Спорт 18 сен 2019 1260

​Выживет ли прославленный бурятский клуб?

Леонид Иванов - полузащитник. В составе команды «Локомотив» (Улан-Удэ) дебютировал в 1981 году на чемпионате СССР второй лиги зоны «Восток». Выступал за ФК «Локомотив» и «Селенга»

Заканчивается очередной футбольный сезон. Но если ко­манде «Бурятия» ещё предстоит сыграть несколько матчей, то второй футбольный клуб ре­спублики – «Селенга-ДСС» – уже завершил свои выступления в первенстве России третьего ди­визиона среди любительских ко­манд первой лиги, сообщает газета "Бурятия".

Итоги сезона двоякие. Команда не смогла пробиться в следующий раунд чемпионата. Но, учитывая возраст футболистов, в составе в основном ребята 2001-2002 годов рождения, по большому счёту, перед клубом сверхзадач не ста­вили. В ряде встреч молодые футболисты показали неплохую игру, и им немного не повезло.

О перспективе команды, бу­дущем бурятского футбола ин­тервью со старшим тренером «Се­ленги-ДСС», известным в прошлом футболистом Леонидом Ивано­вым.

– Леонид Иннокентьевич, в прошлом году широко анонси­ровали, что республику в рос­сийском футболе представит ФК «Бурятия». Дескать, в 2017 году выступавшая в чемпионате высшей лиги «Селенга» сменила своё название. Произошёл сво­его рода ребрендинг названия клуба.

– «Бурятия» и «Селенга-ДСС» – это совершенно разные команды и отношение друг другу ни имеют.

– Перед стартом футбольного сезона о вашей команде не было слышно, об её участии в чем­пионате.

– До последнего не было ясно, будем выступать или нет. Долго решался финансовый вопрос, мы ведь не бюджетная команда, нуж­но было найти практически 400 с лишним тысяч рублей. В итоге они нашлись, это средства частных ин­весторов

– Насколько понимаю, «Се­ленга-ДСС» – это та самая ко­манда, носящая то же название клуба, существовавшего в про­шлом, и выступавшая несколь­ко лет назад в новом формате в чемпионате России среди люби­тельских команд.

– Именно так. Одна из задач возрождённой команды – задей­ствовать наших молодых игроков, дать возможность им почувство­вать иной уровень футбола. Тем более, наши соседи – Иркутск и Чита, имея команды мастеров, в своих футбольных структурах содержат молодёжные составы. Только при таких условиях у мо­лодых футболистов есть возмож­ность для профессионального роста. На команды мастеров рав­няются. У нас ситуация иная. По­сле 11 классов часть выпускников определяется с местом дальней­шей учёбы, при этом желая реали­зовать себя как футболисты. Пока условий в республике для этого мало. Поэтому принято решение найти возможность участвовать им в этих соревнованиях. Большое спасибо Дирекции спортивных сооружений. Она по мере своих возможностей помогает нам, под её эгидой мы заявились в чемпи­онате по любительскому футболу. Именно в первой лиге, поскольку в высшей играть пока им ранова­то, а играть надо.

– По какому принципу фор­мировалась команда?

– Это лучшие 17-18-летние чем­пионы и призёры чемпионата ре­спублики. Воспитанники спортив­ных школ №№ 5 и 6. Тренерский состав небольшой: кроме меня, ещё Константин Кабунов, Кирилл Белобородов, а также Андрей Бе­лобородов и Сергей Лоскутников, можно сказать, играющие тренеры.

– Вернёмся к чемпионату. Ставили перед стартом конкрет­ные цели?

– Изначально цель была по­пробовать свои силы. В прошлом году, когда «Бурятия» играла в первой лиге, мы просмотрели игры, и нам показалось, что уро­вень команд для нас приемлемый. В командах играли такие же мо­лодые футболисты. Но уже в пер­вом туре на себе почувствовали разницу нашей подготовки и ре­альность. К примеру, Чита привез­ла в Иркутск четверых молодых футболистов, но уже выступаю­щих за основной взрослый состав читинской команды. Они делали всю игру читинцев. Мы проиграли 2:5. Такая же картина с Иркутском – 1:4. После этого сделали выво­ды, поменяли немного состав, и уже в Чите сыграли увереннее. У хозяев выиграли, а с Иркутском разошлись миром. Значит, можем играть на равных с соперника­ми. Это подтвердил последний улан-удэнский тур, но при равен­стве итоговых очков мы пропу­стили на второе место иркутян.

– Чего, на ваш взгляд, не хва­тило для общего успеха?

– Всё дело в непрофессиона­лизме ребят. Проблема в том, что нам не удалось убедить их в том, что даже на этом уровне нельзя пропускать тренировки, что нуж­но целенаправленно готовиться к соревнованиям. К чему хочу подвести? В республике нет сво­ей команды мастеров, примера для подражания. В мою бытность молодые ребята, когда попадали в команду мастеров, видели всю «кухню»: какая подготовка к игре, какое отношение к тренировке, вплоть до того, как выходят на поле. Для ребят всё это – абстракт­ное понятие, что-то далёкое. Они любят футбол, но по-своему, и при этом у них непрофессиональ­ное отношение к нему.

– Во время домашних игр бросались в глаза несыгран­ность игроков, отсутствие вре­менами взаимопонимания.

– Мы потому и включились в соревнования, чтобы увидеть, насколько правильно мы гото­вим футболистов, сравнить уро­вень нашего футбола с соседями. Наше участие было своего рода проверкой себя. Можно отметить, что в плане подготовки футбо­листов есть над, чем работать. К сожалению, факт, что у нас за ко­манду играют ребята из разных республиканских команд – это в итоге сказывается на команд­ной игре. В то время как наши соперники выступают одним со­ставом и в чемпионате России, и в первенствах краёв, областей. Поэтому есть проблема собрать на тренировки одновременно всех футболистов. Как правило, из процесса выпадает до четырёх игроков, соответственно, сложно наработать чёткий рисунок пред­стоящих игр. К тому же уровень подготовки футболистов разный. Если кто-то отсутствовал на так­тическом занятии, приходится перед игрой на пальцах ему объ­яснять его действия на поле. Вот и вся сложность. Но, несмотря на это, мы вынесли из чемпионата только плюсы. Будем готовиться и дальше, с учётом ошибок.

– Особая роль отводилась в команде Андрею Белобородову.

– Изначально делали ставку на него и Сергея Лоскутникова, наших ветеранов. В основном игра строи­лась в округ них, и я благодарен им за сыгранный сезон. Особенно Андрею – играл с травмами, на уколах, проявил бойцовские ка­чества, характер. Оба лидера были примером для молодых коллег.

– Закончился сезон, но вопро­сов осталось много.

– Хотелось бы встретиться с расширенным кругом неравно­душных к футболу людей, чтобы обсудить его развитие в республи­ке. Футбол в Бурятии был всегда, у него богатые традиции. Но уже 15 лет как нет команды мастеров. Должны находиться средства для развития, по крайней мере, любительского футбола, юношеских команд. Надо создать условия для тренировочных сборов, приобре­тения экипировки футболистов. Пока за счёт родительских денег дети выезжают за пределы ре­спублики, занимаются футболом. Пока родители готовы платить за детей. Дальше – не знаю.

– Сегодня вертикаль футбо­ла в республике выстроена, есть спортшколы, молодёжный со­став, взрослая команда.

– Важно её не только сохра­нить, но и совершенствовать, укреплять футбольные позиции. В противном случае у ребят не будет условий для роста, уедут в другие регионы. Мы доводим их до определённого уровня, а даль­ше без соответствующих условий невозможен дальнейший рост профессиональных футболистов. Они могут уйти из футбола. Это касается не только «Селенги-ДСС», но и в целом Бурятии.

– А талантливая молодёжь есть?

– У нас всегда была хоро­шая молодёжь, и она будет. На­ших ребят часто просматривают в командах мастеров из других регионов. Максим Плюснин, вос­питанник Константина Кабунова, пробовался в ФК «Ростов». Там же сейчас находится Семён Борисов из Мухоршибири. Виктор Гуревич зачислен в дубль красноярского «Енисея». Алексей Кармин, наш вратарь, уезжает на просмотр в Читу. Предложения и приглаше­ния есть, но хотелось бы, чтобы они остались дома и радовали своей игрой наших болельщиков.

– Поддержка футбола, навер­ное, должна идти от госструк­тур?

– Напрямую с руководством республики не контактировали, поскольку есть федерация футбо­ла. Поэтому не могу сказать, есть ли у власти понимание необхо­димости футбола для республи­ки. Конечно, средства на футбол выделяются, но после вычетов из них на «Бурятию» на весь респу­бликанский футбол остаётся ми­зер. Надеюсь, что понимание всё же будет, как при Владимире Кон­стантиновиче Агалове и Алексан­дре Александровиче Кванталиани.

Могла быть большая отдача от министерства спорта. К примеру, включить футбол в число опорных видов спорта или олимпийских, развиваемых в регионе. А это уже другой уровень финансирования, возможность попасть в федераль­ные программы. В первую оче­редь, нужно лоббирование вопро­са со стороны нашей федерации.

– Мог бы помочь и бизнес?

– Он помогает, но не в таких глобальных объёмах. На данный момент своего рода титульным спонсором стала Дирекция спор­тивных сооружений. Правда, кро­ме предоставления нам поля для тренировок, помочь пока ничем не может. Но мы рады и этому. Ведь в Улан-Удэ нет футболь­ных полей, за исключением двух стадионов. С большим трудом удалось провести тур первенства России среди команд 2003 года рождения на стадионе БГУ, и то под честное слово.

– Сейчас решается вопрос по передаче стадиона «Локомотив» футбольной спортивной школе.

– Вопрос, вроде, уже решён, и мы рады, что у спортшколы бу­дет свой стадион. Это только по­способствует развитию футбола в Бурятии. Но на стадионе нужен капремонт, а значит, потребу­ются большие средства. Надеем­ся решить вопрос за счёт одного из федеральных проектов, куда планируем попасть. Свою помощь готов оказать Владимир Гранат. Он много помогает детскому футболу Бурятии: проводит турниры, под­держивает с экипировкой, присы­лает мячи. Думаю, он сделает для республики ещё много.

– Всё же, будет ли у футбола Бурятии светлое будущее?

– Мы для того и работаем, чтобы у футбола Бурятии были перспективы. Воспитываем детей, готовим футболистов. Надежда на лучшее всегда есть, верим, что футболу будут помогать. Появится команда мастеров, а люди, как в былые годы, будут приходить на «Селенгу», болеть за наш футбол, и своих воспитанников.

Фото ТРК «Ариг Ус»

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также