Благодаря правительственному гранту, выигранному Ассоциацией учителей бурятского языка и литературы республики, состоялся диалог родноведов. Учителя бурятского языка не только делились инновационным опытом преподавания, но и озвучили проблемы, которые встают сегодня перед ними, пишет газета «Бурятия».
В Улан-Удэ на базе Бурятского республиканского педагогического колледжа прошел международный семинар по методике обучения родному языку и литературе для учителей бурятского языка и литературы. Мероприятие организовано Ассоциацией учителей бурятского языка и литературы при поддержке Правительства РБ в рамках реализации социально-культурного проекта «Эрдэм бэлигэй дээжэ».
В работе семинара участвует более 200 учителей из 17 районов республики, преподавателей средних и высших учебных заведений, а также представители образовательной сферы, лучшие методисты Агинского и Усть-Ордынского округов и Монголии.
Участников семинара приветствовал врио министра образования и науки Бурятии Баир Жалсанов.
Как отметила председатель РОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы» доктор педагогических наук, доцент Баирма Лхасаранова, семинар содействует интеграции и координации деятельности учителей бурятского языка и литературы, развитию педагогического мастерства, повышению профессиональной квалификации.
Заведующая лабораторией этнокультурного образования Бурятского республиканского института образовательной политики, заместитель Ассоциации учителей бурятского языка Баирма Цырендоржиева обозначила ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя бурятского языка в школах республики. В частности, озвучены проблемы выделения часов на преподавание бурятского языка и литературы.
- Бурятский язык ведется по двум направлениям: бурятский язык как родной и как второй государственный язык. Если раньше в большинстве школ бурятский язык как второй велся в объеме двух часов, то сейчас выделяется один час, и, в лучшем случае, добавляется еще один час из факультативной части и внеурочной деятельности, - отметила Баирма Цырендоржиева.
Также сокращаются часы бурятского языка в начальных школах, где изучают его как родной язык. Если раньше было 5-6 часов в неделю, то сейчас всего 3 часа.
Вторая проблема, которая стоит перед учителями бурятского языка, – это деление классов на подгруппы. Согласно требованию преподавания языка как второго, обучение должно проводиться в двух подгруппах. В последнее время во многих школах группы объединяют в одну, и учителя вынуждены обучать 30 и более детей одновременно. В данном случае эффективность обучения не будет на достаточно высоком уровне.
При сокращении рабочих часов также страдает сам учебный процесс. Поскольку учебные пособия рассчитаны на определенное количество уроков, учителя вынуждены уменьшать объем материалов.
- В системе образования работа ведется, но актуальных проблем достаточно много. Учителя сами не всегда открыто говорят о своих нерешенных проблемах, хотя эти проблемы общеизвестны, - подытожила заместитель председателя Ассоциации учителей бурятского языка.
В Аге бурятский язык изучают все школьники
Гости их соседних регионов России и Монголии поделились опытом и методикой преподавания бурятского языка. Старший преподаватель Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края Марина Батуева рассказала об инновационных методах преподавания бурятского языка и литературы в школах Агинского округа. Также она сообщила, что во всех школах бурятский язык изучают все ученики, вне зависимости от национальной принадлежности. В школах внедрен опыт интенсивного изучения бурятского языка как обязательного.
Преподаватель монгольского языка педагогического института Монгольского государственного университета образования Адилбиш Амардалай поделился опытом изучения монгольского языка в школах страны. В частности, он отметил эффективность преподавания языка для младших классов через устное народное творчество.
В первый день участники семинара посетили мастер- классы учителей, заслушали доклады коллег об опыте работы.
Вчера в Бурятской гимназии №29 прошли открытые уроки. В рамках семинара организован конкурс учебно-методических ресурсов для выявления инновационных авторских идей и определения ресурсов, необходимых для формирования и развития методики преподавания бурятского языка и литературы.
Международный семинар завершится принятием рекомендаций и награждением победителей по итогам конкурсов.