Общество 20 мар 2023 2286

Ледокол на Байкале

А вы знаете какое отношение имеют англичане и далекий от нас британский город Ньюкасл к Байкалу?

Начнем по порядку.

В дореволюционной России рубеж 19-20 веков стал «эпохой перемен». Азиатская часть страны была огромна по масштабам, но крайне труднодоступна.

Вспомним путешествие Антон Чехова на Сахалин, которое началось весной 1890 года. Путь через Сибирь занял у него 82 дня: сначала поездом, потом по воде, на повозке и снова по воде. Впоследствии Чехов издал свои заметки под названием «Из Сибири».

— Отчего у вас в Сибири так холодно?
— Богу так угодно! — отвечает возница.
Да, уже май, в России зеленеют леса и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акация и сирень, а здесь, … земля бурая, леса голые, на озерах матовый лед, на берегах и в оврагах лежит еще снег...

Возвращался Чехов с Сахалина морским путем, на пароходе, через Владивосток, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь и Одессу.

Для освоения сибирских и дальневосточных земель было жизненно необходимо строительство железной дороги через Сибирь к берегам Тихого океана. Началась одна из величайших строек мира в истории железнодорожного сообщения. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали заняло 25 лет, с 1891 по 1916 г.г.

Одной из естественных преград на пути строящегося Транссиба стало озеро Байкал. Переправлять поезда решили не по берегу, а прямо через озеро, создав круглогодичную паромную переправу через Байкал на ... ледоколе.

Так, в далеком от Байкала британском городе Ньюкасл на верфи «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» началось строительство ледокола, который бы соединил два берега озера – от станции «Байкал» на западном до «Мысовая» на восточном. 

Изображение: Tyne & Wear Archives & Museums

Строительство парома на верфи в Ньюкасле (Yard number 647, Armstrong's Low Walker yard). Изображение: Tyne & Wear Archives & Museums

В 1896 ледокол был доставлен в Российскую империю в разобранном виде. Еще несколько лет его собирали на верфи в селе Лиственничное, ныне Листвянка.

Сборка парома-ледокола в с. Лиственничное. Иркутский областной краеведческий музей им. Муравьева

Был построен корабль прочный, безопасный и сумевший много лет колоть байкальский лед. Исключительным в этом проекте было многое: в разобранном виде он весил около 2 500 тонн и его смогли доставить для сборки за многие тысячи километров от порта, хотя железная дорога к 1896 году дошла всего лишь до Красноярска, далее пришлось везти лошадьми и по рекам Енисей и Ангара. Впечатляли и его размеры – до 89 метров в длину, три палубы, водоизмещение 4200 тонн, большая грузоподъемность и вместимость до 200 пассажиров и экипажа в 200 человек; 

   

 «Альбом спуска паромо-ледокола Байкал 17 июня 1899 г., с. Лиственничное». Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Группа рабочих и служащих, участвовавших в сборке парома-ледокола. Источник: Tyne & Wear Archives & Museums

Длина «Байкала» составляла 88,4 м, ширина – 15,5 м, водоизмещение – 4200 т. Открытка, начало XX в.

Ледокол ходил в рейсы по просторам нашего озера почти 20 лет, с 1899 по 1918г., став важной частью Транссибирской магистрали, значительно «приблизившей» наши края к европейской части государства. 

Однако конец плавания парома случился весьма печальным, в начале Гражданской войны, во время событий «белочешкского мятежа». 17 августа 1918 года паром «Байкал» стал целью военно-морской операции чешских и словацких подразделений. Как судно в составе «Красной Байкальской флотилии», ледокол был обстрелян из артиллерийских орудий на рейде в гавани станции Мысовая, на нём полностью выгорели все деревянные перекрытия.

 

Фото с сайта https://volkov.irkutsk.ru/posts/blistatielnaia-voienno-morskaia-opieratsiia-chiekhov-gibiel-parom-liedokola-baikal/)

Его железный остов, оставшийся на плаву, был отбуксирован в порт Байкал. А в конце 20-х, когда в нашей стране началась глобальная индустриализация, первый отечественный морской железнодорожный паром-ледокол прозаично разрезали … на металлолом. 

Такова, вкратце, история ледокола «Байкал». Но она имеет продолжение. Для самых любознательных, для положительных эмоций и расширения кругозора, есть возможность получить представление «воочию», посетив историко–мемориальный комплекс «Байкальская переправа» в селе Танхой Кабанского района Бурятии. Для любознательных, но очень занятых, ссылка на их сайт.

Даниил ДОБРЫНИН

Читайте также