Культура 12 окт 2016 1695

​У нас нет иного пути, кроме как сохранять культуру народов Бурятии - Михаил Харитонов

Интервью с Михаилом Харитоновым, за­местителем руководителя Администра­ции Главы РБ и Правительства РБ по раз­витию гражданского общества в газете «Бурятия».

- Михаил Александрович, имеет ли Комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив аналоги в других реги­онах?

- 7 мая 2012 года Владимир Путин подписал Указ «Об обеспечении национального согласия». Он дал толчок к значительным преобразованиям в руководстве национальной политикой России.

Напомню, что департамент по межнациональ­ным отношениям в Министерстве регионального развития Российской Федерации образован в 2004 году. 8 сентября 2014 года Минрегион упразднен, а его полномочия разделены по различным струк­турам. Так, в 2014 году в Министерстве культуры Российской Федерации создан Департамент меж­национальных отношений. 31 марта 2015 года подписан указ о создании Федерального агентства по делам национальностей. Структурные преоб­разования и принятие этого указа привели сферу межнациональной политики в определенную си­стему. Появились четкие индикаторы, определяющие эффективность деятельности правительства России и губернаторов. Во всех регионах приняты программы по реализации политики в сфере меж­национальных отношений.

Вместе с тем, в регионах нет единообразия: есть министерства, есть отдельные комитеты или отде­лы в составе других министерств и ведомств. Но наличие отдельно выделенных структур характер­но, прежде всего, для национальных и поликуль­турных регионов.

- В республике принята Концепция государ­ственной национальной политики. Именно она определяет приоритеты в сфере межнацио­нальных отношений?

- Концепция Российской Федерации принята в 1996 году, а в Бурятии - в 1998-м, и позднее она не раз редактировалась. Кроме того, в 2012 году на период до 2025-го принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации. Соответственно, в республике в наши основные документы внесены поправки согласно этой Стратегии. Бурятия - один из немногих реги­онов, где принята Концепция – основополагающий документ в этой сфере. Рабочий документ, согласно которому реализуется межнациональная полити­ка. Работа идет постоянно, при межведомственном взаимодействии, финансовой поддержке и общем руководстве Главы республики.

- Какие мероприятия вы провели за послед­ние годы?

- Есть традиционные праздники: Рождество, Са­гаалган, Масленица и другие. Кроме того, есть ряд ярких проектов, которые получают межрегиональ­ный, всероссийский и международный резонанс. Это 350-летие вхождения Бурятии в состав Россий­ского государства - в рамках празднования этой даты, в частности, открыт Дом дружбы. 250-летие Института Пандито Хамбо лам, 250-летие прихода старообрядцев в Забайкалье, форум национально- культурных объединений СФО, 350 лет основания Селенгинского острога, Международный фестиваль «Алтаргана-2016», фестиваль традиционных игр народов Бурятии, 25-летие Сагаалгана, создание бурятского ФМ-радио и совсем недавно - конкурс «СМИротворец–Сибирь-2016». Это, конечно, непол­ный перечень всех крупных мероприятий и проек­тов, которые мы провели или претворили в жизнь. И согласно социологическим исследованиям, все они оказали позитивное влияние на ситуацию в целом.

- Михаил Александрович, что может предло­жить федеральный центр республике в области межнациональной политики?

- Федеральное агентство по делам националь­ностей координирует межнациональную политику в стране. Это подразумевает не только аналитиче­скую и методическую помощь, но и софинансирование региональных программ. Благодаря этому стало возможным проведение конкурса грантов, информационных кампаний, этнокультурных ме­роприятий. Кроме этого, Федеральное агентство создало систему мониторинга межнациональных отношений. Агентство создает площадки для об­мена опытом для государственных служащих, мо­лодежи, национально-культурных объединений и в целом общественности.

Активно прорабатываются мероприятия обще­российского характера. Например, 4 октября республика приняла участие в акции «Большой этногра­фический диктант». Около 500 человек в школах, вузах, библиотеках, Доме дружбы проверили уро­вень своих знаний по культуре народов России.

- Можно ли создать «полноценную россий­скую нацию» и при этом сохранить самобыт­ность народов, населяющих страну?

- Вопрос носит больше теоретический харак­тер, потому что в самой Конституции России обозначено, что является российской нацией - «Мы, многонациональный народ Российской Федера­ции, соединенные общей судьбой на своей земле». И только сохраняя эту многонациональность, она будет оставаться российской нацией.

Есть два уровня самоидентификации. Первая – общегражданская идентичность, и она не вступает в конфликт с собственно этнической принадлеж­ностью. При этом мы должны понимать, что общероссийская идентичность строится не только на понятии национальность, но и на межнациональ­ном согласии, то есть дружбе между народами. Мы - федеративное государство, в которое входят тер­ритории исконного проживания многих этносов, и в связи с этим у нас нет иного пути, кроме как со­хранять культуру и традиции наших народов.

Это также можно отнести и к русским, которые являются объединяющим народом всей России. И культура русского этноса, как и культура других народов, также требует бережного, внимательного отношения и также должна сохраняться.

- Михаил Александрович, существует ли угроза межнациональных конфликтов у нас?

- События последних десятилетий заставляют нас понимать под этим, в первую очередь, откры­тое силовое противостояние. Это то, что происхо­дило на территории постсоветского пространства, то, что было на Украине, происходит в Европе, Си­рии, США. К счастью, речи о таких конфликтах у нас в Бурятии не идет, да и никогда не было.

Конфликты могут возникать на бытовом, куль­турном, экономическом и даже политическом уровнях. Очень часто они незаметны для простого обывателя, и задача государственных и муници­пальных органов, национально-культурных и религиозных объединений, общественности решать эти конфликты и проблемы в формате конструк­тивного диалога, который должен основываться на общем понимании приоритета сохранения меж­национального согласия.

Фото из архива газеты «Бурятия»

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ