Культура 24 июн 2019 2299

​​Анастасия Туру­шева: «Я не люблю большие роли»

Девятилетняя девочка, столетняя ба­бушка, а теперь – Екатерина Калашникова, жена классика бурятской литературы – всё это она, Анастасия Туру­шева, актриса Государственного русского драматического театра имени А.Н. Бесту­жева. Наш разговор о работе в театре и кино состоялся накануне премьеры «Сказки странствий» в рус­ском драме, где Настя исполняет главную роль, сообщает газета «Бурятия».

О КИНО

- Недавно начались съёмки фильма «Жестокий век Исая Калашникова», где вам предложили роль жены писателя. Каково это играть человека, живущего практически рядом с вами?

- Очень сложно. На мне лежит большая ответственность. Екатерина Викторовна не только курирует съёмочный процесс, но и подсказывает. Она болеет за нас и так же, как и мы, «пробивает» бюджет к этому фильму и очень хочет, чтобы он вышел.

Екатерина Викторовна первый раз уви­дела меня, когда мы с моим партнёром по фильму Романом Муравьёвым, исполняю­щим роль Исая Калистратовича Калашни­кова, и режиссёром фильма Никитой Бу­лановым (он же оператор, он же сценарист – авт.) приехали к ней домой познакомить­ся. Она разложила перед нами фотографии. Долго так присматривалась, посмотрела на Романа, говорит: «Ну да, Роман похож, а вот вы слишком светленькая».

Я сначала испугалась, думаю, как же буду её играть, если сразу не понравилась. Смотрю на фотографии, и правда, у неё большие скулы, глаза карие, видимо, есть бурятские корни. Кажется, что она вобрала в себя черты всех национальностей, прожи­вающих в Бурятии, такая «всенациональ­ная» женщина. На старых фотографиях у неё огромные косы, и я постаралась представить, как она их расчёсывала, как укла­дывала.

Когда мы готовились к тизеру, я пред­ложила сделать мне карие глаза. Вставили коричневые линзы, но все, кто там был, ре­шили, что не стоит настолько точно подхо­дить к образу. Главное – донести нашу идею, показать, как они жили, как общались. Все диалоги героев Никита Буланов списывал с рассказов Екатерины Викторовны.

- А кому пришла идея снять фильм о писателе Калашникове?

- Никита очень давно вынашивал эту идею, грезил ею, мечтал. Хоть он и уехал из Бурятии в Москву, его тревожит всё, что с ней связано. Его сердце здесь, с нашими героями. Это не первый фильм Никиты о Бу­рятии, за что ему низкий поклон. Если нам удастся найти деньги, то съёмки начнутся осенью.

Почему выбор пал именно на меня, я до сих пор не понимаю. До этого мы с ним не были знакомы, он не видел меня в театре, но в январе этого года Никита написал, что долго смотрел актрис и выбрал меня. Писал в соцсетях огромные сообщения, убеждал, что именно я подхожу на роль жены пи­сателя. Когда мы встретились, я увидела огромные голубые глаза. Они так горели, что внушили мне – я сыграю Екатерину Викторовну, я смогу.

В фильме мы покажем, как жил Исай Ка­лашников, как он работал, как мучился. Во время съёмок тизера с Романом Муравьёв­ым мы искали интонации, долго примеря­лись друг к другу, разговаривали о работе с текстом, ведь он не профессиональный актёр, ему очень сложно работать. И у нас получилось! Даже мурашки пошли по телу. Мы поверили в себя. По-моему, Екатерина Викторовна тоже в нас поверила. Когда мы уходили от неё, она каждого из нас обняла, каждому сказала: «У тебя всё получится, я буду за вас болеть, я буду за вами следить, всё будет хорошо». Мы получили от неё ма­теринское наставление.

Съёмки тизера к фильму «Жестокий век Исая Калашникова». По замыслу режиссёра, съёмки фильма планируются не только в России, но и в Монголии, и даже в США.

- Я знаю, что это не первая ваша рабо­та в кино…

- Мой первый небольшой опыт был в Монголии во время летнего отпуска. В фильме снимались многие мои коллеги по театру: Олег Петелин, Лиза Михайлова, педагог и мастер нашего курса Владимир Витин. Вместе с нами снимались артисты из ансамбля «Забава». Вышел ли фильм, никто не знает, но у нас остались яркие воспоми­нания от Монголии, как мы жили в степи, как нас принимали.

События фильма проходили в первые годы войны, когда крупных советских вое­начальников арестовали, а их жён отправи­ли в Монголию на строительство железной дороги. Мне досталась роль одной из этих жён. Нам пришлось таскать огромные дере­вья, счищать с них кору. Было очень тяжело и очень жарко. Гримёр фильма, приехавшая на съёмки из США, делала нам такой грим, что все мы превращались в высохших, из­мождённых от голода людей. У многих на теле были огромные шрамы…

Ещё у меня были съёмки в наших не­больших фильмах, в рекламе, а самая боль­шая работа в кино была в прошлом году. В ноябре на озере Котокель и на Байкале мы снимали фильм «Два капитана». Местные жители нам помогали, давали машины, ав­тобусы. Какая-то женщина дала даже свой дом, в котором проходили съёмки.

Наш фильм - это история, описанная в одноимённой книге Вениамина Кавери­на, но на новый лад. Действие происходит в деревне на озере Котокель. Я там играю бывшую возлюбленную одного капитана, влюбившуюся в другого. В роли одного из капитанов снялся репер Джиган, которого пригласил продюсер из Москвы. А режиссёр фильма Баир Уладаев.

Все сцены с участием людей уже сняли, но полностью фильм ещё не закончен, нуж­ны виды летней и осенней природы, Бай­кала. Озвучка будет проходить в Москве, а премьера, скорее всего, состоится зимой.

О ТЕАТРЕ

- Настя, в репертуаре русского драм­театра трудно найти спектакль, в ко­тором бы вы не играли. И вот на днях состоится премьера спектакля «Сказка странствий», где вы исполняете главную роль.

- Да, в пятницу будет премьера спекта­кля, сейчас идут репетиции. Мы в театре с одиннадцати утра и до одиннадцати вече­ра. Работы очень много. Игорь Григурко из театра «Человек» нас всех подготавливает физически, это очень сложно. Как наши актёры раскрываются, что они творят, как двигаются, как танцуют! Их можно срав­нить с артистами из Цирка дю Солей. Они летают, крутятся, ходят на огромных джам­перах. Это большое для нас испытание, мы познаём себя новых. В спектакле мало слов, но очень много пластики. Я исполняю роль Марты, это моя первая большая роль. Но я считаю, что главная здесь всё же мас­совка, а не моя Марта, ведь «короля играет свита».

Сцена из спектакля «Уступите место завтрашнему дню»

- В начале мая в Молодёжном худо­жественном театре вы, молодая актриса, исполнили роль столетней старухи в спек­такле «Марьино поле» по пьесе Олега Ба­гаева. Трудно было перевоплотиться?

- Сейчас я работаю в театре имени Бе­стужева, но мой первый дом – это Моло­дёжный театр, он в моей жизни всегда был на первом месте, потому что я там училась пять лет. Мой мастер Анатолий Борисович Баскаков. В студенческие годы мы там практически жили. И когда нужно ребятам помочь, я с радостью туда бегу. А «Марьи­но поле» - это вообще моё сердце. Он - любимейший спектакль моего студенчества, он дипломный. Его ставил Владимир Витин. Когда решили спектакль возродить в Молодёжке, Витин не захотел брать на роль Серафимы другую актрису, позвали меня. ­

Перевоплотиться было не трудно, эта роль как будто всегда сидит во мне. Работая над ней, я многое взяла от своей бабушки – она была такая гром-баба, матерщинница. Она вредная, боевая, но с крупинкой нежно­сти. Надеюсь, что смогла показать это.

Я в театре часто играю либо восьми-де­вятилетних девочек, либо бабушек. Они все такие разные, это так интересно. А Серафи­ма – моя любимая роль. Очень люблю роль девочки из «Фронтовички», ночью меня разбуди, сыграю на раз. А из последних тоже любимая роль – Маврушка из «Смерти Тарелкина», и снова старушка (смеётся – авт.). Я не люблю большие роли. Мои хоть и не главные, но они, как брелоки на счастье, есть в каждом спектакле.

- За годы работы в театре вы получи­ли огромное количество всевозможных наград. Какая из них самая ценная для вас?

- У нас в театре есть свои внутренние на­грады, которые вручаются по итогам года. Самые значимые из них те, что получены от директора и художественного руководи­теля. В этом году мне вручил награду наш худрук Сергей Левицкий за роль Мавруши в спектакле «Смерть Тарелкина». Мне было очень приятно.

Сцена из спектакля «Принцесса из страны Забвении»

О ЖИЗНИ

- Вместе с коллегами по театру вы за­нимаетесь благотворительностью…

- Уже несколько лет подряд мы орга­низуем новогоднюю акцию для детей-си­рот. Моему мужу Владимиру Борташевичу пишут из разных приютов, из детдомов. Он приезжает туда и видит, кому реально нужна помощь, а кто и сам может спра­виться с проблемами. Мы организуем сбор вещей, денег, медикаментов и отвозим всё в приют. А сами даём небольшое новогод­нее представление для ребятишек. Это так трогательно. Среди детей часто встречают­ся очень больные, неходячие, отстающие в умственном развитии. Видеть их бывает так тяжело, что ком к горлу подходит, но не приходить туда мы не можем. А в этом году мы помогли собрать деньги для девочки, которой нужна была срочная операция. А после операции к девочке вернулась мама, это так здорово!

- Настя, вы работаете в театре, снима­етесь в кино, занимаетесь общественной деятельностью. Днём и даже ночью у вас репетиции. Во время отпуска – съёмки. На что-нибудь кроме работы хватает време­ни?

- Для отдыха мне лично надо дней пять. Три дня – на генуборку, а остальные два-три дня мне надо полежать, закутаться в плед, посмотреть кино, попить чай - и всё, я уже отдохнула.

Я обожаю вязать. Это меня успокаивает. Два огромных свитера связала для спекта­кля «Таланты и поклонники», для спектакля «Уступите место завтрашнему дню» связала кардиган для героини Нины Константинов­ны Тумановой. Вязала кофты, шарфы, ша­почки… Это был такой мини-заказ от театра, и мне за это даже заплатили.

Люблю вечерком налить чашку чая, сесть перед телевизором, смотреть какую-нибудь передачу про старых актёров, про их жизнь и вязать. В этот момент я ни о чём не думаю, это своего рода медитация.

Беседу вела Елена КАПУСТИНА

Автор: Елена КАПУСТИНА