Власть 24 окт 2018 1257

​«Шикуют ребята!»: депутат парламента Бурятии прокомментировал отчёт о нарушениях в оперном театре

Нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств, выделенных Бурят­скому государственному академическому театру оперы и балета имени народного ар­тиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова в период 2016-2017 годов, - тьма-тьмущая. Хотя вывод, сделанный проверяющими: «в ходе контрольных мероприятий фактов нецелевого ис­пользования бюджетных средств не установлено», сообщает газета «Бурятия»

После проверки оперного театра Счётной палатой РБ в нашем прославленном хра­ме искусства прошла череда событий, в том числе уволь­нение теперь уже экс-дирек­тора Аюны Цыбикдоржиевой. И вот – очередной разговор по «оперной» теме, на этот раз по итогам вышеназван­ной проверки в рамках за­седания Комитета НХ РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, об­щественным и религиозным объединениям. Обсуждение этого резонансного вопроса инициировал парламента­рий Михаил Гергенов.

- Когда я увидел отчёт Счётной палаты в СМИ (этот документ не был передан нам, депутатам Хурала, во­время), всё-таки там боль­шие нарушения, - пояснил в эксклюзивном интервью «Бурятии» Михаил Герге­нов. - Я запросил этот отчёт, и когда прочитал его, понял - там огромные нарушения. И не надо, чтобы их толь­ко СМИ обсуждали: первые лица, которые работают в этом театре, должны сами рассказать, как это случи­лось, чтобы не допускалось такого больше.

Как образно выразился депутат Гергенов, отчёт Счёт­ной палаты - «детектив» и «в каждом предложении - мил­лионные нарушения»:

- И почему такое мягкое решение - дать предписа­ния? Красиво жить не запре­тишь. Но всё это делается за счёт нашего бюджета. Шику­ют ребята, на мой взгляд.

Депутаты, журналисты и общественники после об­народования результатов проверки, к примеру, зада­лись резонным вопросом: «почему, если в штате теа­тра есть соответствующие специалисты, заключались договора гражданско-пра­вового характера (ГПХ) на оказание услуг балетмейсте­ра-постановщика, дирижёра, режиссёра, художника по костюмам?». «Всего заклю­чено 23 договора на сумму 76 млн рублей, в том числе была произведена опла­та за проживание и проезд в сумме 830 тысяч рублей на премьерные спектакли «Кармен», «Лебединое озе­ро», «Бал-маскарад», «Коп­пелия», - констатировала аудитор Счётной палаты РБ Татьяна Цыдыпова. При этом восемь договоров на общую сумму заключено с четырьмя сотрудниками театра, в том числе два договора на сумму более 1 млн рублей с худо­жественным руководителем балета на оказание услуг ба­летмейстера-постановщика.

В ТЕАТРЕ НОРМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ НАСТРОЙ

В ходе проверки уста­новлено, что некоторые со­трудники, находясь в штате и «табелируясь», работали по договору, по сути, полу­чая «двойную» зарплату и стимулирующие выплаты. Аудитор Счётной палаты по просьбе депутатов озвучила средние зарплаты персонала за 2017 год. Если артисты опе­ры и балета за прошлый год в среднем за месяц получали по 38 тысяч рублей, то пред­ставители руководства – в разы больше: руководящий персонал - 63 тысячи рублей, главный бухгалтер - 96 ты­сяч рублей, заместители ди­ректора - 110 тысяч рублей, а директор - 144 тысячи ру­блей! А ведь плюс к этим вы­соким зарплатам – премии, стимулирующие, доплаты по договорам. Как заметил Михаил Гергенов, «главный балетмейстер театра вместо того, чтобы получать зар­плату в 32 тысячи рублей в месяц, получает зарплату вместе со стимулирующими выплатами около 200 тысяч рублей - 2 млн у него за 2016 год, 1,5 млн рублей - за 2017 год». «Куда это годится, ког­да человек получает в 6-7 раз больше положенного!». Действительно, «шикуют ре­бята» по полной программе, но ведь они трудятся не где- то в частной лавочке, а в го­сударственном бюджетном учреждении, находятся на бюджетном финансирова­нии. Да, понятно, что театр это не «колбасное производ­ство», а творческий коллек­тив, где талант в граммах, конечно же, не измеришь. Но, господа хорошие, давайте не забывать о том, что в ре­спублике есть ещё и тысячи сирот, инвалидов, малоиму­щих, которые были бы рады хотя бы мизерной доплате к своим небольшим пособиям и пенсиям. По этому поводу Михаил Гергенов высказался однозначно: «Мы не можем деньги пенсионерам под­нять, не можем нашим де­тям школьные обеды с 10 до 15 рублей поднять из нашей республиканской части».

Масса нарушений была выявлена в этом театре и по закупкам. По словам Та­тьяны Цыдыповой, «конку­рентным способом» было заключено всего-навсего 5 из 648 договоров, выявлено 105 фактов нарушения Зако­на «О закупках».

Пламя конфликта, раз­горевшегося вокруг нашего прославленного академиче­ского театра, похоже, посте­пенно угасает. По крайней мере, в это хочется верить. И сегодня важно, как было от­мечено на прошедшем засе­дании комитета НХ РБ, надо извлечь уроки из ошибок, допущенных прежним ру­ководством театра: платить артистам достойную зарпла­ту, разработать механизм распределения стимулиру­ющей части зарплаты и вы­платы премиальных, умело решать кадровые вопросы. В этом смысле обнадёживает, что заместитель министра культуры РБ Николай Емона­ков признал, что в 2016-2017 годах в оперном театре про­верки не проводились:

- Возможно, дело было в нехватке кадров. В любом случае за Министерством культуры данное наруше­ние признаём, и финансовый контроль будет идти.

Также Николай Емона­ков проинформировал, что предстоит большая работа с театром для того, чтобы разработать эффективную и прозрачную систему пре­мирования. Он же сообщил, что заключён договор с Агентством по госзакупкам. Вселяет оптимизм и то, что хороший настрой на рабо­ту есть у нового директора театра Эржены Жамбало­вой, которая, едва вступив в должность, с ходу взялась за наведение порядка в ка­дровом вопросе: уже начала вплотную работать с мест­ными колледжами, выяс­нила, в каких российских учебных заведениях учатся будущие «звёзды» оперы и балета республики.

- Театр будет работать в своём режиме, в коллек­тиве нормальный рабочий настрой, - отметила Эржена Жамбалова.

По словам депутата Сер­гея Дороша, ни в коем слу­чае театру нельзя урезать бюджетирование.

- Театр должен получать достойные деньги из респу­бликанского бюджета, но порядок там надо наводить. Там нужна «железная» рука. По-другому никак, - резюми­ровал Сергей Дорош.

Фото Аркадия Зарубина

Автор: Баясхалан ДАБАИН