Культура 13 дек 2017 853

​​Эксперт «Золотой маски» Глеб Ситковский рассказал улан-удэнцам о предназначении современного театра

В Улан-Удэ на малой сцене Русского драматического театра им. Бестужева состоялась лекция известного театрального критика, неоднократного члена жюри и экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска» Глеба Ситковского. Он рассказал публике о предназначении современного театра и подчеркнул, что искусство обязано вызывать споры, выводить из зоны комфорта, сообщает ИА Буряад Yнэн со ссылкой на пресс-службу драмтеатра.

Критик рассказал как работал экспертный совет «Золотой маски», кого и почему выбрал, почему те или иные постановки становятся лучшими. Он отметил, что в этом году на фестиваль прислали 555 записей. Глеб Ситковский рассказал, что посмотрел за год 250 спектаклей на видео и 242 «живьем», провел 92 дня в командировках.

Критик отметил роль «Золотой маски» в контексте современных театральных процессов всей России и значимое присутствие региональных театров в списке номинантов на премию.

«Существует объективная картина движения современного театра и «Золотая маска» ее фиксирует. Само появление премии сильно изменило ландшафт страны. Сегодня я вижу, что спектакли провинциальных театров совершенно не уступают по качеству столичным. При этом нет никаких скидок на провинциальные спектакли. Они попадают в конкурс совершенно по праву. В этом году в номинации «Драма/Спектакль малой формы» представлено девять спектаклей из провинции, четыре из Москвы и два из Санкт-Петербурга. «Золотая маска» стала тем главным фестивалем, который фиксирует и формирует тенденции. Профессионалы начали понимать, что происходит. Они уже не «варятся в собственном соку», городе, а видят, что происходит рядом. И театры стали сильнее, потому что провинция стала частью большого процесса», - рассказал Глеб Ситковский.

На примере спектаклей прошлого сезона, вошедших в конкурс программу «Золотой маски» он поведал, каким образом составляется шорт-лист фестиваля. Также он рассказал о краткосрочных и долгосрочных тенденциях в современном театре, и что происходит с этим видом искусства в нашей стране.

«Сегодня мы наблюдаем, что произошло резкое омоложение номинантов. И, на мой взгляд, это самое главное, что определяет сейчас подъем театра, который мы наблюдаем. На наших глазах произошла смена поколений и среди режиссеров, и среди зрителей. В театр стала приходить другая публика», – отметил критик.

По его словам, театр 90-х годов и начала нулевых был «ограничивающим себя и себя блюдущим», совершенно сознательно оберегающим себя от всяких влияний неким театральным «гетто».

«Не было никаких взаимовлияний со смежными искусствами, театр «варился в собственном соку», у него был свой зритель и своя публика, на которую он опирался. Но рядом существовали другие зрители, которые ходили в кино и на выставки, но не интересовались театром. И это были совершенно взаимонепроницаемые миры. То, что происходит сейчас и стало происходить в последние 6-7 лет, связано с приходом нового поколения. И в этом, как мне кажется, свою роль сыграл отложенный эффект падения «железного занавеса». Все-таки европейский и российский театр очень долго существовали, как два мира, почти не знающие друг друга. Но в какой-то момент стали происходить взаимопроникновения, и стали появляться режиссеры, известные сегодня, которые тогда смотрели спектакли, привозимые в Россию на фестивали, и сами выезжали на запад», - рассказал эксперт.

Большое внимание Глеб Ситковский уделил предназначению современного театра, о котором сегодня ведутся большие споры, в том числе и в театральной среде Улан-Удэ:

«Предназначение любого театра, как сказал Гамлет: «Держать зеркало перед своим временем». И театр всегда это делает. Он обязан чувствовать эпоху, обязан чувствовать нерв, боль. Мы приходим в театр, чтобы испытать катарсис, а катарсис – это значит очиститься при помощи страха и сострадания. Это две главные эмоции, которые будят искусство в человеке и будили всегда на протяжении тысячелетий. Если вы приходите в театр, чтобы спокойно прожить полтора часа и уйти довольными домой, это значит, что это было свидание не с искусством. Искусство обязано вызывать споры, выводить вас из зоны комфорта, заставлять плакать и испытывать сильные эмоции. Обязанность театра – изобретать. Если театр ничем не удивляет, то можно вешать на него амбарный замок и уходить».

Рассуждая о часто встречающемся сегодня заблуждении главенства формы над содержанием, Глеб Семенович отметил, что невозможно отделить одного от другого. По его словам, идут поиски нового театрального языка:

«Нельзя налить молодое вино в старые меха, поэтому обновляется и форма, а говорить о содержании без формы невозможно».

В конце лекции Глеб Ситковский призвал зрителей приходить в театр с открытым сознанием:

«Уловить новый театральный язык можно при одном условии: быть открытым. Я никогда не буду делать вывод о спектакле по какому-то отрывку. Невозможно вынести суждение и сделать выводы по тому, что тебе пересказали. Наша беда в информационном пространстве в том, что о спектаклях судят по пересказу. Никогда не торопитесь с оценками, нужно попытаться дать себя убедить дальше, и понять ту мысль, которая была заложена».

Лекция прошла в рамках проекта Государственного русского драматического театра им. Бестужева «Театральный лекторий». За два года его работы состоялись встречи с театральным критиком и театроведом Туяной Будаевой, театральным менеджером, помощником художественного руководителя МХТ им. Чехова и ректора школы-студии МХАТ по спецпроектам Павлом Рудневым, арт-директором Центра им. Мейерхольда Еленой Ковальской и руководителем литературно-драматургической части Татарского государственного академического театра им. Камала – Ниязом Игламовым.