Общество 30 ноя 2017 1099

​Человек, вырастивший 400 миллионов сосен

Деятельность этого человека принесла очень много пользы для благосостояния Курумканского района и республики в целом. Герой нашего очерка действительно один из лучших. Он был участником ВДНХ в 1958 году, награжден орденом «Знак Почёта» в 1966 году, трижды удостоен знака за безупречную службу в государственной лесной охране, звания заслуженного работника охраны природы Бурятии в 1994 году, почетного знака «За сбережение и приумножение лесов России».

- Александр Фёдорович, я слышала, что Вы родом из Башкирии. Но каким образом оказались в наших краях?

- 15 августа 1955 года я прилетел в Курумкан на маленьком самолёте «По-2» авиаконструктора Поликарпова. Этот двухместный самолёт, помимо перевозки почты, иногда патрулировал территории района на случай возникновения пожара. Если видели возгорание, то должны были выбросить вымпел – своеобразный мешок с донесением на территорию пункта приёма донесений лесхоза. Во время перелёта прибор показывал скорость 90 километров в час. Время полёта заняло более четырёх часов. Сюда приехал на работу во вновь организованный Курумканский лесхоз после окончания лесотехнического факультета Башкирского сельскохозяйственного института.

- Александр Федорович, вы – счастливый человек! Сами построили дом, в котором живёте, посадили дерево, вырастили сыновей и дочь…

- В 1962 году в Курумкане организовал, сконструировал и создал технологию по выращиванию посадочного материала в питомнике.

Миллионами высаживал сеянцы. Курумканский питомник тогда занял первое место по России! Выход сеянцев у нас был в 2 раза больше, чем норматив по России. Их увозили по всем районам республики. Всего вырастил около 400 миллионов штук сеянцев сосны, ежегодно отправляли 4 миллиона, 5-10 машин в день приезжали и загружали полный кузов. Сосну выращивали, так как это единственная нужная порода: всё ведь из сосны строится. Сейчас ее в Китай лесовозами увозят.

Жалко, питомник мой загубили… Сейчас там ничего нет, всё заросло, лес сожгли. Пока я руко-водил лесхозом, пожары бывали, но мы их тушили вовремя. Ныне практикуют вредную политику – гарь отдают в рубку. Гарь обязательно должна возобновиться, а её вырубают. Говорят, мол, черви заводятся. Это глупости. Природа – сложный комплекс, всё в ней взаимосвязано - от комара до слона. Два года подряд у нас в Курумкане пожары были, на чём это сказалось? Огороды остались без урожая, картошки не было. Рыба в речке оказалась голодной, потому что дымом комаров уничтожило. Лягушки стали выходить из озёр, потому что они стали высыхать. За Курумканом одного умственно отсталого человека кто-то специально научил поджигать лес. С какой целью? Лес выгорит, его можно рубить, а здоровый лес нельзя – зелёная зона. А тут спичку поднёс – верховой пожар, выгорело – сразу рубить надо. И этот человек 13 поджогов сделал!

Наш труд даёт результаты лишь спустя годы. Итог будет виден лет через 30-40, а то и через 80. Лесник – это лесной заступник. Без его помощи лесу не выстоять перед человеческой безалаберностью и стихийными бедствиями. Из этой профессии или сразу уходят, или остаются на всю жизнь. Иногда я работал 24 часа в сутки, без воды и еды. Двое суток бились, чтобы потушить лесной пожар. Взрослые мужики плакали, если пожар уходил дальше.

Главная моя задача была на тот момент – восстановить Куйтуны лесом. Посадил в Шизге с сыновьями отдельные массивные сосны, которые превратились сейчас в сосновый бор – памятник природы. Также на Куйтунах я высадил облепиху, не культурную, а дикую, а также с Алтая привез другую – без колючек, селекционную. Также для закрепления движущихся песков с лесниками высаживали тополя, шелюгу – кустарниковую иву.

Я участвовал в разработке Лесного кодекса в Улан-Удэ. В 1965-1966 годах в Курумкане организовал строительство палисадников при домах и высаживал там деревья, дважды обсаживал берёзой, тополем, елью здание районной администрации в центре.

А.Ф. Кузьмин и организатор интервью В.В. Бадмаева

Наш рассказ – напоминание, пример служения своему делу. Александр Федорович в беседе признался: «Я работал за троих, за четверых. Не был кабинетным директором, если надо 17, а бывало и все 24 часа в сутки работал. Никогда не говорю о своем трудовом пути - некому. Хотелось бы это рассказать профессионалам, коих я не вижу рядом с собой».

Валентина БАДМАЕВА, ветеран библиотечного дела Курумканский район

Фото предоставлено Курумканской центральной детской библиотекой

Читайте также