Сегодня в образовательных учреждениях республики не хватает свыше 500 педработников. С введением новых 11 школ и 25 детсадов потребуется ещё столько же. Об этом сообщил министр образования Баир Жалсанов во время «правительственного часа» на пятой сессии Народного Хурала, сообщает газета «Бурятия».
Ситуацию кадрового дефицита пока удаётся решать за счёт дополнительной нагрузки педагогов, отметил министр. Коэффициент совместимости в школах сегодня составляет 1,4. Учителя могут вести одновременно несколько предметов, для этого они проходят переподготовку в БГУ. Всего за три года на курсах профпереподготовки обучились 698 человек.
Дело в зарплате
Министр сказал, что в условиях совмещения у педагогов колоссальная нагрузка, а всего в этом учебном году не хватало 534 учителей, а общая потребность в 1871 человеке. Это при том, что ежегодно в образовательные учреждения приходят чуть больше 180 человек.
«Выход из сложившейся ситуации мы видим в том, чтобы увеличить контрольные цифры приёма. Регион самостоятельно этот вопрос решить не может: это прерогатива федерального уровня, - пояснил министр. – Мы направили письмо с просьбой выделить 550 бюджетных мест на бакалавриат и 120 бюджетных мест на магистратуру. Также планируется увеличить количество бюджетных мест в педколледже».
Напомним, что с лёгкой руки Главы республики Алексея Цыденова, который прорабатывал вопрос об увеличении бюджетных мест на федеральном уровне, в 2017 году вдвое увеличились контрольные цифры приёма в БГУ - с 45 до 87.
По мнению министра, надо обеспечить высокий процент трудоустройства выпускников- педагогов, в этом поможет контрактно-целевая подготовка специалистов.
Педагогов особенно не хватает на селе. Есть надежда на программу «Земский учитель», в соответствии с которой педагогу, приехавшему в село или в малый город, будет выплачен 1 млн рублей. С её помощью, как подчёркивал Алексей Цыденов, в сельские школы можно привлечь не только молодых специалистов, но и опытных педагогов.
О порядочности бизнеса
В ходе «правительственного часа» Глава Бурятии заявил, что единственная возможность для увеличения зарплаты учителям - это «системное условие – увеличить средний уровень зарплаты по республике».
«Люди, которые платят зарплату в «конвертах», воруют деньги у учителей, потому что они тем самым снижают средний уровень зарплаты по республике, - сказал Алексей Цыденов. - Наша системная задача решается двумя способами. Первое - это инвестпроекты, развитие и всё остальное. Но это ещё и порядочность того бизнеса, который у нас сейчас есть. Пока половина республики получает заплату в конвертах, у нас и будет такая сниженная планка по среднему уровню зарплаты. И ещё один момент. 6 млрд рублей из нашего небольшого бюджета мы выплачиваем ежегодно в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающих людей. Понятно, что половина - пенсионеры и дети, это святая обязанность - никаких вопросов. Но остальная часть - это просто работоспособное население, большая часть из них работает «в серую», получает зарплату «в конвертах». И мы не можем поднять средний уровень зарплаты, несём дополнительные затраты при перечислении в ФОМС, тем самым сами себе связываем руки», - сказал Глава.
Мнение
Председатель комитета НХ РБ по социальной политике Игорь Марковец:
«Очень важный вопрос - повышение престижности специальности педагога. Для этого надо разработать социальную программу: сделать ремонт в наших школах, покрасить, побелить фасады, благоустроить придомовую территорию, построить современные спортплощадки, чтобы молодые люди шли в школы по причине востребованности и престижности профессии. Чтобы молодой учитель приходил в красивую, новую, современную школу».
Фото Анны Огородник