На медиофоруме ОНФ в Санкт-Петербурге спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов коснулся проблем безопасности транспорта в Бурятии. По его словам, маршрутные межрайонные перевозки в республике опасны для жизни пассажиров. Несколько аварий со смертельным исходом, по мнению спецпредставителя, – это статистика, на которую региональным властям следует обратить внимание, сообщает газета "Бурятия".
Смерть на трассе
Вопрос о «смертельно опасном транспорте» задал Сергею Иванову журналист из Бурятии Артемий Ушаков. Он рассказал спецпредставителю президента о том, что буквально за несколько месяцев на дорогах республики произошло несколько страшных ДТП со смертельным исходом. И во всех случаях участниками аварий были маршрутки.
Например, 1 декабря на 128-м километре федеральной трассы Р258 «Байкал» в Слюдянском районе Иркутской области на узком участке дороги столкнулись микроавтобус Fiat Ducato, следовавший с 16 пассажирами из Улан-Удэ в посёлок Аршан, и большегруз марки Hino.
Водитель микроавтобуса и одна из пассажирок скончались на месте, позже в больнице умерла ещё одна женщина.
Более десяти человек получили различные травмы и были доставлены в больницы Иркутска, Байкальска и Слюдянки. У всех пострадавших – а это в основном пожилые люди в возрасте от 60 до 82 лет, были диагностированы множественные переломы.
На фотографиях с места происшествия ясно видно, что пассажиры в прямом смысле слова вылетали через окна автобуса … вместе с сиденьями.
Пассажиры рассказывали, что водитель ехал неаккуратно, разговаривая по телефону. Водитель грузовика также сообщил, что микроавтобус на большой скорости вышел из поворота, после чего столкнулся с ограждением и отлетел на встречку. Однако судя по установленной в «маршрутке» системе ГЛОНАСС, до поворота машина ехала со скоростью 80 километров в час. Затем сбросила её до 65 километров в час.
Через полмесяца на региональной трассе произошла еще одна авария. На 381-м километре трассы Иркутск - Чита 70-летний водитель автомобиля «Митсубиси Паджеро Мини» выехал на встречную полосу и врезался в пассажирский автобус Fiat Ducato, который следовал в Оймур. Водитель и 64-летний пассажир легкового автомобиля от полученных травм скончались на месте происшествия. В больницу доставили шестерых пассажиров микроавтобуса: ребёнка, мужчину и четырёх женщин. Все они получили травмы.
Уже в конце марта, 25 числа, - очередная авария с участием пассажирского микроавтобуса унесла жизнь двух человек. У села Челутай в Заиграевском районе Бурятии произошло ДТП с участием маршрутки, следовавшей из Новоильинска в Улан-Удэ.
В результате ДТП 26-летняя водитель автомашины Infiniti и 41-летний водитель микроавтобуса Fоrd от полученных травм скончались на месте, 11 пассажиров рейсового автобуса, в том числе двое детей, получили травмы различной степени тяжести.
Запрещать автобусы?
Сергей Иванов, выслушав журналиста, отметил, что столько аварий, следующих друг за другом, это уже статистика, на которую необходимо обратить самое пристальное внимание.
- Если это уже трижды произошло с такими последствиями, здесь даже не важны причины ДТП. Если в первом случае люди вылетали из окон, а во втором кресла сложились внутри, «как гармошка», значит, эти автобусы надо запрещать до тех пор, пока не будет изменена технология и условно надёжность мест для пассажиров. И это должно быть проверено на стендах и на испытаниях. В том числе краштестами. Никаким словам и бумажкам верить нельзя. Наши бизнесмены, которые занимаются частными перевозками, любую бумажку нарисуют за пять минут, - жестко заявил спецпредставитель президента России.
По словам Сергея Иванова, для перевозок пассажиров, тем более на дальние расстояния, нужны рейсовые автобусы, которые будут соответствовать всем требованиям безопасности.
- Я объясню сейчас, почему нужны рейсовые автобусы. Во- первых, потому что там каждый водитель проходит медосмотр, каждая машина - техосмотр. У частников этого давным-давно нет. Частники говорят - «у меня есть один автобус, я - бизнесмен. Имею право». Имеет. Но чем это заканчивается, я думаю, объяснять не надо. В России были тяжелейшие случаи, когда «челноки» ехали в автобусе, и чтобы их не ограбили, окна заваривали решетками. И когда случается ДТП, люди не могут выйти и сгорают заживо. Я уж не говорю о терроризме. Садится пассажир в автобус и едет. Куда он едет? Зачем он едет? С чем он едет? Уже ФСБ бьёт тревогу по этому поводу, я вам серьезно говорю. Автобусы должны быть рейсовыми, с проверками. Маршрутки - это отдельная проблема, - резюмировал Сергей Иванов.
Безусловно, безопасность пассажиров должна быть приоритетом для всех. И для власти, и для компаний-перевозчиков, и для водителей, и для самих пассажиров. Однако стоит учесть и тот момент, что «большие» рейсовые автобусы в большинстве случаев стоят на порядок дороже небольших «фиатов».
Но у большинства перевозчиков денег на них нет. Наглядным примером стала реформа администрации Улан-Удэ, когда городских перевозчиков заставили отказаться от маленьких «истан», и за свой счёт покупать более дорогие автобусы с большей вместимостью.
Водителям пришлось покупать автомобили в кредит. Стоимость некоторых «переваливала» за миллион.
В итоге львиную часть доходов они отдавали за кредит, ремонт и обслуживание машин. Хочется верить, что в случае с региональными перевозками никто не повторит ошибок городских властей. Иначе дорогостоящие машины и переход на рейсовое обслуживание может стать началом конца для многих компаний-перевозчиков, которые обеспечивают работой водителей.
Фото пресс-службы ОНФ