Нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств, выделенных Бурятскому государственному академическому театру оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова в период 2016-2017 годов, - тьма-тьмущая. Хотя вывод, сделанный проверяющими: «в ходе контрольных мероприятий фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено», сообщает газета «Бурятия»
После проверки оперного театра Счётной палатой РБ в нашем прославленном храме искусства прошла череда событий, в том числе увольнение теперь уже экс-директора Аюны Цыбикдоржиевой. И вот – очередной разговор по «оперной» теме, на этот раз по итогам вышеназванной проверки в рамках заседания Комитета НХ РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религиозным объединениям. Обсуждение этого резонансного вопроса инициировал парламентарий Михаил Гергенов.
- Когда я увидел отчёт Счётной палаты в СМИ (этот документ не был передан нам, депутатам Хурала, вовремя), всё-таки там большие нарушения, - пояснил в эксклюзивном интервью «Бурятии» Михаил Гергенов. - Я запросил этот отчёт, и когда прочитал его, понял - там огромные нарушения. И не надо, чтобы их только СМИ обсуждали: первые лица, которые работают в этом театре, должны сами рассказать, как это случилось, чтобы не допускалось такого больше.
Как образно выразился депутат Гергенов, отчёт Счётной палаты - «детектив» и «в каждом предложении - миллионные нарушения»:
- И почему такое мягкое решение - дать предписания? Красиво жить не запретишь. Но всё это делается за счёт нашего бюджета. Шикуют ребята, на мой взгляд.
Депутаты, журналисты и общественники после обнародования результатов проверки, к примеру, задались резонным вопросом: «почему, если в штате театра есть соответствующие специалисты, заключались договора гражданско-правового характера (ГПХ) на оказание услуг балетмейстера-постановщика, дирижёра, режиссёра, художника по костюмам?». «Всего заключено 23 договора на сумму 76 млн рублей, в том числе была произведена оплата за проживание и проезд в сумме 830 тысяч рублей на премьерные спектакли «Кармен», «Лебединое озеро», «Бал-маскарад», «Коппелия», - констатировала аудитор Счётной палаты РБ Татьяна Цыдыпова. При этом восемь договоров на общую сумму заключено с четырьмя сотрудниками театра, в том числе два договора на сумму более 1 млн рублей с художественным руководителем балета на оказание услуг балетмейстера-постановщика.
В ТЕАТРЕ НОРМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ НАСТРОЙ
В ходе проверки установлено, что некоторые сотрудники, находясь в штате и «табелируясь», работали по договору, по сути, получая «двойную» зарплату и стимулирующие выплаты. Аудитор Счётной палаты по просьбе депутатов озвучила средние зарплаты персонала за 2017 год. Если артисты оперы и балета за прошлый год в среднем за месяц получали по 38 тысяч рублей, то представители руководства – в разы больше: руководящий персонал - 63 тысячи рублей, главный бухгалтер - 96 тысяч рублей, заместители директора - 110 тысяч рублей, а директор - 144 тысячи рублей! А ведь плюс к этим высоким зарплатам – премии, стимулирующие, доплаты по договорам. Как заметил Михаил Гергенов, «главный балетмейстер театра вместо того, чтобы получать зарплату в 32 тысячи рублей в месяц, получает зарплату вместе со стимулирующими выплатами около 200 тысяч рублей - 2 млн у него за 2016 год, 1,5 млн рублей - за 2017 год». «Куда это годится, когда человек получает в 6-7 раз больше положенного!». Действительно, «шикуют ребята» по полной программе, но ведь они трудятся не где- то в частной лавочке, а в государственном бюджетном учреждении, находятся на бюджетном финансировании. Да, понятно, что театр это не «колбасное производство», а творческий коллектив, где талант в граммах, конечно же, не измеришь. Но, господа хорошие, давайте не забывать о том, что в республике есть ещё и тысячи сирот, инвалидов, малоимущих, которые были бы рады хотя бы мизерной доплате к своим небольшим пособиям и пенсиям. По этому поводу Михаил Гергенов высказался однозначно: «Мы не можем деньги пенсионерам поднять, не можем нашим детям школьные обеды с 10 до 15 рублей поднять из нашей республиканской части».
Масса нарушений была выявлена в этом театре и по закупкам. По словам Татьяны Цыдыповой, «конкурентным способом» было заключено всего-навсего 5 из 648 договоров, выявлено 105 фактов нарушения Закона «О закупках».
Пламя конфликта, разгоревшегося вокруг нашего прославленного академического театра, похоже, постепенно угасает. По крайней мере, в это хочется верить. И сегодня важно, как было отмечено на прошедшем заседании комитета НХ РБ, надо извлечь уроки из ошибок, допущенных прежним руководством театра: платить артистам достойную зарплату, разработать механизм распределения стимулирующей части зарплаты и выплаты премиальных, умело решать кадровые вопросы. В этом смысле обнадёживает, что заместитель министра культуры РБ Николай Емонаков признал, что в 2016-2017 годах в оперном театре проверки не проводились:
- Возможно, дело было в нехватке кадров. В любом случае за Министерством культуры данное нарушение признаём, и финансовый контроль будет идти.
Также Николай Емонаков проинформировал, что предстоит большая работа с театром для того, чтобы разработать эффективную и прозрачную систему премирования. Он же сообщил, что заключён договор с Агентством по госзакупкам. Вселяет оптимизм и то, что хороший настрой на работу есть у нового директора театра Эржены Жамбаловой, которая, едва вступив в должность, с ходу взялась за наведение порядка в кадровом вопросе: уже начала вплотную работать с местными колледжами, выяснила, в каких российских учебных заведениях учатся будущие «звёзды» оперы и балета республики.
- Театр будет работать в своём режиме, в коллективе нормальный рабочий настрой, - отметила Эржена Жамбалова.
По словам депутата Сергея Дороша, ни в коем случае театру нельзя урезать бюджетирование.
- Театр должен получать достойные деньги из республиканского бюджета, но порядок там надо наводить. Там нужна «железная» рука. По-другому никак, - резюмировал Сергей Дорош.
Фото Аркадия Зарубина