Власть 18 мая 2016 1445

​Люди, живущие на берегу Байкала, имеют полное право на ведение хозяйственной деятельности – Вячеслав Наговицын

Вячеслав Наговицын провел встречу в Федеральной службе государственной регистрации, картографии и кадастра. Разговор с руководителем службы Игорем Васильевым шел о решении проблем жителей прибайкальских районов региона и Тункинской долины, сообщили ИА Буряад Yнэн в правительстве РБ.

Напомним, первые ограничены в хозяйственной деятельности законом о центральной экологической зоне, а тункинцы уже много лет сталкиваются с проблемами, проживая в границах Тункинского национального парка.

«В первую очередь решался вопрос о снятии тех проблем, которые накладывает на наших граждан Центральная экологическая зона и Тункинский национальный парк. Все наши вопросы известны руководителю федеральной службы. И мы договорились обсудить их на федеральном уровне с предложением внести коррективы в федеральное законодательство. Конечно, люди, живущие на берегу Байкала, имеют полное право на ведение хозяйственной деятельности, на строительство линейных объектов, развитие социальной инфраструктуры. Те ограничения, которые были приняты законом о защите озера Байкал, ни в коем случае не должны лишать людей конституционных прав», - прокомментировал итоги встречи Вячеслав Наговицын.

Решение вопроса возможно и по проблемам Тункинской долины. Речь идет о прецеденте, который был создан при строительстве олимпийских объектов в городе Сочи.

- В Сочи тоже есть свой национальный парк, но там приняты решения, когда населенные пункты со всей своей хозяйственной деятельностью вычленяются из территории национального парка и замещаются другими территориями. Учитывая, что сегодня такая практика есть, мы получили поддержку от федеральной службы, - пояснил глава региона.

Напомним, вопрос о водоохранной зоне вокруг озера Байкал обсуждается весьма активно последний год. Именно год назад природоохранную зону Байкала увеличили до 80 км. Теперь жители республики, проживающие на этой территории десятилетиями, оказались в «заложниках». Мусорный полигон здесь строить нельзя, даже кладбище, точнее расширение его границ, что неминуемо, под запретом.

- Если раньше жители прибайкальских районов фактически жили в резервации, то теперь они оказались в буквальном смысле в заповеднике. В водоохранной зоне невозможна никакая экономическая деятельность, возникает вопрос - как вообще жить вдоль Байкала? - говорит Евгений Кислов, председатель региональной общественной экологической организации «Байкал-Эко». - В то же время у всех остальных водных объектов России водоохранная зона не превышает 200 м. И только у морей и океанов она достигает 500 м. В случае Байкала она достигает 80 км.

Итак, чего же нельзя делать в границах эти 80 км.? Размещать кладбища, скотомогильники, места захоронения отходов производства и потребления. Видимо, в ближайшем будущем, чтобы похоронить близкого человека, надо будет ехать в другой посёлок.

Под запретом движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, которого во многих населённых пунктах никогда и не было.

Нельзя мыть машину, размещать автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов, станции технического обслуживания.

Дополнительно в границах прибрежных защитных полос запрещаются распашка земель; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. То есть из сельского хозяйства допускаются только сенокосы. В общем, получается, ничего нельзя. Вопрос - как в таких условиях развивать сельское хозяйство, а развивать-то надо - остаётся открытым.

Вывод: жить и работать можно только там, где есть канализация, очистные сооружения и мусоросборочные приемники. А как же частные дома?

- Вот живёт бабушка в частном доме, что ей делать с ведром мусора? Ехать за 80 км., чтобы от него избавиться? Нет, конечно, она этого не сделает, - заметил Евгений Кислов.

Всего по Бурятии в такой ситуации оказалось почти 79 тысяч жителей.

Напомним, в марте прошлого года Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение об увеличении природоохранной зоны вокруг озера Байкал. Направлен он на минимизацию возможного негативного воздействия, снижение существующих техногенных нагрузок на водный объект, сохранение биологического разнообразия уникальной экологической системы озера Байкал и оптимальное использование потенциальных возможностей развития охраняемых территорий – говорится в документе. Его сразу же окрестили антинародным. К слову, разрабатывая и принимая распоряжение, федеральные власти не спросили мнения ни наших региональных чиновников, ни местных экологов, ни уж тем более самих жителей территории.

- Получается, охраняем Байкал не для людей, а от людей, - подчеркнул Кислов.

На основании письма Главы Бурятии Вячеслава Наговицына Правительство Российской Федерации поручило профильному министерству разработать законопроект с изменениями в Водный кодекс и Закон об охране озера Байкал, предполагающий сокращение водоохранной зоны до 500 метров.

В ходе нынешней поездки Вячеславу Наговицыну уже удалось добиться решения о лесной амнистии для жителей отдаленных сел республики.

Фото Радна-Нимы Базарова