Власть 5 июл 2019 1262

​«Развитие Бурятии – наша общая задача»

Интервью у Вячеслава Наговицына берёт Иван Подберёзкин

В недавнем прошлом - Глава Бурятии, а ныне - представитель исполнительной власти республики в Совете Федерации РФ, дал нашей газете эксклюзивное интервью. Он рассказал о деятельности в Сенате, принимаемых законах, о совместной работе с Алексеем Цыденовым, республиканским парламентом и правительством, о том, что делается для роста уровня жизни граждан, сообщает газета «Бурятия».

- Вячеслав Владимирович, вы представляете интересы Бурятии в Совете Федерации, а с недавнего времени - ещё и верхнюю палату парламента в Правительстве России. В чём особенности вашей работы, ка­кие перед вами ставит задачи Председатель Совета Федера­ции Валентина Матвиенко и что для вас главное в этой деятель­ности?

- Задач очень много, рабо­та интересная и ответственная. Я принимаю участие во всех за­седаниях в Совете Федерации с участием членов Правительства и заседаниях Правительства Рос­сии, а также участвую в работе комиссии по законотворческой деятельности. Могу напрямую обратиться к любому федеральному министру для более конкретной проработки того или иного вопро­са. На комиссии рассматриваются все поступившие в Правительство России законодательные иници­ативы. Моя задача - отслеживать прохождение сенаторских иници­атив и, безусловно, есть возмож­ность сопровождать законопро­екты, инициированные Народным Хуралом или Главой Бурятии. В случае готовящегося отрицатель­ного отзыва всегда есть возмож­ность поправить проект закона, не доводя до отклонения.

- К сожалению, у нас в стране законы не всегда исполняются. В чём тут проблема, и что нужно сделать?

- Вы совершено правы. У нас в России около 250 законов, кото­рые приняты, но они не исполня­ются в полной мере. Это происхо­дит потому, что не своевременно принимаются так называемые подзаконные акты. Сегодня Пра­вительству РФ необходимо при­нять порядка 900 различных до­кументов.

В большинстве своём это ак­туальные, ожидаемые людьми и бизнесом законы. В меру пре­доставленных мне полномочий всячески пытаюсь подтолкнуть разработку и принятие недостаю­щих нормативно-правовых актов. Кроме комиссии по законотворче­ской деятельности, вхожу в состав правительственной рабочей груп­пы по контролю за исполнением национальных проектов.

По поручению Комитета СФ по федеративному устройству, мест­ному самоуправлению и делам Севера работаю над исполнением постановления Совета Федерации, принятого по итогам прошедших дней Бурятии в Совете Федерации в начале 2018 года. Совместно с моим коллегой Александром Вар­фоломеевым занимаемся реали­зацией проблемных вопросов, пе­речень которых утверждён Главой Алексеем Цыденовым. Документ называется «Перечень вопросов, требующих решения на федераль­ном уровне». По поручению Главы Бурятии принимаю участие в раз­личных мероприятиях на феде­ральном уровне.

Буквально на днях по пору­чению Алексея Цыденова я при­нял участие в заседании рабочей группы, на котором рассматри­вался вопрос по разработке гене­ральной схемы транспортно-ло­гистических центров в России, по созданию опорных центров. Один из таких опорных транспортно-ло­гистических центров, кстати, предполагается построить у нас в Бурятии. В этом, безусловно, боль­шая заслуга Алексея Цыденова и Правительства республики, кото­рыми глубоко и тщательно прора­ботаны организационные вопро­сы, поэтому Бурятия на хорошем счету. И у нас есть большие шансы, что в ближайшие три-четыре года в районе Таловки появится пер­вый мультимодальный транспор­тно-логистический комплекс. Для Бурятии строительство такого ос­новного элемента логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров станет большим плюсом.

- До сих пор сложная ситуа­ция с социальной поддержкой детей-сирот, в частности, с жи­льём для выросших детей-сирот. Вам не понаслышке знакома эта проблема. Сейчас наметились некоторые подвижки. Что нужно сделать, чтобы окончательно за­крыть этот вопрос?

- Проблема эта действительно существует, и простого её реше­ния сегодня нет. Дело в том, что в очереди на жильё в России стоят 286 тысяч детей-сирот, у которых наступило право на получение от государства бесплатного жилья. Для решения этой задачи потре­буется порядка 300 млрд рублей. Но проблема даже не в этом, а в том, что, когда закроем проблему с этой очередью, появится другая. Не создав новой системы, осно­ванной на профилактике и недо­пущении сиротства как такового, решить задачу в полном объёме не удастся никогда. По поручению Валентины Матвиенко палата ре­гионов сегодня активно занимает­ся поиском механизмов решения этого вопроса.

- Совсем недавно приняли закон, разрешающий фермерам строить дома на своих землях. Вы принимали активное участие в этой работе. Что это даст тем, кто занимается сельским хозяй­ством?

- Да, это была всегда большая проблема для Бурятии, мы её не­однократно поднимали перед все­ми уровнями власти. У нас много земельных участков, которые рас­положены за десятки километров от населённых пунктов. Каждый день не наездишься, и хочешь или не хочешь, фермеру нужно было строить дом там, где находится его земля. Фермеры и раньше ставили там дома, но они были вне закона, так как он возведён на землях сельхозназначения. Воз­никало много проблем, вплоть до сноса построек.

Сейчас этот вопрос решён на федеральном уровне. Теперь, если вы занимаетесь фермерством, можете спокойно построить дом и жить в нём, ничего не опасаясь.

- Вячеслав Владимирович, в Бурятии всегда остро стоял во­прос экологии. Совсем недавно в Иркутске вы участвовали в заседании научного совета, на котором обсуждались вопросы экологии, строительства очист­ных сооружений. Что делается в этом направлении?

- По поручению Главы респу­блики я принял участие в совеща­нии, на котором присутствовали именитые учёные-экологи. Стояла задача - выработать общие под­ходы для формирования новых нормативов сброса сточных вод после их очистки. Наша республи­ка - уникальный регион с непо­вторимой природой, и жемчужи­на всего мира - вся водосборная территория Байкала, это Бурятия и Монголия. Не буду приводить всю аргументацию, но могу точ­но сказать, что невозможно за­крыть Байкал от туристов. А раз так, нужно на Байкале всё делать цивилизованно, максимально со­кратить «дикий» и «непрозрач­ный» туризм, создавать условия для легального туризма, строить гостиницы, оборудованные кем­пинги, обязательно оборудовать всё очистными сооружениями, обеспечить полигонами по сбору и удалению мусора. Тогда ущерб природе будет самый минималь­ный.

В Иркутске мы как раз об­суждали вопросы строительства и модернизации очистных соору­жений на Байкальской природ­ной территории. По национальной программе «Экология» выделены огромные деньги. Считаю, что нам грех не воспользоваться этой воз­можностью и не навести порядок на Байкальской природной терри­тории. Однако, приступив к этой работе, власти Бурятии и Иркут­ской области столкнулись с непре­одолимой проблемой. В 2010 году был издан приказ Министерства природы РФ, которым установле­ны (конечно, из хороших побужде­ний) нормативы сбросов после очистки вод, которые просто не­выполнимы, и даже подступиться к проектированию очистных нет никакой возможности. Сейчас, если МПР РФ изменит нормативы, как предлагают учёные, можно будет начинать строить.

Первой, как известно, забила тревогу Бурятия и, в частности, Алексей Цыденов, который жёст­ко ставит эти вопросы на всех уровнях власти. И сейчас ситуация начинает меняться. Как заявил Глава на экономическом форуме, несмотря на изменение норма­тивов, у нас будут стоять самые передовые очистные сооружения, с самыми жёсткими нормами, которые только есть в мире. На мой взгляд, это логично - сегодня строить, используя то, что нара­ботало человечество, а когда по­явятся новые технологии, можно будет ужесточать нормативы. Озеро нуждается в поддержке сегодня. Оно может не дождаться, когда будут изобретены техно­логии под действующие сегодня требования к вновь возводимым и модернизируемым очистным сооружениям.

- Спасибо за интервью. 

Фото Александра Мальцева

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН