырестуйский казачий дацан, помолились. 

- Участник нашей группы Баярто Бухаев взял интервью у ширээтэ ламы Жаргала Норбоева. Изначальная дата строительства дацана - 1747 год. Сахюусан - Жамсаран. Последний хурал состоялся в 1935 году, когда многие ламы уже попали под репрессии. Молчаливым свидетелем тех жестоких лет остается один кирпич, отмеченный печатью, из стен старого дацана. В настоящее время в дацане служат семь лам,- напомнила старшеклассница Аланской школы Хоринской школы Дари Буянтуева.

А каким обильным и вкусным ужином накормили нас дырестуйцы в доме в ограде дацана! Спать нас положили в спортивной юрте, соединенной с помещением школы. Постелили на пол коврики из пластика, завернулись в новенькие спальники, закупленные организаторами, и погрузились в сон.

- Что мне дал и чему научил проект «Сборы юных журналистов в Селенгинском и Джидинском районах»? Он дал мне новых друзей, научил писать посты, брать интервью. Я узнала истории дацанов, великих лам, посетила прекрасные места и, конечно же, лучше начала разговаривать на родном, бурятском языке. Хочу сказать большое спасибо всем учителям, всем тем, кто организовал этот проект.

В дальнейшем хочу всем пожелать счастья и процветания и чтобы никто не забывал свой язык и как можно бережнее хранил, передавал из поколения в поколение. Будущее в наших руках!,- говорит  Олеся Нанзатова из с.Нижний-Бургалтай.

Прямая речь 

Ученица 8 класса Цагатуйской школы Дулма Доржиева

Мы посетили гуннские захоронения, плиточные могилы близ Нижнего Ичетуя. Здесь нашим проводником стал уроженец села, много лет проработавший архитектором, Булат Цыденжапович Шагжитаров. Он знаток истории родного села и всей Джиды. Автор книг по краеведению. А мы, участники ансамбля «Мүнгэн хонхонууд» приняли участие в съемках клипа песни «Бадма». Для этого нас отвезли на животноводческую стоянку Балдановых. Вместе с нами приняли участие в съемках их сыновья Хэшэгтэ и Буян. Спасибо семье Балдановых, оператору, клипмейкеру Алдару Загдаеву, нашему руководителю Оюне Чимитовне.

Ученица Инзагатуйской средней школы Сэржима Цыренова

24 июня мы побывали в селе Верхний Торей. По приезде в село мы взяли интервью у заслуженного педагога, знатока истории родного края Бориса Чойнхоровича Дамбаева. В этот же предпоследний день мы побывали в Сартул-Булакском дацане, ширээтэ лама Баяржап Раднаев встретил нас у дацана, рассказал его славную историю, благословил нас шарилом (частицами тела) Дармаа Хамбо, последнего перед закрытием Сартул-Булакского дацана ширээтэ ламы, 17-го Хамбо ламы, первого после гонений на религию и разрушения дацанов. Также в окрестностях Верхнего Торея побывали, преодолев 260 ступенек, в месте трехлетнего затворничества Дармаа Хамбо в землянке на склоне горы, а также поклонились субургану 8-го Хамбо ламы Чой Башлиин. 

Прямая речь

Эксперт проекта, сотрудник пресс-службы министерства культуры РБ Дарима Дымчикова

В ходе нашей поездки более 30 школьников с самых разных районов учились быть журналистами. Их учили писать, фотографировать, брать интервью, быть радиорепортерами и СММ-менеджерами.
Я учила их тому, что умею - анализировать, аккумулировать информацию, писать, оформлять посты для соцсетей. Все дети не только записывали увиденное и услышанное, писали каждый день посты (кстати, на бурятском языке!) на своих телефонах (при этом связь была далеко не во всех местах) фотографировали, корректировали у учителей, присылали их мне для публикации. За 8 дней мы объехали 10 дацанов, обошли около 15 субурганов, увидели музеи, школы, библиотеки и ДК, провели встречи с местными историками, краеведами. 
Думаю, еще одно важное качество, чему их учило мое присутствие - толерантность ко всем, кто отличается. Ведь именно в таком возрасте у детей преувеличенная самокритика на основе низкой самооценки. Конечно же, вряд ли все ребята станут журналистами, но очень надеюсь, что мы, учителя, заложили полезные для них в будущем качества.

Автор: Заслуженный работник культуры Бурятии Николай БАДМАРИНЧИНОВ

Фото: Алдара Загдаева