Культура 29 мар 2018 1247

​​Амгалана Ринчинэ – талант земли бурятской

Так хочется воскликнуть, увидев работы Амгалана Ринчинэ, графического дизайнера, художника-иллю­стратора. Таков творческий псевдоним, под которым его знают сейчас многие. Ему 31 год, он работает графиче­ским дизайнером уже без малого лет восемь, хотя полу­чил специальность «инженер» в ВСГТУ (ВСГУТУ).

- В дизайне я оказался, можно сказать, случайно. Это я сейчас понимаю, на то была воля случая. В техно­логическом университете проходила очередная науч­но-практическая конферен­ция, требовалось изгото­вить обложку для научного сборника. Я вызвался это сделать. Тогда я не знал ни графических редакторов, ни каких-либо других про­грамм – изучил «корел» за неделю и сделал обложку. Я испытал восторг от того, что компьютер для меня от­крылся иными возможно­стями - возможностью са­мовыражения, творчества. За полгода изучил базовый пакет графических редакторов. Тут всё и началось… Стал верстать друзьям, зна­комым буклеты, реклам­ные баннеры, пробовал де­лать логотипы. Сейчас уже и не помню, какая работа была первой и за какую я получил первую оплату, - рассказывает Амгалан.

Этапы творческого пути

Вначале Амгалан пытал­ся работать по полученной специализации, после окон­чания университета по рас­пределению попал на ста­жировку в «Байкалфарм» по специальности «техно­лог». Проработал там пол­тора года сначала на произ­водстве, затем менеджером по закупкам и на это время забросил своё творчество. В 2011 году уволился из «Бай­калфарма» - приоритетом стала учёба в аспирантуре.

- Но всё это время, как пишет художник-абстрак­ционист Кандинский, ис­пытывал «внутреннюю потребность» в творчестве. После окончания аспиран­туры написал резюме и отправился искать работу в рекламном агентстве. По счастливой случайности долго искать не пришлось. На моё резюме откликну­лась девушка Катя. Она на тот момент открыла своё рекламное агентство. Вот под её руководством я и вошёл, так сказать, в про­фессию. С ней вдвоём мы участвовали в конкурсе на разработку логотипа театра кукол «Ульгэр», с которым я и по сей день очень тесно работаю, - отмечает дизай­нер.

Как он вспоминает, это был его первой опыт рабо­ты в творческом коллекти­ве. Вместе с Катей Ондар, Анастасией Рожковой, Туя­ной Будаевой он разработал логотип театра, который и сейчас используется. После была работа над логотипом театра бурятской драмы и ещё один творческий кол­лектив: Екатерина Ондар, Туяна Будаева, Валерия Аханаева и Ольга Пашкова. В этом составе они приду­мали логотип для Бурятско­го театра, который исполь­зуется по сей день.

Как говорит художник, более тесные творческие связи у него установились с театром кукол «Ульгэр».

- По моей задумке театр должен был отойти от афиш с использованием фото. Фо­тосъёмка спектаклей про­ходила в «тёмной комнате», и это шло вразрез с новой концепцией театра: фото­графии получались с пре­обладанием темного цвета, в полумраке. Поэтому было решено использовать для афиш иллюстрации - яркие, добрые, тёплые. Так я стал художником-иллюстрато­ром для детей. Уже и не счесть, сколько иллюстра­ций я нарисовал для театра. Наверное, почти все, с 2012 года, - признаётся Амгалан.

Этапы творческого пути молодого человека в Улан-Удэ связаны не толь­ко с работой в рекламном агентстве, он работал в компании интернет-провай­дера.

- Около года работал в компании «Стрела теле­ком», делал для них маке­ты рекламной продукции, сувенирную продукцию, в общем, занимался всем тем, чем занимаются дизайнеры в рекламных отделах фирм Улан-Удэ, - говорит дизай­нер.

«Фиолетовый кофейник». Акварель

Постигать новое

За это время Амгалан вы­рос профессионально, и воз­никла необходимость даль­нейшего творческого роста.

Сейчас он живёт в Москве, учится в Российском госу­дарственном гуманитарном университете на факульте­те «История искусства». В следующем году защища­ет диссертацию на степень магистра по направлению «Дизайн». Параллельно ра­ботает на фрилансе худож­ником-иллюстратором и графическим дизайнером в компаниях «ЮТВ Холдинг» и «Freelanсе».

- Передо мной встал во­прос: может ли существо­вать дизайн бурятский, на­циональный. Часто в своём творчестве обращаюсь к бурятской, монгольской культуре, пытаюсь её пере­осмыслить с точки зрения дизайна. Так у меня появил­ся академический интерес в изучении теории дизайна. В Улан-Удэ я не нашёл школу, способную удовлетворить мои требования к учебной программе. Так я оказался в Москве, - отмечает худож­ник-дизайнер.

При этом покорить столи­цу удалось не сразу. В пер­вый год сдать экзамены не получилось – вступитель­ные закончились. В следую­щем году он не нашёл вре­мени – работа связала по рукам и ногам. И на третий год поступил в центр дизай­на РГГУ.

- Правда, подал я доку­менты в несколько учебных заведений. Среди них был лицей кино и кинематогра­фии, Строгановская акаде­мия и РГГУ. В лицей меня не взяли: возраст великоват, в Строгановке меня тоже не взяли на дизайн, но пред­ложили пойти на «Искус­ствоведение». Это меня не вполне устроило, поэтому остался в РГГУ, - с улыбкой отмечает Амгалан.

Об этом учебном заведе­нии он у знал от знакомого архитектора, который ска­зал: «Иди, там низкий кон­курс, с твоим опытом ра­боты ты легко поступишь» и отрекомендовал школу дизайна РГГУ как хорошую.

- Я и пошёл. Правда, про «низкий конкурс» мой зна­комый слукавил. На экза­мен пришло почти 100 че­ловек, а набирали 9. Я начал было сомневаться, стоит ли мне вообще сдавать экза­мены, так как многие из ре­бят, как и я, были уже прак­тикующими дизайнерами, в общем «гуляющими мимо» их не назвать. Но переси­лил все свои страхи, успеш­но сдал экзамены, и меня взяли. Впопыхах оформил все документы и вылетел в Улан-Удэ, там меня ждала работа на фестивале теа­тров кукол «Путь кочевни­ка», куда меня пригласила директор театра «Ульгэр» Баирма Дашидоржиева, - вспоминает Амгалан.

Признание

В это время театр «Уль­гэр» выдвинул нашего зем­ляка на получение Почётной грамоты от Министерства культуры Бурятии за за­слуги в области культуры. Грамоту вручили во время фестиваля. Как позже Амга­лан узнал, он стал первым графическим дизайнером, который получил подобное признание.

- Это признание я считаю признанием графического дизайна как области куль­туры у нас в республике, признание этой деятельно­сти как очень важной от­расли для формирования культурной среды. Можно много говорить о том, как должен развиваться дизайн у нас в республике, и не только графический – про­мышленный, fashion, средо­вой, мультимедийный, веб, промоуш и так далее, - от­мечает художник.

По окончании обучения он бы хотел поделиться приобретенными знания­ми с ребятами из Улан-Удэ, организовать школу, но это пока только планы.


Открытка к Сагаалгану «Три пса у сандалового дерева, переплетенного лозой исполнения желаний»

Немного о работах

В воспоминаниях о дет­стве Амгалан Ринчинов, такова его фамилия по паспорту, черпает идеи и образы. Родился он в селе Амгаланта Хоринского рай­она. И в работе акварелью «Фиолетовый кофейник» он постарался это отобра­зить.

- В деревушке моих роди­телей, где я бывал каждое лето, был популярен ко­фейник фиолетового цвета, советского производства. Эмалированный, с долговя­зым носиком и маленькой крышечкой. В каждом доме его использовали как чай­ник. Если в русской тради­ции на столе стоял самовар, то у нас был вот этот кофей­ник. Вечер, печенье, чай из кофейника и бесконечное лето. В детстве всегда так, - говорит художник.

Рисунок «9 драгоценно­стей» был использован для чехла телефона «Студией добрых подарков». В аква­рели он более нежный, а для чехла более яркий.

- Девять драгоценностей в буддийском учении - это золото, серебро, бирюза, коралл, жемчуг, медь, ра­ковина (перламутр), лазу­рит и малахит. Но это лишь кодовое наименование «9 драгоценностей». Разу­меется, буддист не может назвать какой-то металл или кусок коралла настоя­щей драгоценностью. Это я понял, став взрослым, а тог­да - лет эдак в шесть - я так и представлял эти девять драгоценностей, о которых так часто упоминал дедуш­ка, - рассказывает о замыс­ле Амгалан.

Остаётся пожелать ему новых творческих сверше­ний, большого всемирно­го признания, потому как только истинный талант мо­жет быть так многогранен и ярок.

Автор: Оксана ЦЫБДЕНОВА