На северных линиях
В Баунтовском районе организованы внутримуниципальные авиаперевозки. Северное бездорожье в период разлива рек весной, летом и осенью компенсируется средствами авиации. Авиакомпания «Борус» в прошлом году перевезла 48 тонн жизненно необходимого груза - продуктов питания, лекарств, а также пенсий жителям Уакита, Варваринского, Усть-Джилинды. По окончании сезона от главы администрации «Баунтовский эвенкийский район» Николая Ковалёва вручены работникам компании благодарности за добросовестный труд. Слова признательности прозвучали для коллектива авиакомпании «Борус» в лице директора Евгения Присяжнюка, командира воздушного судна Ан-2 Игоря Пашкова, экипажа в составе Сергея Сергеева, Владимира Диких, трудившихся на авиалиниях района с мая по ноябрь 2023 года.
- Искренне ценю установившиеся с авиакомпанией дружественные и партнерские отношения и надеюсь на дальнейшее сотрудничество, - отметил тогда Николай Ковалёв.
- Пассажирские перевозки осуществлялись авикомпаниями «Баргузин» Республики Бурятия, «Аэропром», в отдаленные населенные пункты, - говорит Елена Юшина, начальник отдела промышленности и инфраструктуры администрации района. - Перевозки будут продолжены, объявлен конкурс для авиакомпаний на сезон 2024 года.
В семи километрах от районного центра Багдарин, за Маловском, в местности Куликово поле действует оборудованная взлетно-посадочная площадка.
Старожилы вспоминают, что в давнее, советское время самолеты летали от Багдарина до Россошино, Уакита, Варваринского и других населенных пунктов района, до Улан-Удэ. Теперь же жители района ездят в столицу республики на микроавтобусах, стоимость билета 2500 рублей, посадка в Улан-Удэ осуществляется со стоянки у железнодорожного вокзала. Маршрут пролегает через Романовку, крупное село у реки Витим. Езды до Улан-Удэ 10-12 часов, полсуток. Кстати, от Романовки до Читы ближе, чем до Улан-Удэ, грузо- и пассажиропотоки здесь разделяются на два региона. Немало баунтовской молодежи учится в вузах и колледжах соседнего края.
В ноябре прошлого года в Баунтовском районе прошли Дни министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ. Состоялось рабочее совещание при участии министра Александра Гоге, в ходе которого в числе прочих обсуждались вопросы авиасообщения.
Семь часов езды на микроавтобусе до Кырена из столицы республики, стоимость проезда - 1200 рублей. Езда не столь утомительна, как от Улан-Удэ до Багдарина, ведь маршрут пролегает по федеральной автотрассе «Байкал» и отрезку Култук - Монды международной трассы. Поэтому ходят также автобусы средней и большой вместимости до Тункинского района, центра туризма и здравницы российского значения.
- В летний сезон 2021 года осуществлялись авиарейсы по маршруту Улан-Удэ - Кырен - Улан-Удэ, - говорит Чойгана Билдуева, помощник главы администрации Тункинского района. - Пассажиры были довольны.
Билет до Кырена стоил 2800-3000 рублей, по субсидированному тарифу. Отдыхающие после курорта могли лететь до Улан-Удэ и далее, в другие регионы. Ну, а в целом, говорят местные жители, Тунка логистикой привязана больше к Иркутску - оттуда привозят товар, едут туристы, отдыхающие, туда везут на продажу сельскохозяйственное сырье и продукцию местных производителей, там учится много молодежи.
Зимой взлетно-посадочная площадка у Кырена, позволяющая принимать пассажирские суда, пуста.
Династия авиаторов
День гражданской авиации будут отмечать в семье бамовца Петра Григорьевича Разбойникова. Диспетчером в аэропорту Нижнеангарска он начал трудиться в 1967 году. В те годы в районе работала экспедиция проектного института «Сибгипротранс», делавшая изыскания по маршруту будущей ветки БАМ.
Поистине героическими были будни авиаторов в зоне строительства БАМ, начиная с 1974 года, как вспоминает ветеран. В это трудно поверить, но рейсов из Улан-Удэ в Нижнеангарск было не по одному в день. Помимо рейсовых прилетов и вылетов по расписанию ВСУГА (Восточно-Сибирского управления гражданской авиации) заказчиками выступали главки «ГлавБАМстрой», «БАМстроймеханизация» и другие. Аэропорт работал в светлое время суток, работы становилось все больше. Прилетов и вылетов было в разгар строительства по 50-60 в день, борты прибывали из Улан-Удэ, Иркутска, Усть-Кута, а коллектив вырос с 18 до 50 человек.
Летали грузовые самолеты Ан-2, а с 1976 года - Ил-14, Ан-26, пилотами были Пётр Фёдорович Грунин, Юрий Георгиевич Павлов. Грузовые вертолеты Ми-2, Ми-8 доставляли важные механизмы, стройматериалы, рабочих в самые труднодоступные места горной тайги и скалистых берегов бурных рек. Одним из командиров экипажа был Юрий Анатольевич Рудаков.
- Временами была нелетная погода, отсутствие видимости, - говорит Пётр Григорьевич. - Полеты задерживались, отменялись. С летчиками мы были дружны, они жили в Нижнеангарске.
Ветеран ушел на пенсию в 2000 году. По его стопам пошел сын Николай, окончивший Рижское училище диспетчеров, работает в Улан-Удэ. Продолжает династию авиаторов внучка Валерия, работает диспетчером в аэропорту Толмачево (Новосибирск), а внук Пётр учится в Ульяновском институте гражданской авиации имени Б.П. Бугаева.
Благодарен пилотам и врачам санитарной авиации знакомый Александр Агафонов из Таксимо. Ветеран горнодобывающей промышленности, механик, столяр, проживает в районном центре Муйского района. В один из дней августа почувствовал себя плохо. Врачи констатировали: острый обширный инфаркт. Решено было вызвать санитарную авиацию, чтобы оказать специальную врачебную помощь. Транспортировали больного в Улан-Удэ быстро, на вертолете Ми-8АМТ Территориального центра медицинских катастроф, со специальным медицинским модулем, и уже в полете ему оказывали помощь.
На лётном поле в Маловском, Баунтовский район, ноябрь 2023 год. Фото предоставлено Еленой Юшиной
Планы министерства
Как будут обустраивать аэропорты в районах Бурятии, укреплять посадочные площадки в отдаленных населенных пунктах? Какие маршруты будут действовать в текущем году?
На территории республики расположены и функционируют международный аэропорт «Байкал» (Улан-Удэ), два аэропорта местных воздушных линий Нижнеангарск и Таксимо, 17 посадочных площадок для авиалесоохраны, санитарной авиации и местных воздушных перевозок.
Действуют внутрирегиональные авиамаршруты, все они субсидируются из республиканского бюджета. Авиакомпания «Ангара» самолетами Ан-24, Ан-26 круглогодично осуществляет рейсы Ула-Удэ - Таксимо, Улан-Удэ - Нижнеангарск. В 2024 году на осуществление этих рейсов предусмотрена субсидия в республиканском бюджете - 68,9 млн рублей. Для жителей Бурятии установлен субсидированный тариф.
В этом году министерством транспорта Бурятии будет открыт прием заявок от авиакомпаний на авиарейс по маршруту Улан-Удэ - Кырен. Маршрут запустили в 2021-м, однако в 2022-2023 годах полеты не осуществлялись из-за отсутствия желающих компаний. В 2024 году предусмотрено финансирование в 2,9 млн рублей.
В перспективе планируется открытие маршрута Улан-Удэ - Багдарин, а также маршрут до отдаленных населенных пунктов Бурятии. Сроки открытия маршрутов пока не определены.
Аэропорт «Байкал» является внутрироссийским аэропортом федерального значения, имеет статус международного, допущен к упрощенному порядку совершения таможенных операция в рамках Таможенного Союза. Является развитым авиатранспортным узлом в центре путей, соединяющих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами АТР. Имеет удобное географическое расположение, находится в 680 километрах от столицы Монголии - г. Улан-Батора и в 2030 километрах - от Пекина.
Взлетно-посадочная полоса, введенная в эксплуатацию в 2018 году, способна принимать любые воздушные суда. Так, аэропорт допущен к эксплуатации крупных грузовых самолетов Ан-124 «Руслан», Boeing-747-8F, Boeing-777F.
Авиационная отрасль: перспективы
Вопросы развития региональных и местных авиаперевозок рассматриваются на заседаниях комиссии Госсовета РФ по направлению «транспорт». Председателем комиссии является Алексей Цыденов, Глава РБ, в прошлом замминистра транспорта РФ в течение 4,5 лет. Так, пилотным регионом в развитии малой авиации стала Волгоградская область. Там ведут сертифицированную подготовку пилотов малой авиации для всех регионов России.
Комплексная программа развития авиационной отрасли РФ до 2030 года, утвержденная в 2022-м, с изменениями от 22 августа 2023-го, является основополагающим документом в решении вопросов.
9 февраля - День гражданской авиации
Цифры и факты
- Авиация Бурятии зародилась в 1923 году, с учреждением местного представительства Всероссийского общества добровольного воздушного флота.
- Председателем правления «Бурлёта» в 1923 году был избран председатель Бурревкома М.Н. Ербанов.
- 13 марта 1935 года сделан первый рейс из Верхнеудинска в Баргузин.
- В мае 1940 года начались полеты по трассе Улан-Удэ - Багдарин.
- В 1963 году освоены регулярные маршруты в Нижнеангарск, Курумкан, Багдарин, Кырен, Таксимо, Закаменск.
- В 1965-1975 годах территория, обслуживаемая предприятиями гражданской авиации республики, составляла 350 тысяч кв. км.
- В 1976 году освоен новый грузовой самолет Ан-26.
- Сегодня служба санавиации выполняет 1300 заданий в год, из них порядка 350-400 вылетов. Используются вертолет Ми-8АМТ, самолет Л-410 с медицинскими модулями.