Культура 1 фев 2019 3885

​«Традиция объединяться»: худрук театра кукол «Ульгэр» о символике и правилах обряда «золголго»

5 февраля на главной площади Бурятии впервые состоится масштабный обряд «Золголго» - главный в традиции встречи нового года по восточному календарю. Ключевая задача идеи - коллективно вспомнить все детали самого церемониала и попутно продемонстрировать самим себе и всему миру красоту традиций, в том числе и мощь и богатство национальных нарядов.

По скромным ожиданиям организаторов именно 5 февраля, в качестве участников и зрителей, соберётся небывалое, по нашим меркам, количество жителей Улан-Удэ и республики в национальных нарядах. Возможно, это некий старт для более глубокого понимания того, что так бережно хранится веками у каждого народа - традициям. Как и всякое первое действие, проект вызывает вопросы, требует детализации и экспертной оценки.

Художественный руководитель Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» и человек, снискавший авторитет рекордным количеством успешных постановок на основе этнографических исследований Эрдэни Жалцанов объясняет.

- На основе того, что прочитано, просмотрено и обсуждено в разное время, могу сказать, что различия в обряде «золголго» лишь в деталях. К примеру, женщины всегда протягивают руки снизу, вне зависимости от возраста. Муж и жена, поскольку они - одно целое, этот обряд не производят. Среди женщин старшей считается та, у которой много детей, среди женщин-ровесниц - та, что раньше родила ребёнка. Заходя в дом, было не принято снимать головные уборы. У монголов и бурят, как и у горцев - особое отношение к головному убору, как к короне. По легенде, горцы переняли эту традицию у чингизидов. Рассказывают, что Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев на приём в Кремле являлся в папахе и на любые попытки заставить следовать дресс-коду отвечал отказом. В итоге смирились. Такую же историю связывают с именем знаменитого Сандана Цыденова, духовного учителя Бидьи Дандарона и, одновременно, автора теории теократического государства, о том, как он остался в головном уборе на царском приеме. На замечание он ответил: «У нас принято снимать шапку только перед духовными царями».

- Хадаки могут быть любого цвета?

Все они не случайно разного цвета. Синий - цвет вечного синего неба. Цвет божества Очирвани - гневного проявления Сахюусана. Считается, что именно он сумел покорить монголов и стал впоследствии их покровителем. Белый цвет олицетворяет тибетскую традицию. Желтый - цвет буддизма, преподносится Учителю. В миру – Учителю с большой буквы. Зелёный - цвет богини Ногоон Дара Эхэ, покровительницы плодородия, символизирует женское начало. Соответственно, подносить зелёный хадак можно самой богине и женщинам. Красный цвет символизирует энергию, долголетие. Покровитель Аюша–бурхан. Это вкратце, и это необходимо знать.

- Традиция «золголго» ведь народная?

Да. С влиянием буддизма. И это логично. И согласно народной традиции «золголго» не проводилось походя. И идя целенаправленно на золгохо, при случайной встрече, мужчины только приветствовали друг друга. Только в доме у старейшины точно следовали всем предписаниям. Причём старейшина имел свой хадак, который срединную его часть накручивал на безымянный палец в два оборота по солнцу. Это было ответное приветствие. И главное! Тот, кто старше, как и младший, протягивает руки ладонями вверх поверх рук младшего. Поскольку сама традиция как раз в открытости, чистоте намерений и помыслов, искренности и желании передать опыт и покровительствовать молодым.

P.S. Итак. Главная площадь Бурятии, в первый день нового года, становится импровизированной штаб-квартирой и связующей площадкой со страной и миром. После обязательных утренних үреэлов дома в адрес старейшин, можно и нужно прийти, чтобы отправить в информационное пространство общую эмоцию добра и почитания традиций преемственности. Важное - послание детям, которые во все времена именно в это день получали огромное количество подарков, главный из которых - внимание.

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА