Общество 14 окт 2016 1306

​Уроки бурятского: нужна единая методика преподавания

Благодаря правительственному гранту, выигранному Ассоциацией учителей бурятского языка и литерату­ры республики, состоялся диалог роднове­дов. Учителя бурятского языка не только делились инновационным опытом преподавания, но и озвучили про­блемы, которые встают сегодня перед ними, пишет газета «Бурятия».

В Улан-Удэ на базе Бурят­ского республиканского пе­дагогического колледжа про­шел международный семинар по методике обучения родно­му языку и литературе для учителей бурятского языка и литературы. Мероприятие организовано Ассоциацией учителей бурятского языка и литературы при поддержке Правительства РБ в рамках реализации социально-культурного про­екта «Эрдэм бэлигэй дээжэ».

В работе семинара уча­ствует более 200 учителей из 17 районов республики, преподавателей средних и высших учебных заведений, а также представители обра­зовательной сферы, лучшие методисты Агинского и Усть-Ордынского округов и Монго­лии.

Участников семинара при­ветствовал врио министра образования и науки Бурятии Баир Жалсанов.

Как отметила председа­тель РОО «Ассоциация учи­телей бурятского языка и литературы» доктор педаго­гических наук, доцент Баирма Лхасаранова, семинар содей­ствует интеграции и координации деятельности учителей бурятского языка и литерату­ры, развитию педагогическо­го мастерства, повышению профессиональной квалифи­кации.

Заведующая лабораторией этнокультурного образования Бурятского республиканского института образовательной политики, заместитель Ассо­циации учителей бурятского языка Баирма Цырендоржие­ва обозначила ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя бурятского языка в школах республики. В част­ности, озвучены проблемы выделения часов на препода­вание бурятского языка и ли­тературы.

- Бурятский язык ведется по двум направлениям: бу­рятский язык как родной и как второй государственный язык. Если раньше в большин­стве школ бурятский язык как второй велся в объеме двух часов, то сейчас выделяется один час, и, в лучшем случае, добавляется еще один час из факультативной части и вне­урочной деятельности, - отме­тила Баирма Цырендоржиева.

Также сокращаются часы бурятского языка в началь­ных школах, где изучают его как родной язык. Если раньше было 5-6 часов в неделю, то сейчас всего 3 часа.

Вторая проблема, которая стоит перед учителями бу­рятского языка, – это деление классов на подгруппы. Со­гласно требованию препода­вания языка как второго, об­учение должно проводиться в двух подгруппах. В послед­нее время во многих школах группы объединяют в одну, и учителя вынуждены обу­чать 30 и более детей одно­временно. В данном случае эффективность обучения не будет на достаточно высоком уровне.

При сокращении рабо­чих часов также страдает сам учебный процесс. Поскольку учебные пособия рассчитаны на определенное количество уроков, учителя вынуждены уменьшать объем материалов.

- В системе образования работа ведется, но актуаль­ных проблем достаточно много. Учителя сами не всег­да открыто говорят о своих нерешенных проблемах, хотя эти проблемы общеизвестны, - подытожила заместитель председателя Ассоциации учителей бурятского языка.

В Аге бурятский язык изучают все школьники

Гости их соседних регио­нов России и Монголии по­делились опытом и методи­кой преподавания бурятского языка. Старший преподава­тель Агинского института по­вышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края Марина Батуева рассказала об инновационных методах препо­давания бурятского языка и литературы в школах Агин­ского округа. Также она со­общила, что во всех школах бурятский язык изучают все ученики, вне зависимости от национальной принад­лежности. В школах внедрен опыт интенсивного изучения бурятского языка как обяза­тельного.

Преподаватель монголь­ского языка педагогическо­го института Монгольского государственного универси­тета образования Адилбиш Амардалай поделился опытом изучения монгольского языка в школах страны. В частности, он отметил эффективность преподавания языка для младших классов через уст­ное народное творчество.

В первый день участники семинара посетили мастер- классы учителей, заслушали доклады коллег об опыте ра­боты.

Вчера в Бурятской гимна­зии №29 прошли открытые уроки. В рамках семинара организован конкурс учебно-методических ресурсов для выявления инновационных авторских идей и определе­ния ресурсов, необходимых для формирования и разви­тия методики преподавания бурятского языка и литерату­ры.

Международный семинар завершится принятием ре­комендаций и награждением победителей по итогам кон­курсов.

Автор: Цырегма САМПИЛОВА

Читайте также