Общество 10 июл 2019 2042

​​Янтарная ягода могла бы стать брендом Республики Бурятия

Фермер из Темника Наталья Стопа закладывает облепиховый сад

Фото Баясхалана Дабаина

«Блестящая лошадь» (Hippophae) - научное название облепихи. Именно так древние греки называли эту уникальную ягоду. Эллины заметили, что лошади, ко­торым скармливали листья и плоды об­лепихи, отличались гладкой и блестящей шкурой и гривой. Во времена Чингисха­на после дальних походов и сражений соплеменники Потрясателя Вселенной лечили облепихой больных и раненых людей и коней. Поэтому не случайно наши предки считали янтарную ягоду посланным от бога природным лекар­ством.

С незапамятных времён они употребля­ли в пищу и лечились плодами «сибирского ананаса», не ведая о том, что в долине реки Темник, где огромный ареал её распростра­нения, произрастает уникальная по своим характеристикам ягода. По воспоминаниям старожилов, облепиха помогла выжить лю­дям в годы война в Ацуле и соседних сёлах Селенгинского района, сообщает газета "Бурятия".

Лучшая в мире

Международное признание бурятская облепиха получила в 1998 году на симпо­зиуме с участием специалистов из разных государств.

- Учёные из Японии, США, Финляндии, Канады, Монголии, Китая и Ближнего за­рубежья пришли к выводу, что у нас растёт лучшая в мире облепиха, - говорит канди­дат сельскохозяйственных наук, бывший старший научный сотрудник БурНИИСХ Кли­мент Арбаков. - А потом приезжал учёный из Америки, который сказал, что такую об­лепиху, как в Бурятии, нигде не видел.

По информации завлабораторией се­лекции и интродукции плодовых и ягодных культур БурНИИСХ Надежды Гусевой, бурят­ской облепихе нет аналогов в мире, она це­нится тем, что её плоды - красноплодные, с высоким содержанием каротина и масла (до 7 %).

- В республике уникальная природ­но-климатическая ситуация обеспечивает максимальную концентрацию полезных веществ в наших растениях, - отметил совет­ник Главы РБ по экономическим вопросам Алдар Бадмаев. - И это преимущество Бу­рятии носит жёсткий характер: его у нас не отнять. Можно, к примеру, растение пере­нести в Иркутскую область, но там количе­ство питательных веществ уменьшится. Это связано с солнечной активностью в нашей республике, сухим климатом, песчаными грунтами, высокой сейсмической активно­стью - выбросами на поверхность земли различных минеральных веществ, наличи­ем очень богатого природного разнообра­зия, где соприкасаются четыре различные природные системы Бурятии. Соответствен­но, возникает уникальный микст всех соче­таний. Это в основе полезных качеств той же облепихи и других наших растений.

И это преимущество, отметил советник Главы, лежит в основе бренда, который бу­дет в ближайшее время раскручиваться: в Бурятии производят не просто экопродук­ты, а все растения, которые произрастают в республике, - более целебные. Это исследо­вания, доказательства учёных, в том числе по облепихе. В ближайшем будущем надо продвигать нашу продукцию на мировом и российском рынках, чтобы создать для наших производителей наиболее выгодные условия.

Несмотря на богатый опыт возделы­вания этой культуры, после 90-х годов в республике сложилась аховая ситуация по производству и переработке облепихи. Так, летом 2007 года власти РБ всерьёз обеспо­коились тем, что Бурятия поставляет в Мон­голию большую партию саженцев и не ис­пользует потенциал этой культуры у себя. К началу 2019 года в республике обозначи­лись основные проблемы отрасли – крайне неэффективное использование земельных ресурсов, ненадлежащий уход за садами, отсутствие мелиорации, недостаточная го­споддержка. Помимо этого, до недавней поры у нас не было современных перераба­тывающих предприятий и системного под­хода к решению проблем.

Требуются вложения

- Одним из первых подключился в начале 70-х годов к программе по ком­плексному изучению облепихи и введе­нию её в культуру. По его словам, расцвет производства и переработки «сибирского ананаса» в республике пришёлся на конец 70-х–начало 80-х годов. Урожай сдавали на переработку на Улан-Удэнский завод безалкогольных напитков, где производились масло, сок, сироп, джем. К тому временинаращивал обороты созданный в 1969 году совхоз «Облепиховый», который стал образцовым многоотраслевым хозяйством. ­

- В то время собирали до 500 тонн це­лебной ягоды в год, - рассказывает Арба­ков, который под руководством знамени­того директора плодово-ягодной станции Эльзы Сократовой занимался промышлен­ным размножением облепихи. - Тогда в специализированном совхозе закладыва­лись производственные плантации. В на­чале 70-х саженцы поступали из Барнаула. Они прижились, и на оросительной системе были хорошие урожаи. На базе отобранных мной и Галиной Захаровой форм начали проводить селекционную работу. Первым селекционером в 1976 году стала Галина Захарова. Мы создали питомники в совхозе и высаживали на плантациях зелёные черенки в условиях искусственного тумана. Так создавались культурные сады. А сейчас, увы, там нет настоящего хозяина. В Темнике земли отдавали в аренду то одному, то дру­гому арендатору. А они по сути ничего не вкладывают в развитие. Нужны значительные вложения на культурно-технические мероприятия - надо обновлять, выкорчёвывать, ухаживать, поливать. Там наруше­ны оросительные системы. И потому культурная облепиха усыхает, а быстрорасту­щие, засухоустойчивые растения, такие как ива, её вытесняют.

Сложившуюся на сегодня картину до­полняет комментарий Алдара Бадмаева.

- В тех хозяйствах, прежде всего, в Ацу­ле Селенгинского района, в Дабатах Заи­граевского района, воспроизводство было разрушено, плантации децентрализованы, селекционная работа не проводилась. За­готовка ягоды велась варварскими метода­ми. В Бурятии не было завершающей стадии - технологической переработки с получени­ем готового продукта с высокой степенью добавленной стоимости. Раньше в республике производилось облепиховое масло, но по устаревшей технологии, которая не отвечала международным требованиям, - сообщил советник Главы.

По информации Алдара Бадмаева, сей­час готовится проект по созданию в респу­блике крупного производства по перера­ботке лекарственных растений, в том числе облепихи. При этом в качестве соинвестора рассматривается крупная индийская ком­пания. Индия – один из мировых лидеров по производству лекарственных препаратов, с огромным опытом, с технологиями, отвечающими всем современным стандартам. Плюс к этому в республике есть учёные, к примеру, Андрей Хантургаев, и предприя­тия, включая «БайкалЭкоПродукт», и про­дукция, которая была презентована, в том числе, во время поездки Главы Бурятии в Республику Корея. Как раз эта продукция предполагается к выпуску на производстве, которое у нас будет создано.

- Если говорить о крупном производ­стве, вопрос встаёт о сырьевой базе, - по­ясняет Бадмаев. - Раньше у нас она была, но не было перерабатывающих мощностей. Поэтому всё сырьё вывозилось на Алтай, в Иркутскую область, Китай. А в ближайшие годы мы можем столкнуться с зеркаль­но противоположной ситуацией. Поэтому сейчас идёт проработка вопросов, чтобы параллельно с организацией производ­ства лекарственных препаратов создавать сырьевую базу. Здесь много сложных мо­ментов. Во-первых, нужны сады, общую площадь которых надо интенсивно увели­чивать. Для этого нужны саженцы. А для того, чтобы получить саженцы, необходи­мы питомники. Этот вопрос решается: слава богу, кадры у нас ещё есть.

Бурятская облепиха – лучшая в мире

Фото из архива администрации МО «Селенгинский район»

Промышленные сады 

Подвижки в плане улучшения ситуации по облепихе начались в Бурятии после прошедшей в конце 2018 года в Минсельхозе РБ стратегической сессии по развитию произ­водства и переработки облепихи. Там при­нято решение – провести ревизию земельных ресурсов, определить инвестплощадки, создать центр компетенций по сопровожде­нию проектов.

- С развитием отрасли садоводства как высокорентабельного направления сель­ского хозяйства у большинства районов республики появился интерес к созданию промышленных садов, - проинформиро­вала замминистра сельского хозяйства и продовольствия РБ Юлия Дагданова. - В Селенгинском районе на землях бывшего совхоза на более 2000 гектарах произрас­тает дикорастущая облепиха. Для создания производственных садов необходимо об­следовать земельные угодья на их пригод­ность и хозяйственную ценность, а также их правообладателей. В связи с этим создана комиссия.

Как отметила Юлия Дагданова, для оценки инвестпроектов и работ по развитию садоводства подобрана команда экспертов, представители которой в перспективе вой­дут в центр компетенций.

В Селенгинском районе корреспондент «Бурятии» убедился в том, что администрация муниципального образования проводит активную работу по развитию садоводства, там решают вопрос с пользователями зе­мельных участков, находящихся в аренде.

- В 2015 году мы начали реализовывать муниципальную программу «Сады Селенги»: хотели в каждом поселении посадить по одному гектару, - рассказывает начальник отдела развития сельских территорий ад­министрации района Анжелика Жигжитова. - Большой плюс в развитии садоводства в нашем районе - наличие трёх плодопитом­ников. Наша цель - возродить переработку.

После стратегической сессии была раз­работана дорожная карта по развитию садоводства. 21 июня межведомственная ко­миссия выезжала в Темник. В ходе осмотра состояния насаждений выяснилось, что они исчерпали свой потенциал, 85 % поверхно­сти земельных участков занимает сорняко­вая кустарниковая поросль, оросительный канал не соответствует своему предназна­чению. Но там есть три арендатора. С одним из них договор расторгается. Есть надежда, что за дело возьмутся представители вто­рого арендатора: собственник изменился.

Сейчас в Селенгинском районе появи­лось много желающих заниматься садоводством, тем более при такой хорошей господдержке. У людей появилась заинтересованность в развитии садоводства и пе­реработки, что мы своим глазам увидели в Темнике.

- Движение пошло, район помогает, Минсельхоз - тоже, - сказал глава МО СП «Темник» Содном Жамсаранов.

Одной из первых ласточек по возрожде­нию переработки облепихи в Темнике стало ИП «Новокрещённых Л.В.». На небольшом сельском предприятии производят джемы, сиропы и другую экологически чистую про­дукцию.

- В прошлом году после создания ТОС «Фита-Пульс» получили деньги, закупили сырьё и стали делать чай из облепихового листа с добавлением местных трав - иван-чая, чабреца, календулы, - включилась в разговор одна из создателей ИП «Новокре­щённых Л.В.» и этого ТОСа Галина Бойцова. - Потом начали делать сиропы с шиповни­ком, брусникой, клюквой, черникой, клуб­никой. Можем делать большие объёмы, но пока работаем по заявкам. Принимаем уча­стие во всероссийском конкурсе «Лучшая практика ТОС». Это социально значимый проект: пенсионеры сдают нам разные тра­вы, а школьники делают упаковку.

Закладкой облепихового сада в Темни­ке занимается ИП «Стопа А.А.». В прошлом году местные жители Анатолий и Наталья Стопа, получив господдержку в сумме 500 тысяч рублей, заложили 4 га облепихового сада.

- По осени планируем заложить ещё два гектара, - делится планами Наталья. - Осенью будут первые ягодки. Сейчас у нас только идут вложения. Предполагаем, что саженцы начнём реализовывать года через три.

Наталья Стопа заметила, что, ориентиру­ясь на пример их семьи, молодые сельчане всерьёз подумывают о том, чтобы заняться закладкой облепиховых садов.

Баясхалан ДАБАИН

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также