Гунга Туденов с супругой Татьяной Цымпиловной, 1955 год
Вклад талантливого литературоведа, критика и фольклориста в развитие национальной и общемировой науки о литературе и о фольклоре трудно переоценить. Учеба на монгольском отделении восточного факультета Ленинградского госуниверситета, а затем там же в аспирантуре позволила Гунге Очировичу Туденову стать специалистом высокой квалификации.
Незаурядный фольклорист
Он издал интересные работы по актуальным вопросам бурятского фольклора и по истории бурятской фольклористики. Сам он был организатором и участником фольклорных и литературоведческих экспедиций в районы Бурятии, Тувы, Иркутской области и Забайкальского края. Собранные им материалы объемом в 70 единиц хранения находятся в рукописных фондах БНЦ и Тувинского института гуманитарных исследований.
На основе фольклорных и литературных архивных, археологических и полевых материалов Гунга Очирович успешно исследовал проблемы формирования и развития художественно-эпического сознания тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Сибири и завершил свою работу над монографией «Формирование и становление фольклорно-литературного эпоса тюрко-монгольских народов Саяно-Алтайской зональной системы».
Научная методология
И всё же основными научными трудами Гунги Туденова стали его исследования, посвященные бурятскому фольклорному и литературному системам стихосложения. Они знаменуют собой этапную веху не только в творческой биографии самого Туденова, но и в истории исследования общебурятского и монгольского систем стихосложения. В выработке научной методологии исследования национальных систем стихосложения эти труды сыграли важнейшую роль. Все, кто исследовал национальную систему стихотворчества в последующие после появления трудов Туденова годы, «отталкиваясь» не только от фундаментальных исследований ведущего теоретика стиха нашей страны Леонида Тимофеева, но и от оригинальных работ Гунги Очировича. Без всякого преувеличения можно сказать, что Туденов - первый из исследователей фольклорных литератур разработал научную методологию исследования национального стиха.
Уже в ранних своих работах - «О системе бурят-монгольского стихосложения», «О ритмической структуре бурят-монгольских стихов» и в других - Гунга Очирович четко обозначил свои теоретические позиции. В последующем он сформировал их в стройную теорию общебурятского стиха в своей книге «Бурятское стихосложение», изданной в 1958 году. Она уже давно стала библиографической редкостью и остается единственным теоретическим исследованием бурятской традиционно-фольклорной и современно-литературной систем стихосложения, исполненным на высоком научно-теоретическом уровне. Поэтому потребность в книге Туденова у исследователей национальных литератур с каждым годом растет. Появилась необходимость в ее переиздании большим тиражом.
Следует сказать, что исследованию монгольской и бурятской систем стихосложения свою работу посвятил Александр Хамгашалов. Его книга «Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения», изданная в 1940 году, положила начало научному изучению бурятского стихосложения.
Новое слово в мировом литературоведении
Заслуга Туденова в том, что он сумел теоретически обосновать систему современного бурятского стихосложения. Следуя логике исследования, бурятское стихосложение он начал изучать с традиционного фольклорного стихосложения. По результатам своих исследований Гунга Очирович приходит к выводу, что все более или менее крупные стихотворные жанры устного народного творчества бурят носят характер напевного исполнения, поэтому они не выходят за пределы улигерной системы стихосложения. Только такие малые жанры, как пословицы, поговорки, загадки и другие, имеют говорное или речевое исполнение. Но это не противоречит улигерной системе. Поэтому можно заключить, что вся фольклорная поэзия бурят имеет улигерную систему стихосложения. Всё это, безусловно, было новым словом, сказанным Туденовым в бурятском и общемировом литературоведении.
По верному замечанию Туденова, улигерная система стихосложения остается основной системой бурятского стихосложения.
Гунга Очирович приходит к выводу: современное бурятское стихосложение состоит из пяти метрических средств: аллитерации, синтаксического членения, относительной равносложности, рифмы и строфики, из которых первые три унаследованы от улигерной системы стихосложения. Она указывает на то, что способ ритмизации современных стихов отличается от улигерного. Между фольклорными и развитыми письменными стихами существует так называемый переходный период. Он очень важен для таких фольклорных, то есть появившихся на фольклорной традиции, литератур, как бурятская, тувинская, якутская и т.д. Выделение переходного периода, к сожалению, до сих пор как следует не изученного, является новым подходом к национальному стихосложению, впервые высказанным Гунгой Туденовым.
Он высказал целый ряд интересных и неожиданных мыслей и выводов. Так, например, изучение стихов Дамбы Дашинимаева, Цэдэна Галсанова, Чимита Цыдендамбаева и других дает возможность учёному высказать мысль о том, что в фольклорном и в современном бурятском стихосложениях употребляются 12 метрических стоп. Отдельные опыты и наблюдения учёного показали, что в бурятском стихосложении могут быть использованы почти все стопы метрической системы, что наиболее вероятный путь развития современного бурятского стихосложения - именно силлабо-метрическая система стихосложения.
Все эти выводы и теоретические положения Туденова имеют весьма важное значение в исследовании современного состояния национального стихосложения в определении путей и ориентиров развития сегодняшней национальной поэзии в целом. Вот почему труды Гунги Очировича, посвящённые фольклорным и литературным формам стихотворчества, являются значительным вкладом в современную теорию и методологию литературоведения и фольклористики.
Статья Саяна Балданова, доктора филологических наук, опубликованная автором в научном журнале в 2007 году, дана в сокращении
Фото из архива семьи Туденовых