Общество 14 авг 2016 2322

​В годы Великой Отечественной войны десятки бурятских командиров Красной Армии получили высшие военные награды СССР

Над сочинскими перевалами Большого Кавказского хреб­та черными тучами нависал едкий пороховой дым: шла жестокая битва за Кавказ у слия­ния рек Цахвоа и Малая Лаба. В на­чале осени 1943 года в круговерти снарядов и пуль поднимался в бой 25-летний младший сержант Одо Манидариев. Скуластый чернобро­вый командир отделения 2-й стрел­ковой роты 174-го горно-стрелко­вого полка 20-й горно-стрелковой дивизии шел в атаку с открытым за­бралом впереди боевых товарищей.

Полтора часа в одиночку держал оборону

На всю жизнь горный стрелок Одо Манидариев запомнил первый осен­ний день третьего года войны. Тогда его подразделение подверглось мас­сированной атаке группы (до 70 че­ловек) хорошо экипированных «снеж­ных барсов» из дивизии «Эдельвейс». Его отделение, подпустив врага на 20-30 метров, ликвидировало около 60 фрицев. В разгар боя храбрый бу­рятский командир взял ручной пуле­мет, но был ранен в голову. Истекая кровью, он лично уничтожил 30 нем­цев. Видимо, небеса хранили нашего земляка: остался живым после жесто­кого боя на поляне у горы Ацарфа. За этот подвиг уроженец Селенгинского района был «занижено» представлен к ордену Красной Звезды. Однако спра­ведливо удостоился ордена Ленина. Высшую награду Родины Манидариев получил лишь в 1950 году из рук воен­кома Бурятии, когда работал в родном колхозе.

Чудом выжил во фронтовом аду и Иван Анчугов, который, по меньшей мере, совершил два невероятных по отваге подвига. За один из них, когда в декабре 1943-го в одиночку полто­ра часа держал оборону и уничтожил танк «тигр» и четыре станковых пу­лемета, его представили к званию Героя Советского Союза (дали орден Красного Знамени). А за другой, ког­да летом 1944 года первым ворвался в белорусский город Клецк, захватил и уничтожил немецкую машину и ис­требил четырех солдат, представлен к ордену Ленина, и получил его. По­сле войны Иван Анчугов, который до войны работал стрелочником на станции Кедровая Кабанского района и призывался Кабанским РВК, прожи­вал в Слюдянке. Трудился на рыбзаво­де. Иногда радовал близких и друзей игрой на трофейном аккордеоне.

Одо Манидариев и Иван Анчугов (почти не упоминались в республи­канских изданиях) - одни из немногих воинов, имеющих отношение к Буря­тии, удостоены высшей награды СССР – ордена Ленина.

По моим подсчетам, на сегодня ор­деном Ленина за фронтовые подвиги (включая офицеров, награжденных за выслугу лет после 25 лет безупреч­ной службы) награждено порядка 20 воинов (в этот список не входят ГСС, которым орден Ленина давали авто­матически - плюсом к Золотой звезде).

Только на днях удалось выяснить: уроженец села Кома Прибайкальско­го района Прокопий Кириков осенью 1943 года вместе с еще двумя бурят­скими бойцами сводного штурмово­го отряда 12-й ударной Армии Санжа Лупсановым и Рабданом Бадмацыре­новым форсировал Днепр, занял плац­дарм и захватил плотину ДнепроГЭСа. Три дня Прокопий вместе с другими бойцами героически сражался в 30 ру­копашных схватках. Представлялся к званию ГСС, но получил орден Ленина.

Невероятный по мужеству и само­обладанию подвиг в июне 1943 года совершил старший сержант, командир орудия 383-го гаубично-минометного дивизиона 86-го гаубично-миномет­ного полка Антон Попук. Призывав­шийся Улан-Удэнским РВК пулемет­чик, кавалер ордена Ленина, получил тяжелейшее ранение (осколком от снаряда ему оторвало руку и изранило лицо). Истекая кровью и превозмогая боль, он сумел вывести боевую техни­ку в безопасное место.

Двумя орденами Ленина награж­ден Герой Советского Союза летчик-ас Петр Харитонов. Второй орден Ленина он получил за второй по счету таран и поимку экипажа вражеского самолета. Также две высшие награды СССР свер­кали на кителях Героев Советского Со­юза Ильи Балдынова, Владимира Бор­соева и полковника, выходца из села Малый Куналей Степана Беляева.

Вторая «Слава» - за Берлин

На сегодня установлено: более 30 наших фронтовиков были представле­ны к ордену Ленина, но получили дру­гие награды. До того, как стать ГСС, к высшей награде Родины представлял­ся Дарма Жанаев. В числе этой группы особо отличившихся воинов - коман­дир взвода ПТР агинец Аюша Нимаев (погиб в январе 1945-го в Венгрии), джидинец - старший сержант, коман­дир отделения 240-го стрелкового полка Василий Сукнев, тарбагатаец - артиллерист Афанасий Густов, мухор­шибирец - гвардии младший сержант наводчик орудия Яков Мезенин, заи­граевец - гвардии старший лейтенант, заместитель командира стрелкового батальона Валентин Гапонов.

В годы ВОВ несколько десятков наших командиров Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управле­ния войсками награждены орденами Суворова, Кутузова и Александра Не­вского.

Ордена Суворова III степени удо­стоились восемь человек, в том числе Николай Цыдыпов, Георгий Андреев и Евгений Никифоров. 23-летнему ка­питану, командиру первого мотострел­кового танкового батальона 18-й гвар­дейской механизированной бригады 9-го гвардейского корпуса, уроженцу Алари Евгению Никифорову орден Су­ворова вручил командующий 3-м Укра­инским фронтом генерал армии Федор Толбухин. Было за что. Под умелым ру­ководством молодого комбата в боях на Венском направлении захвачен на­селенный пункт. В ту ночь уничтожили до 600 гитлеровцев, взяли в плен более 100 врагов, в том числе генерала.

Орден Кутузова II степени полу­чили трое – Илья Балдынов, Алексей Андреев и Александр Чумаков. Четве­рым командирам – Василию Подгор­ному, Александру Добрынину, Петру Алексееву и Богдану Хайдапову - дали орден Кутузова III степени. Более 20 командиров (в том числе Василий Перевалов, Семен Торгашин и Гарма Будеев), имеющих отношение к Бу­рятии, заслуженно получили орден Александра Невского. А орденом Бог­дана Хмельницкого, который давали не только офицерам, но и рядовым бойцам, наградили 12 офицеров. Сре­ди них Дорофей Юрков, Константин Манжиханов, Иван Банщиков, Хубулей Гомбоев. Младший сержант, командир стрелкового отделения Хубулей Гом­боев отличился в марте 1945 года в боях за деревню Нидердорф Данциг­ской провинции. Его подразделению удалось ворваться в населенный пункт и удержать его, отбив несколько кон­тратак врага, уничтожив 10 солдат и 3 пулеметчика.

За годы ВОВ около 3 тыс. наших солдат Победы награждены орденом Славы. Орден Славы II и III степеней получили более 140 бойцов. Среди них жаргалантуец Даба-Нима Гомбоев. Свою вторую «Славу» гвардии стар­ший сержант, командир отделения связи 185-го артполка получил за то, что 24 апреля 1945-го в уличных боях за Берлин из трофейного оружия под­бил немецкий танк, два станковых пу­лемета и истребил 7 фашистов. Старо­жилы рассказывали легенду, похожую на быль: Даба-Нима мог стать полным кавалером ордена Славы, если бы в мае 1945 года вместе с боевыми друзьями не наткнулся на винный склад…

18 (!) государственных наград удо­стоен Дондок Доржиев, тоже родив­шийся в селе Жаргаланта Селенгин­ского района, полковник, командир 664-го стрелкового полка, еще один кавалер ордена Ленина (получил его за выслугу лет). За такие подвиги бу­рятскому полковнику было впору и Героя дать, так же, как и нескольким другим нашим воинам. Разве не за­служил высшей степени отличия СССР наш земляк Филимон Зайцев, о кото­ром я не нашел ни одного упоминания в местных изданиях! Филимон Хар­лампиевич – кавалер шести (!) боевых орденов, в том числе ордена Красного Знамени. Шесть боевых орденов, в том числе за фронтовые подвиги получил еще один забытый бурятский герой - полковник, уроженец Тунки Иннокен­тий Репьев.

7 орденами за 36 лет службы на­гражден фронтовик Иван Тукеев, в 1959 году получивший звание гене­рал-майора. А уроженец села Унэгэтэй Заиграевского района, участник ВОВ, генерал-майор медицинской службы (получил это звание в 1975 году) До­рофей Шурыгин заслужил три ордена и 12 медалей.

По пять боевых орденов потом и кровью заработали в боях бесстраш­ные солдаты Победы – Доржи Тыхеев, Евгений Никифоров, Константин Дар­башкеев, Иван Шамыкин, Дмитрий Патрахин, Доржи Вампилов, Илья Бур­лаков и полный кавалер ордена Славы Николай Суворов, который (по ошибке штабистов) награжден четырьмя (!) орденами Славы. Выяснилось: в 1942-м на политработу в воздушно-десант­ные войска был призван секретарь Мухоршибирского райкома комсомо­ла Иван Шамыкин. Пока не известно, как сложилась его судьба.

По четыре боевых ордена полу­чили Радна Яковлев, Филипп Минеев, Николай Максимов, Иван Зубков, Ни­колай Федотов, Бальжинима Нанзатов (награжден двумя орденами Алексан­дра Невского). Два ордена Александра Невского получил Сырен Андыков, а Матвей Ильюнов – ордена Александра Невского и Богдана Хмельницкого. Виктор Карташов, пожалуй, наш един­ственный фронтовик, удостоенный четырех орденов Красной Звезды.

«Монголка» из диверсионной группы «Мороз»

Уроженцу Курумканского района истинному герою Иннокентию Чулко­ву посчастливилось вернуться домой. После войны отец шестерых детей трудился начальником ОРС, затем во­дителем в поселке Майск. По празд­никам надевал пиджак, украшенный двумя орденами Славы, орденом Крас­ной Звезды и тремя медалями «За от­вагу». Кстати, тремя медалями «За от­вагу» награждены еще один кавалер ордена Ленина Намдык Цыбенов, а также агинец Бато-Мунко Цырендор­жиев и кяхтинец Демьян Верхушин.

Доблестно воевал и Степан Багла­ев, получивший 23 благодарности от Верховного Главнокомандующего. Во­семь ранений, в том числе два тяже­лых, получил на фронтах снайпер-раз­ведчик Дмитрий Чойжалсанов. Судя по наградным листам, он не раз ходил в разведку. Неоднократно представ­лялся к наградам, но не получил их «в связи с выбытиями в госпитали». За серию подвигов награжден лишь ор­деном Отечественной войны I степени и медалью «За отвагу».

Во время войны редкую для Буря­тии награду - орден «Знак Почета» - получили техник - лейтенант Леонтий Жейрис и курсант Забайкальского пе­хотного училища Гындын Аюшеев.

Плечом к плечу с мужчинами на войне, приближая победу, сражались и женщины. Одна из отважных фрон­товичек – наша землячка (родилась в селе Кудара Кабанского района) Клавдия Новолодская, радистка-раз­ведчица специальной диверсионно- разведывательной группы «Мороз» разведуправления 3-го Белорусско­го фронта. Клавдия Новолодская 27 апреля 1945 года посмертно награж­дена орденом Отечественной войны I степени за подвиг в Восточной Прус­сии. В ее наградном листе лишь су­хие строки: «Была на выполнении спецзадания», а в графе «националь­ность» указано: «монголка». Орденом Красной Звезды отмечен боевой путь капитана медицинской службы воен­врача Софьи Архинчеевой. С высшей солдатской наградой - орденом Славы III степени - вернулись на родину еф­рейтор, наводчик 10-го артполка Дина Гарина и телефонистка 976-го отдель­ного батальона связи 73-го стрелково­го корпуса Энгельсина Сахаровская.

Справка

В годы Великой отечественной войны из Бурятии призвали около 120 тысяч человек. Более трети из них полегли на полях сражений. 37 тысяч наших фронтовиков награждены орденами и медалями, из них солдат Победы бурятской национальности - 13 тысяч человек. Редких для республики наград зарубежных государств удостоились несколько наших воинов.

Так, Герой Советского Союза Владимир Борсоев получил американский орден «Легион заслуженных офицерской степени», а другой ГСС Никифор Афанасьев - монгольский орден «Полярная звезда». Этой же монгольской награды удостоились джидинец Чагдар Бумбужиев, выходец из Селенгинского района Цыретор Жалсараев и бичурец Михаил Олейников.

Уроженец Хоринского района Цырениндоржо Ширапов, воевавший в составе 30-й югославской партизанской дивизии, получил две югославские награды - медаль «За храбрость» и орден «За редкую храбрость». Наш земляк Николай Кононов удостоен шести польских государственных наград - четырех знаков отличия «Серебряный Крест Заслуги», знака «Грюнвальд» и медали «За форсирование реки Одер».

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также