Главная / Новости /Культура / ​Как Гунга Туденов обосновал систему современного общебурятского стихосложения

​Как Гунга Туденов обосновал систему современного общебурятского стихосложения

22-03-2019

Гунга Туденов с супругой Татьяной Цымпиловной, 1955 год

Вклад талантливого литерату­роведа, критика и фольклориста в развитие национальной и об­щемировой науки о литературе и о фольклоре трудно переоце­нить. Учеба на монгольском от­делении восточного факультета Ленинградского госуниверсите­та, а затем там же в аспиранту­ре позволила Гунге Очировичу Туденову стать специалистом высокой квалификации.

Незаурядный фольклорист

Он издал интересные работы по актуальным вопросам бурят­ского фольклора и по истории бу­рятской фольклористики. Сам он был организатором и участником фольклорных и литературоведче­ских экспедиций в районы Буря­тии, Тувы, Иркутской области и За­байкальского края. Собранные им материалы объемом в 70 единиц хранения находятся в рукописных фондах БНЦ и Тувинского институ­та гуманитарных исследований.

На основе фольклорных и ли­тературных архивных, археологи­ческих и полевых материалов Гун­га Очирович успешно исследовал проблемы формирования и раз­вития художественно-эпического сознания тюрко-монгольских на­родов Центральной Азии и Сиби­ри и завершил свою работу над монографией «Формирование и становление фольклорно-литера­турного эпоса тюрко-монгольских народов Саяно-Алтайской зональ­ной системы».

Научная методология

И всё же основными научны­ми трудами Гунги Туденова стали его исследования, посвященные бурятскому фольклорному и ли­тературному системам стихосло­жения. Они знаменуют собой этап­ную веху не только в творческой биографии самого Туденова, но и в истории исследования общебурят­ского и монгольского систем сти­хосложения. В выработке научной методологии исследования наци­ональных систем стихосложения эти труды сыграли важнейшую роль. Все, кто исследовал нацио­нальную систему стихотворчества в последующие после появления трудов Туденова годы, «отталки­ваясь» не только от фундамен­тальных исследований ведущего теоретика стиха нашей страны Леонида Тимофеева, но и от ори­гинальных работ Гунги Очировича. Без всякого преувеличения мож­но сказать, что Туденов - первый из исследователей фольклорных литератур разработал научную методологию исследования наци­онального стиха.

Уже в ранних своих работах - «О системе бурят-монгольского стихосложения», «О ритмической структуре бурят-монгольских сти­хов» и в других - Гунга Очирович четко обозначил свои теоретиче­ские позиции. В последующем он сформировал их в стройную тео­рию общебурятского стиха в своей книге «Бурятское стихосложение», изданной в 1958 году. Она уже дав­но стала библиографической ред­костью и остается единственным теоретическим исследованием бурятской традиционно-фоль­клорной и современно-литера­турной систем стихосложения, исполненным на высоком науч­но-теоретическом уровне. Поэто­му потребность в книге Туденова у исследователей национальных литератур с каждым годом растет. Появилась необходимость в ее пе­реиздании большим тиражом.

Следует сказать, что исследова­нию монгольской и бурятской си­стем стихосложения свою работу посвятил Александр Хамгашалов. Его книга «Опыт исследования бурят-монгольского стихосложе­ния», изданная в 1940 году, поло­жила начало научному изучению бурятского стихосложения.

Новое слово в мировом литературоведении

Заслуга Туденова в том, что он сумел теоретически обосно­вать систему современного бу­рятского стихосложения. Следуя логике исследования, бурятское стихосложение он начал изучать с традиционного фольклорного стихосложения. По результатам своих исследований Гунга Очи­рович приходит к выводу, что все более или менее крупные стихот­ворные жанры устного народного творчества бурят носят характер напевного исполнения, поэтому они не выходят за пределы улигерной системы стихосложения. Только такие малые жанры, как пословицы, поговорки, загадки и другие, имеют говорное или ре­чевое исполнение. Но это не про­тиворечит улигерной системе. По­этому можно заключить, что вся фольклорная поэзия бурят имеет улигерную систему стихосложе­ния. Всё это, безусловно, было но­вым словом, сказанным Тудено­вым в бурятском и общемировом литературоведении.

По верному замечанию Тудено­ва, улигерная система стихосло­жения остается основной систе­мой бурятского стихосложения.

Гунга Очирович приходит к выводу: современное бурятское стихосложение состоит из пяти метрических средств: аллитера­ции, синтаксического членения, относительной равносложности, рифмы и строфики, из которых первые три унаследованы от ули­герной системы стихосложения. Она указывает на то, что способ ритмизации современных стихов отличается от улигерного. Меж­ду фольклорными и развитыми письменными стихами существу­ет так называемый переходный период. Он очень важен для таких фольклорных, то есть появивших­ся на фольклорной традиции, ли­тератур, как бурятская, тувинская, якутская и т.д. Выделение пере­ходного периода, к сожалению, до сих пор как следует не изученно­го, является новым подходом к национальному стихосложению, впервые высказанным Гунгой Ту­деновым.

Он высказал целый ряд инте­ресных и неожиданных мыслей и выводов. Так, например, изуче­ние стихов Дамбы Дашинимаева, Цэдэна Галсанова, Чимита Цыден­дамбаева и других дает возмож­ность учёному высказать мысль о том, что в фольклорном и в со­временном бурятском стихосло­жениях употребляются 12 метри­ческих стоп. Отдельные опыты и наблюдения учёного показали, что в бурятском стихосложении могут быть использованы почти все стопы метрической системы, что наиболее вероятный путь развития современного бурятско­го стихосложения - именно сил­лабо-метрическая система сти­хосложения.

Все эти выводы и теоретиче­ские положения Туденова имеют весьма важное значение в иссле­довании современного состояния национального стихосложения в определении путей и ориенти­ров развития сегодняшней на­циональной поэзии в целом. Вот почему труды Гунги Очировича, посвящённые фольклорным и ли­тературным формам стихотвор­чества, являются значительным вкладом в современную теорию и методологию литературоведения и фольклористики.

Статья Саяна Балданова, доктора филологических наук, опубликованная ав­тором в научном журнале в 2007 году, дана в сокращении

Фото из архива семьи Туденовых


Теги: история фольклор



Наши издания