В этом году на Сагаалгане Ольхонского землячества в Улан-Удэ произошёл забавный случай. Шли соревнования по разбиванию костей среди представителей отдельных сёл района. Ведущий вызвал уроженцев Анги. Возникла пауза. Видимо, никого из этой деревни здесь нет, подумал было тамада. Но вдруг на площадку вышла женщина и решительно взялась за ребро. Несколько раз взмахнула, примериваясь… И-и-и, хрясь!!! Осколок взвился к потолку!
Не знающие традиции ольхонцев гости праздника выпали в осадок. Некоторые со смешанным чувством восхищения и недоумения подумали: «Вот это да! Не женщина, а сверхчеловек! Но как-то неудобно, что у них мужчин нет что ли? Почему она-то вышла?» И, действительно, почему, как бы, слабый пол занимается этим жёстким и травмоопасным видом народной забавы?
Деревенская забава
Той отличившейся на землячестве женщиной была Людмила Михайловна Бомбоева, 1966 года рождения, уроженка села Анга.
«Есть такая традиция у нас в деревне, кости бить, - поведала она. - С детства приучаются к этому делу. Эта традиция особо не афишировалась, били дома. Это была просто забава».
Раньше мы жили одним родом, родственники жили по соседству, и когда в начале зимы наступала пора забивания скота, мы, дети, ходили поочерёдно по домам и угощались свежениной. Хребтовые кости вываривались отдельно, особо почиталась двенадцатая кость, которая именовалась «чёрной». Именно её подавали самым почётным гостям, и в ней, по нашим верованиям, жила душа животного. И нам давали эти ребра – һэер, со словами: «Растите большими, умными и сильными!» («һэер» - у западных бурят: иркутян, баргузинцев, кабанцев, тункинцев, окинцев и закаменцев, «һээр» – на литературном языке). Нужно было дочиста обглодать кость и если есть силы, то сломать её. Смотря, конечно, какая еще она, если от трёхгодовалого быка, то она такая толстая, что не всякий мужчина сломает.
Людмила Михайловна с детства наблюдала за отцом, когда он ломал кости, и однажды попробовала сама. И у нее получилось! Но руки берегла, в деревне травмировать руку никак нельзя, с хозяйством не управишься. Взрослые и дети с азартом смотрели на эти импровизированные соревнования и болели за кого-нибудь. Победитель пользовался большим уважением. И, конечно, у них всегда были сильные и ловкие женщины, мастера разбивания костей. Анга всегда славилась ими, недаром оттуда корни известных бизнесвумен Индиры Шагдаровой и Валентины Урбаевой.
Самостоятельность и смелость у них в крови – байкальские рыбачки выходили в море наравне с мужчинами. На баркасах они кашеварили, гребли и занимались сетями. В годы войны 22-летняя Дора Бортосова из Большого Голоустного одна на лодке «байкалке» за сутки преодолевала больше 100 км на вёслах. Она перевозила почту, а иногда пассажиров, и больше всего боялась не свирепых ветров и ревущих волн, а похоронок.
Родом из детства
Орбодоева Антонида, 1963 года рождения, и её родная сестра Ася Дмитриева, 1967 года рождения, участницы первого фестиваля «Алтан Мундарга» в 2014 году.
«Почему люди занимаются борьбой, боксом, штангой? – говорит Антонида Алексеевна. – Это азарт! Это эмоции! Я кости бью с 1980-го года. Тогда мы жили на бухте Ая, это на Малом море. Там очень красивый пляж и древние пещеры. Так вот, однажды наши родственники привезли мясо, и там был һэер – ребро. Сварили, поели и, как водится у нас, стали ломать её, но не смогли. Даже мужчины. Дядя попробовал, и у него не получилось. Тогда я посмотрела, посмотрела, настроилась и сломала! С тех пор вот бью при случае, как и вся наша семья. Братья, сёстры, дети, внуки, буквально вся родня любит эту забаву».
У нас с 1985 года существует семейно-родовой коллектив художественной самодеятельности «Анга». Соблюдаем преемственность поколений, создавали дедушки и бабушки, а теперь их заменили дети и внуки. Мы относимся к эхиритскому роду хамнай - хамнайшуул.
А в 2014 году у них в Анге показывали фильм «Булаг» Солбона Лыгденова, и в село приехал Гомбо Зурбаков, инициатор и организатор соревнований по һэер шаалган. Он сказал ангинцам, что хочет возродить старинные спортивные игры бурят и пригласил их на турнир.
Женский дебют
Тогда ангинцы выставили одну команду: трое мужчин и две женщины - сестры Антонида и Ася. «Спорт наших предков», проект спортивного портала sport-rb.ru, так написал об этом: «В 2013 году состоялось историческое событие: прошло первое состязание по разбиванию костей в республике, собравшее 75 участников. В феврале 2014 года в улусе Хойтогол Тункинского района о һээр шаалган напомнили во второй раз. На турнир приехало уже 130 спортсменов, а за состязаниями наблюдало более полутора тысяч фанатов. Отдельной командой участвовали женщины с острова Ольхон».
«Когда я сломала, зал взорвался, - вспоминает Антонида Алексеевна. – Конечно, женщина наравне с мужчинами ломает ребра! Это была сенсация. Сейчас нас много стало. В следующий раз мы выступили на турнире в Аршане в 2016 году. Было уже семь участниц, а мы были отдельной командой. И наша племянница Сэсэг Бунаева стала абсолютной чемпионкой».
В том же году в Иркутске прошел I областной турнир в спорткомплексе «Труд». На этот раз сестра Ася Алексеевна стала абсолютной чемпионкой, сломав семь костей. Было 9 участниц. А сейчас подобные соревнования идут постоянно, в Еланцах каждый год на Сагаалган, в Усть-Орде. Так, в феврале 2017 года в Санаге среди женщин лучшими были Цындыма Жамьянова из Санаги и Сарюна Жигжитова из Дутулура. Всего было уже более десяти участниц.
Из кухни костоломов
Делиться секретами спортивного мастерства Антонида Алексеевна не стала, на то они и секреты, отметив лишь, что есть свои местные особенности у иркутян, тункинцев, баргузинцев, агинцев, закаменцев и т.д. Режим питания у спортсменок такой же, как у всех жителей бурятских деревень. В основном мясные и молочные продукты, в том числе и такие традиционные напитки как тогооной, аарса, курунга. У ольхонцев добавляется богатый рыбный стол и нерпа. Нерпичье мясо считается у них деликатесом. Особенно отварные ласты, а жир - и вовсе ценное лекарство от десятка болезней.
Систематических тренировок у Антониды Алексеевны нет: «Просто ломаю для себя. Три-четыре штучки в год». Считает, что кроме навыков и опыта, на соревнованиях нужно и просто везение. Бывает, что некоторые костоломы дома легко бьют кости, а на людях дело не идет! Есть еще опасность травматизма, бьют-то голыми руками. И, к сожалению, царапины бывают, что для прекрасного пола ну никак неприемлемо!»
P.S. Николай Некрасов так охарактеризовал идеально-героическую русскую женщину: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Видимо, к характеристике идеально-героической бурятской женщины нужно добавить «коня на скаку остановит, ребро от быка переломит, в горящую юрту войдёт!».
Фото из архива Антониды ОРБОДОЕВОЙ