Последняя декада марта для Бурятского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) была очень насыщенной. Помимо традиционного подведения итогов предыдущего года, проведены заседание общественно-консультативного совета и публичные слушания. Красной нитью вышеперечисленных мероприятий стало обсуждение и разъяснение новой концепции национального плана развития конкуренции, сообщает газета «Бурятия».
Представители УФАС напомнили, что в 2014-2015 годах начала действовать республиканская программа развития конкуренции, а в 2015 году правительством РБ принят стандарт развития конкуренции.
В декабре 2017 года президент страны подписал указ об основных направлениях государственной политики, а с начала 2018 года были приняты основные параметры национального плана развития конкуренции. По словам руководителя Бурятского УФАС Елизаветы Потаповой, на данный момент план пока принят на три года.
Снижение уровня монополизации рынков, в том числе за счёт снижения количества государственных и муниципальных предприятий, уменьшение количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти, а также увеличение объёмов государственных закупок у малого бизнеса — вот основные направления, по которым надо достичь ключевых показателей.
Елизавета Потапова рассказала, что в последнее время государство предпринимает все усилия для того, чтобы в государственных, муниципальных закупках в роли заказчиков выступало много субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодня их доля составляет всего 15%. А в национальном плане развития конкуренции предложено увеличить данный параметр вдвое уже к 2020 году. По её мнению, доля государственных и муниципальных унитарных предприятий в торгах должна резко падать, так как они заранее имеют конкурентное преимущество.
«Сделано это для повышения конкурентоспособности, в том числе за счёт повышения эффективности расходования бюджетных средств, и это задача не только федеральных, но и региональных отраслевых ведомств», - отметила Елизавета Потапова.
По данным УФАС, на сегодня фактов недобросовестной конкуренции очень много. По новому национальному плану количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году должно снизиться.
Таким образом, федеральный центр ставит задачу развития конкуренции не менее чем в 13 отраслях экономики. Поэтому возрастает ответственность региональной власти, и все её управленческие решения должны рассматриваться с точки зрения влияния на конкуренцию.
«Надеемся, что представители общественных организаций, малого и среднего предпринимательства доведут до сведения своих друзей и конкурентов информацию по национальному плану развития. На самом деле они должны сами активно предлагать своему министерству, как поддерживать бизнес в сфере конкурентной среды», - говорит Елизавета Потапова.
Говоря об итогах работы УФАС в 2017 году, стоит отметить, что количество поступивших жалоб в прошлом году значительно возросло. Часть жалоб была возвращена из-за несоответствия требованиям закона, некоторая часть была отозвана самими заявителями. А вот 53% жалоб признаны обоснованными.
Участники публичных слушаний и члены общественно-консультативного совета, в который входят представители предпринимательского сообщества, считают, что подобные мероприятия помогают разобраться во всех тонкостях добросовестной конкуренции и её защиты.