Общество 14 мая 2019 1559

​​Анга – деревня женщин костоломов

В этом году на Сагаалгане Ольхонского землячества в Улан-Удэ произошёл забавный случай. Шли сорев­нования по разбиванию костей среди представите­лей отдельных сёл района. Ведущий вызвал уроженцев Анги. Возникла пауза. Видимо, никого из этой деревни здесь нет, подумал было тамада. Но вдруг на площадку вышла женщина и решительно взялась за ребро. Не­сколько раз взмахнула, примериваясь… И-и-и, хрясь!!! Осколок взвился к потолку!

Не знающие традиции ольхонцев гости праздника выпали в осадок. Некоторые со смешанным чувством вос­хищения и недоумения поду­мали: «Вот это да! Не женщи­на, а сверхчеловек! Но как-то неудобно, что у них мужчин нет что ли? Почему она-то вышла?» И, действительно, почему, как бы, слабый пол занимается этим жёстким и травмоопасным видом на­родной забавы?

Деревенская забава

Той отличившейся на зем­лячестве женщиной была Людмила Михайловна Бом­боева, 1966 года рождения, уроженка села Анга.

«Есть такая традиция у нас в деревне, кости бить, - поведала она. - С детства приучаются к этому делу. Эта традиция особо не афиширо­валась, били дома. Это была просто забава».

Раньше мы жили одним родом, родственники жили по соседству, и когда в начале зимы наступала пора забива­ния скота, мы, дети, ходили поочерёдно по домам и уго­щались свежениной. Хреб­товые кости вываривались отдельно, особо почиталась двенадцатая кость, которая именовалась «чёрной». Имен­но её подавали самым почёт­ным гостям, и в ней, по на­шим верованиям, жила душа животного. И нам давали эти ребра – һэер, со словами: «Растите большими, умными и сильными!» («һэер» - у за­падных бурят: иркутян, бар­гузинцев, кабанцев, тункин­цев, окинцев и закаменцев, «һээр» – на литературном языке). Нужно было дочиста обглодать кость и если есть силы, то сломать её. Смотря, конечно, какая еще она, если от трёхгодовалого быка, то она такая толстая, что не вся­кий мужчина сломает.

Людмила Михайловна с детства наблюдала за от­цом, когда он ломал кости, и однажды попробовала сама. И у нее получилось! Но руки берегла, в деревне травми­ровать руку никак нельзя, с хозяйством не управишься. Взрослые и дети с азартом смотрели на эти импровизированные соревнования и болели за кого-нибудь. По­бедитель пользовался боль­шим уважением. И, конечно, у них всегда были сильные и ловкие женщины, масте­ра разбивания костей. Анга всегда славилась ими, неда­ром оттуда корни известных бизнесвумен Индиры Шагдаровой и Валентины Урбае­вой.

Самостоятельность и сме­лость у них в крови – бай­кальские рыбачки выходили в море наравне с мужчинами. На баркасах они кашеварили, гребли и занимались сетя­ми. В годы войны 22-летняя Дора Бортосова из Большого Голоустного одна на лодке «байкалке» за сутки преодо­левала больше 100 км на вёс­лах. Она перевозила почту, а иногда пассажиров, и больше всего боялась не свирепых ветров и ревущих волн, а по­хоронок.

Родом из детства

Орбодоева Антонида, 1963 года рождения, и её родная сестра Ася Дмитриева, 1967 года рождения, участницы первого фестиваля «Алтан Мундарга» в 2014 году.

«Почему люди за­нимаются борьбой, боксом, штангой? – говорит Антонида Алексеевна. – Это азарт! Это эмоции! Я кости бью с 1980-го года. Тогда мы жили на бухте Ая, это на Малом море. Там очень красивый пляж и древние пещеры. Так вот, однажды наши родственники при­везли мясо, и там был һэер – ребро. Сварили, поели и, как водится у нас, стали ломать её, но не смогли. Даже муж­чины. Дядя попробовал, и у него не получилось. Тогда я посмотрела, посмотрела, настроилась и сломала! С тех пор вот бью при случае, как и вся наша семья. Бра­тья, сёстры, дети, внуки, буквально вся родня любит эту забаву».

У нас с 1985 года суще­ствует семейно-родовой коллектив художественной самодеятельности «Анга». Соблюдаем преемственность поколений, создавали де­душки и бабушки, а теперь их заменили дети и внуки. Мы относимся к эхиритскому роду хамнай - хамнайшуул.

А в 2014 году у них в Анге показывали фильм «Булаг» Солбона Лыгденова, и в село приехал Гомбо Зурбаков, инициатор и организатор соревнований по һэер шаал­ган. Он сказал ангинцам, что хочет возродить старинные спортивные игры бурят и пригласил их на турнир.

Женский дебют

Тогда ангинцы выставили одну команду: трое мужчин и две женщины - сестры Ан­тонида и Ася. «Спорт наших предков», проект спортивно­го портала sport-rb.ru, так на­писал об этом: «В 2013 году состоялось историческое со­бытие: прошло первое состя­зание по разбиванию костей в республике, собравшее 75 участников. В феврале 2014 года в улусе Хойтогол Тун­кинского района о һээр ша­алган напомнили во второй раз. На турнир приехало уже 130 спортсменов, а за состязаниями наблюдало более полутора тысяч фанатов. От­дельной командой участво­вали женщины с острова Ольхон».

«Когда я сломала, зал взорвался, - вспоминает Ан­тонида Алексеевна. – Конеч­но, женщина наравне с муж­чинами ломает ребра! Это была сенсация. Сейчас нас много стало. В следующий раз мы выступили на тур­нире в Аршане в 2016 году. Было уже семь участниц, а мы были отдельной коман­дой. И наша племянница Сэ­сэг Бунаева стала абсолют­ной чемпионкой».

В том же году в Иркутске прошел I областной турнир в спорткомплексе «Труд». На этот раз сестра Ася Алексе­евна стала абсолютной чем­пионкой, сломав семь костей. Было 9 участниц. А сейчас подобные соревнования идут постоянно, в Еланцах каждый год на Сагаалган, в Усть-Орде. Так, в феврале 2017 года в Са­наге среди женщин лучшими были Цындыма Жамьянова из Санаги и Сарюна Жигжи­това из Дутулура. Всего было уже более десяти участниц.

Из кухни костоломов

Делиться секретами спор­тивного мастерства Антони­да Алексеевна не стала, на то они и секреты, отметив лишь, что есть свои местные особенности у иркутян, тун­кинцев, баргузинцев, агин­цев, закаменцев и т.д. Режим питания у спортсменок та­кой же, как у всех жителей бурятских деревень. В основ­ном мясные и молочные про­дукты, в том числе и такие традиционные напитки как тогооной, аарса, курунга. У ольхонцев добавляется бо­гатый рыбный стол и нерпа. Нерпичье мясо считается у них деликатесом. Особенно отварные ласты, а жир - и во­все ценное лекарство от десятка болезней.

Систематических трени­ровок у Антониды Алексеев­ны нет: «Просто ломаю для себя. Три-четыре штучки в год». Считает, что кроме на­выков и опыта, на соревнова­ниях нужно и просто везение. Бывает, что некоторые косто­ломы дома легко бьют кости, а на людях дело не идет! Есть еще опасность травматизма, бьют-то голыми руками. И, к сожалению, царапины быва­ют, что для прекрасного пола ну никак неприемлемо!»

P.S. Николай Некрасов так охарактеризовал идеально-героическую русскую женщи­ну: «коня на скаку остано­вит, в горящую избу войдёт». Видимо, к характеристике идеально-героической бурятской женщины нуж­но добавить «коня на ска­ку остановит, ребро от быка переломит, в горящую юрту войдёт!».

Фото из архива Антониды ОРБОДОЕВОЙ

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также