Власть 3 апр 2019 1481

​​«Омуль под защитой»: запрет на его вылов в Байкале остаётся в силе

На фото члены эвенкийской семейно-родовой общины «Возрождение» из Северо-Байкаль­ского района перед переездом с западного берега Байкала на базу восточного берега

В столице Бурятии прошло совещание, на котором рассматривались вопросы по восстановлению численности бай­кальского омуля. В обсуждении одного из самых важных для региона вопросов участвовали замминистра сельского хо­зяйства РФ - руководитель федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, Глава Бурятии Алексей Цыденов, предста­вители федеральных и региональных ор­ганов власти, отвечающие за популяцию байкальского эндемика, и рыбозаводов республики, сообщает газета «Бурятия».

Уже два года на Байкале действует за­прет на вылов омуля. Подводя предвари­тельные итоги, Илья Шестаков отметил, что должны быть проведены дополнительные исследования для того, чтобы знать навер­няка, какая есть перспектива по восстанов­лению омуля.

«Когда вводили запрет, мы говорили, что будем вести мониторинг, проводить иссле­дования, и через три года сможем сказать, какая есть перспектива по возможной от­мене запрета. Такая долгосрочная програм­ма должна быть разработана. Мы должны провести дополнительно полноценные исследования, несмотря на все трудности. Пока эти три года запрет с учётом биоло­гического обоснования будем держать. До 2021 года никаких решений приниматься не будет», - заявил Илья Шестаков.

Алексей Цыденов отметил, что для ре­спублики этот вопрос остаётся одним из са­мых актуальных, Бурятия заинтересована в том, чтобы максимально быстро восстано­вить биологические ресурсы Байкала.

«Люди, проживающие на территории прибрежной зоны озера Байкал, традици­онно занимались добычей рыбы, и те огра­ничения, которые были введены, сказались на жизнедеятельности этих посёлков. Мы заинтересованы в том, чтобы максималь­но эффективно и быстро восстановить по­пуляцию омуля, биологические ресурсы Байкала. Необходимо создать такие ус­ловия, чтобы Байкал был в сохранности в долгосрочной перспективе, и в то же вре­мя, чтобы люди могли жить, иметь работу и стабильный доход», - подчеркнул Алексей Цыденов.

Во время совещания стало известно, что Бурятия получит из федерального бюджета около 250 млн рублей на реконструкцию двух рыбозаводов - Большереченского и Селенгинского. Планируется, что рекон­струкция начнётся с 2021 года, в настоящее время готовится вся необходимая доку­ментация. Реконструкция заводов позво­лит увеличить мощность предприятий и довести её до изначально запланированной - более 2 млрд личинок в год для двух заводов.

«В этом году будет выпущено 410 мил­лионов личинок, это в четыре раза боль­ше, чем в предыдущем году, и восемь раз больше, чем в 2015-2016 годах. Это непо­средственно повлияет на воспроизводство омуля. Плюс применяется новая технология отбора икры, которая позволяет сохранить рыбу живой, вернуть её назад в среду оби­тания, и тем самым ещё больше способ­ствует восстановлению омуля. Уверен, что новые технологии, увеличение объёмов выпуска рыбы, финансирование существен­ным образом повлияют на сокращение сроков восстановления численности омуля», - сказал Алексей Цыденов.

«Готовы на компенсацию»

Власти Бурятии готовы компенсировать коренным народам запрет на вылов омуля из Байкала.

Несмотря на принимаемые меры, число молодняка омуля не увеличивается, кроме этого, на рынках до сих пор продолжается продажа байкальского эндемика. По сло­вам врио руководителя Ангаро-Байкаль­ского территориального управления Росрыболовства Романа Гармаева, продажей омуля занимаются представители коренных малочисленных народов Севера.

«Причина, на наш взгляд, кроется ис­ключительно в коммерческих интересах. Неуклонно растёт число общин коренных малочисленных народов Севера. Опре­делить действительную принадлежность лиц к числу представителей малых народ­ностей, по сути, не представляется воз­можным. Осуществление традиционного рыболовства, на наш взгляд, не должно преследовать коммерческие цели. Вся не­законно добытая рыба реализуется под прикрытием разрешительных документов, полученных общинами. Мы останавливаем автомобили, и нам показывают документы, что омуль приобретён у КМНС», - сообщил Роман Гармаев.

На это заявление сразу же отреагировал Илья Шестаков, подчеркнув, вводя запрет на вылов омуля, оговаривалось, что если вопрос не улучшится, придётся запретить и другие виды рыболовства.

Алексей Цыденов, комментируя сло­жившуюся ситуацию, сказал, что полный запрет возможен, но для этого нужно будет компенсировать деньгами за выделяемые квоты малочисленным народам.

«Мы готовы рассмотреть вопрос о ком­пенсации стоимости рыбы для коренных малочисленных народов Севера, если будет принято решение о полном запрете вылова омуля. Чтобы не продавался браконьерский омуль, мы готовы идти на компенсацию. Тогда весь омуль, находящийся в продаже, будет незаконным», - заявил Алексей Цыде­нов.

СПРАВКА

Охрана байкальского омуля в 2018 году приобрела всероссийский масштаб. Поручением Президента Владимира Путина «О предотвра­щении утраты популяции омуля в озере Байкал», а также Приказом Министерства сельского хозяйства России «Об изменениях в правилах рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна» были установлены запрет на вылов омуля в промышленных целях и ограничение в любительско-спор­тивном рыболовстве. 

Фото Галины Роговой

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН

Читайте также