Общество 12 апр 2023 3297

О тайной тантре, духовных званиях и о том, как мы связаны в прошлых жизнях

В настоящее время в России всего лишь четыре человека имеют высокие буддийские звания - геше Габчу (габжа) и один человек - геше Лхарамба. Все они учились в знаменитом Дрепунг Гоман дацане в Индии. Поэтому общение с такими людьми является уникальным и ценным опытом. Сегодня мы имеем возможность поговорить с одним из таких людей — Денис ламой Дашидондоковым.

© фото: Оюнтуя Алымбаева

Бодхисаттва - личность, стремящаяся стать Буддой ради блага всех живых существ.
Бодхичитта - стремление к пробуждению, движимое глубоким состраданием ко всем живым существам.
Бессамостность (личности, всех вещей и явлений) - отсутствие их постоянства, независимого отдельного существования и единства.
Кальпа - период времени, измеряемый эпохами становления, пребывания, разрушения и исчезновения Вселенной.

Газета «Бурятия» попросила Дениса ламу Дашидондокова рассказать о себе, о том, как продолжается про­цесс учебы после окончания долгих 16 лет изучения буддийских наук.

Денис лама продолжает учебу и сда­ет сложные гелугпинские экзамены (ге­луг гьюдо) на третьем курсе на степень геше Лхарамбы. Из этнической Бурятии он - один из старших на курсе. Родом из села Тогчин Агинского Бурятского окру­га. После окончания средней школы Денис лама поступил в Буддийский уни­верситет «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева. После 4,5 лет обучения в универ­ситете продолжил учебу в Индии - в 2004 году поступил на первый курс одного из крупнейших философских монастырей традиции гелуг - Дрепунг Гоман.

- Денис лама, расскажите о себе, почему решили стать буддистом.

- В семье нас семеро братьев и сестер, я - третий. Еще в школе мне была инте­ресна тема буддизма. В выборе стать ламой большую роль сыграл мой дядя по материнской линии, Нордоп лама. Он служил в Агинском дацане, в должности гэсхы - смотрителя дисциплины. Его все уважали. Нордоп лама был спокойным, рассудительным человеком, всегда от­зывался и старался помочь всем, кто к нему обращался.

- Кто были ваши Учителя на вашем пути учёного буддиста?

- У меня много Учителей. Всем им я благодарен за те знания, которые у них получил. Когда я учился в Буддийском университете в Бурятии, моим первым Учителем стал лхарамба Лубсан Хайдуб багша. До недавнего времени, в тече­ние 6 лет он возглавлял Гьюто дацан на севере Индии. Во время учебы в Гоман дацане моими Учителями стали лхарам­ба Джигме Гьяцо багша (нынешний на­стоятель Дрепунг Гоман дацана), Кенсур Ринпоче лхарамба Лобсанг Гьялцен баг­ша (бывший настоятель Дрепунг Гоман дацана), лхарамба Джебзун Дордже баг­ша из Монголии. Все мои Учителя обла­дают огромной добротой и сострадани­ем к окружающим их людям.

- Поясните нашим читателям, ка­кие есть духовные звания, например, кого можно назвать геше?

- По традиции, существующей в Го­ман дацане, обычно геше (гэбшэ) - это ученый лама. В зависимости от получен­ного образования бывают геше Дором­ба, геше Габчу (габжа), геше Цогромба, геше Лхарамба.

Звание геше Доромба, по системе Го­ман дацана, в виде исключения, можно присвоить ученому ламе, окончившему 12 лет обучения и имеющему опреде­ленные заслуги. На геше Габчу (габжа) может претендовать лама, который за­вершил 16-летний курс изучения пяти основополагающих трактатов и выдер­жал выпускные экзамены. Геше Цограм­ба можно стать в общей сложности че­рез 18 лет учебы, т.е. надо окончить 16 лет изучения пяти основных трактатов и еще нужно пройти гелугпинские экзаме­ны по подготовке на геше Лхарамбу в те­чение двух лет. Чтобы получить звание геше Лхарамба (высшую ученую степень в традиции Гелуг), нужно 22 года учебы: сначала необходимо пройти 16-летний курс изучения пяти основных буддий­ских трактатов, а затем сдать все шести­летние гелугпинские экзамены (гелуг гьюдо) монастырей школы Гелуг.

Здесь есть одна особенность. Если лама, сдав экзамены, изъявив желание, защитился и получил одно из званий, то больше он не может претендовать на получение другого звания в этой жизни. Например, если лама защитился и полу­чил звание геше Габчу (габжа), он не мо­жет больше претендовать на получение звания геше Лхарамба.

В других монастырях, в других тради­циях существует много других высоких званий - например, звание геше Аграм­ба в некоторых тантрических дацанах, геше Марамба - в медицинских дацанах и т.д.

Студенты-ламы Гоман дацана из этнической Бурятии. Фото Оюнтуя Алымбаева

- Вы выдержали все экзамены по окончании 16 лет обучения в Дрепунг Гоман дацане. Трудно ли было?

- Экзамены прошли в обычном режи­ме, так как все студенты-ламы в течение 16 лет каждый год сдают итоговые экза­мены. Конечно, чтобы успешно защитить пройденный материал и перейти на сле­дующий курс, нужно приложить опре­деленные усилия. В монастыре Дрепунг Гоман предусмотрены четыре основных экзамена: два письменных, один устный - студент должен рассказать наизусть минимум 16 листов текста из пройден­ного материала, а также выдержать эк­замен в форме философских диспутов. Экзамены принимают учителя Гоман да­цана, а также во время экзаменов могут присутствовать студенты разных кур­сов, примерно 1500 лам-монахов.

Фото сайта dalailama.com

За успешную сдачу экзаменов в Дрепунг Гоман дацане предусмотрены различные поощрения отличившимся студентам. Например, студент выучил намного больше материала вместо 16 листов.

- Сейчас вы на третьем курсе. Как проходит обучение?

- По системе обучения, существую­щей в Гоман дацане, студенты в течение 16 лет проходят дисциплины по изуче­нию пяти основных трактатов буддий­ской философии - Прамана, Праджня­парамита, Мадхьямика, Абхидхарма и Виная - и по окончании могут защитить­ся на габжу.

Процесс обучения на лхарамбу от­личается, он длится 6 лет. Ламы-мона­хи, которые решили продолжить учебу, собираются самостоятельно группой и ведут диалоги-дебаты по пройденным в течение 16 лет обучения наукам, обсуж­дают.

Фото сайта dalailama.com

В процессе шестилетней подготов­ки, чтобы перейти из одного курса на следующий курс, необходимо ежегод­но выдержать гелугпинские экзамены перед представителями трех больших философских монастырей: Брэйбун, Ганден, Сера. Каждый монастырь под­разделяется еще на два монастыря. Например, Брейбун дацан делится на Дрепунг Гоман дацан и Лосалин дацан, Ганден дацан - на Шардзе дацан и Жан­зе дацан, Сера - на Сера Дже и Сера Ме дацаны.

Фото сайта dalailama.com

В состав экзаменационной комиссии обычно входят 30 высокообразованных геше лхарамб - представители всех шести монастырей традиции Гелуг. Поэтому считается, что такие экзамены и дебаты выдержать намного сложнее. 

- Почему решили продолжить уче­бу?

- Почему я решил остаться и про­должить? Если бы я, окончив обучение в течение 16 лет, удовлетворился сво­ими полученными знаниями, я бы не пошел сдавать экзамены на лхарамбу. Но у меня осталось много пробелов, моментов, которых я не понял. Эти 6 лет обучения очень хорошо дополняют, за­крепляют полученные знания, которые я не до конца понял, упустил. Поэтому получение какого-то звания не так важ­но. Важно проверить и укрепить полу­ченные знания, хотя этим, на мой взгляд, можно заняться и самостоятельно, вер­нувшись на родину, или в другом подхо­дящем месте

Много примеров, когда раньше наши Учителя обладали огромными, глубо­кими знаниями, как океан, но не имели высоких званий. До сегодняшнего дня многие современные высокообразован­ные ученые ламы-лхарамбы изучают их книги.

- Расскажите о трёх Колесницах в буддизме.

- Согласно традиции взглядов и из­учения текстов в Гоман дацане суще­ствуют три основные направления пути развития и самосовершенствования личности. Их преподал Благородный Будда Шакьямуни, еще их называют Три Корзины: Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна. Все три Колесницы ведут к одной цели - избавлению от страданий, достижению состояния Нирваны, Пробуждения.

Каждое живое существо обладает природой Будды и имеет возможность обрести состояние Будды. Так как ка­ждая личность имеет свою накоплен­ную карму в предыдущих жизнях, она по-разному воспринимает все, что его окружает. Поэтому Будда показал раз­ные методы познания и духовного раз­вития.

Фото сайта dalailama.com

Путь Хинаяны или Малой Колесницы был предназначен для большого коли­чества людей, в том числе последовате­лей Шравак и Пратьекабудд. Считается, что Колесница Хинаяны опирается на первый поворот Колеса Учения о четы­рех благородных истинах: о страдании, об источнике страдания, о прекращении страдания, о путях, ведущих к прекра­щению страдания.

Далай лама часто советует: перед тем, как стать последователем Большой Колесницы - Махаяны, нужно научиться практиковать так же, как последователи Хинаяны - памятование о смерти, т.е. о непостоянстве бытия.

Конечная цель последователей Хи­наяны - успокоение своего ума, разви­тие личности до состояния Архата и до­стижение Нирваны.

Путь Махаяны или Большой Колесни­цы - это путь Бодхисаттв. Основная цель - достижение состояния Пробуждения, состояния Будды, чтобы помогать всем живым существам. Последователи Ма­хаяны практикуют шесть парамит - дая­ние, нравственность, терпение, усердие, медитацию и мудрость. Только породив бодхичитту в своем сознании, можно стать махаянистом.

У последователей Хинаяны и Маха­яны различают три разные мудрости. Например, шраваки, чтобы достичь ко­нечной цели, порождают мудрость, по­стигающую бессамостность индивида, пратьекабудды - мудрость, познающую нераздельность объекта и субъекта. Бодхисаттвы порождают бодхичитту, развивая мудрость, постигающей бесса­мостность индивида и бессамостность Дхармы. Они собирают мудрость и бла­гие заслуги много кальп: у последовате­лей Хинаяны - до 100 кальп, у Бодхисаттв - в течение трех Великих кальп.

Путь Ваджраяны или Алмазной Ко­лесницы еще называют путь Тантры (тантраяна). Сохраняет основы всех Трех Колесниц. Конечная цель - достижение состояния Будды ради блага всех живых существ.

Тантра - это самый быстрый, но в то же время очень опасный путь к Про­светлению. Чтобы правильно понимать, практиковать учение Ваджраяны, важно знать учение Малой и Большой Колес­ниц. В тантре духовное развитие лично­сти, постижение состояния пустотности всех вещей и явлений происходят зна­чительно быстрее.

В качестве метода используется выполнение особых практик по поро­ждению себя божеством, с опорой на Учителя. Последователями Алмазной Колесницы могут стать только подготов­ленные практики с глубокими знаниями и обязательно с развитой бодхичиттой. Обычно ее называют тайной тантрой, так как раньше ее передавали тайно - только избранным ученикам, ламам и монахам.

В буддийских текстах написано, что учение тайной Мантры - Ваджраяны бу­дет встречаться очень редко. Среди ты­сячи кальп, во времена которых будут приходить на нашу Землю и давать Уче­ния 1000 Будд, только три Будды пока­жут Ваджраяну. Будда Шакьямуни явля­ется четвертым из 1000 Будд и вторым, кто показал Ваджраяну.

Считается, что мы живем во времена упадка. Поэтому Далай лама из состра­дания ко всем нам, живым существам, часто дарует тантрические Посвящения. Такие посвящения оставляют отпечаток в сознании учеников и тем самым прино­сят им большую пользу. Практикующему ученику отпечаток дает возможность встретиться с учителем в следующей жизни.

- Часто можно услышать, что наше окружение сегодня - семья, родите­ли, друзья, коллеги и т.д. - взаимосвя­заны из прошлых жизней. Почему?

- Это связано с нашей кармой. Все события в нашей жизни так же, как и мы сами, имеют причинно-следственную взаимосвязь, их зависимое возникно­вение. Связь бывает разная, хорошая и плохая. Например, если была связь с плохими людьми в прошлой жизни, воз­можно, и в этой жизни вы также можете снова встретиться. Если вы навредили ему в прошлой жизни, возможно, в этой жизни он может так же вам навредить.

- Что пожелаете читателям газеты «Бурятия»?

- Желаю читателям газеты «Буря­тия» поддерживать, развивать культуру, обычаи и традиции народов, живущих в многонациональной республике - это является основой мира и спокойствия людей. 

- Спасибо за беседу. Успехов вам!

Автор: Оюнтуя Алымбаева

Фото: Оюнтуя Алымбаева

Читайте также