Общество 2 авг 2019 3028

​Производитель тротуарной плитки и черепицы из пластикового вторсырья в Бурятии столкнулся с трудностями

Такую черепицу производит предприниматель Андрей Зайцев

Фото предоставлено Андреем Зайцевым

Казалось бы, всё предельно просто - деньги лежат под но­гами, только успевай поднимать их. Речь идёт о том, что бэушно­му пластику, то есть бывшим в употреблении полиэтиленовым пакетам, мешочкам, пластико­вой таре в России и за рубежом давно нашли применение, сообщает газета «Бурятия».

Из таких отходов изготавлива­ют тротуарную плитку, черепицу, полимерпесочные люки и другую продукцию. Да и в нашей респу­блике не перевелись ещё пред­приимчивые, неравнодушные люди, которые открыли предприятия и специализируются на производ­стве изделий из пластика – дают ему новую жизнь.

«Нет сумасшедших денег»

Так, шесть лет назад корен­ной улан-удэнец Андрей Зайцев открыл собственное дело. В кре­дит купил оборудование, заложив свой дом. Начинал с выпуска тро­туарной плитки, а сейчас делает ещё и черепицу. Как и в любом другом деле для производства необходимо сырьё. Кажется, соби­рай, не ленись - использованных полиэтиленовых пакетов (из ПНД и ПВД) у нас пруд пруди - успевай грести лопатой деньги. Ан нет.

- Это сказка, что берёшь мусор и из него делаешь деньги, - откро­венно рассказывает о своём не­простом бизнесе Андрей Зайцев. - Такого нет. Тут нет сумасшедших денег. Если бы я озолотился, давно рассчитался за кредит и развивал­ся. И ничего бесплатного нет. Я вам ради интереса скажу: килограмм цемента для выпуска бетонной плитки обходится в 7, максимум 8 рублей. А мне килограмм пласти­кового мусора - в 30-35, это здесь, в городе, а из районов Бурятии – в 15 рублей. Эти люди, выпускающие, к примеру, бетонную плитку, полу­чают прибыль, а у меня – вложений гораздо больше. У меня и себесто­имость высокая: продаю по 600 рублей, а себестоимость - больше 400 рублей за квадратный метр.

Фото скриншот с АТВ

В отличие от западных стран, где подобные предприятия бе­рут сырьё у крупных мусоропере­рабатывающих заводов, Андрей Зайцев вынужден покупать ис­пользованный полиэтилен и пла­стиковые ящики у поставщиков. Лишь небольшой процент сырья поставляют волонтёры, радеющие за раздельный сбор мусора.

- Если у нас в республике поя­вятся пункты по приёму раздель­ного мусора, тогда люди будут сдавать туда сырьё, - рассуждает предприниматель. - В Новосибир­ске видел – мусор собирают раз­дельно. Но, видимо, в Бурятии не один год потребуется на это.

В районе посёлка Силикатный на территории бывшей советской промзоны, где Андрей аренду­ет помещение, видим огромные 300-килограммовые тюки прес­сованного полиэтилена. Тонну сы­рья, собранного, очевидно, в том числе и на свалках, предпринима­телю привезли из Гусиноозёрска. В день Зайцев может переработать свыше 150 кг пластиковых отхо­дов. Мог бы больше. А смысл? Ведь, по сути, Андрей работает по заказам: произвёл плитку или черепицу - получил деньги. А ту мизерную прибыль, которую он получает, направляет, в первую очередь, на погашение кредита, аренду помещений, рассчитыва­ется за электроэнергию (только за электричество в год набегает 400 тысяч рублей!). А ещё поку­пает красители, платит зарплату работникам. Одна из его основных проблем – сезонность и связанная с ней кадровая проблема. Из-за недостаточного количества зака­зов он работает только с ноября по апрель включительно. Если бы он работал хотя бы 10 месяцев в год, горы мусора свернул бы. Для того чтобы выпускать новый вид продукции, нужны вложения.

- Получается замкнутый к руг, и никак его не разорвать, - сетует предприниматель. - Какое ж тут развитие! Если смогу разорвать этот круг (накопил долги - вернул их), конечно, этим делом я буду и дальше заниматься.

Андрей Зайцев привёл в при­мер предпринимателя из Канады, который работает точно на таком же оборудовании. От государства за каждую переработанную тонну вторсырья по экологической про­грамме он получает 150 долларов. Поговаривают, что этот уехавший в Канаду россиянин уже на соб­ственном вертолёте летает. А его улан-удэнский коллега Зайцев звёзд с неба не хватает. К сожале­нию, пока нашему своеобразному «мусорному санитару» часть за­трат никто не возмещает. По этому поводу он обращался к министру природных ресурсов, и получил ответ, что такой программы, как в Канаде, у нас нет. А ещё Андрей обратился за помощью к заммини­стра промышленности РБ Алексею Оловянникову. Разговор получил­ся конструктивным, и благодаря содействию Центра «Мой бизнес», возможно, Зайцеву найдут пар­тнёров в Монголии, и он про­двинется в решении проблемы с прессформами.

Не хуже других регионов

В маленьком цехе на Силикат­ке пробую на ощупь тротуарную плитку размером 33х33 см. Тё­плая - только что изготовленная. Чтобы сделать одну такую проч­ную нескользкую плитку, которая выдерживает нагрузку 15-тонного грузовика, требуется около кило­грамма пищевой плёнки. Он при­нимает много такого сырья, кото­рое никто не берёт. К примеру, с этого года стал принимать бахилы из медицинских учреждений.

По словам предпринимателя, для расширения производства и развития нужны сбыт, крупные заказы. А их как раз и нет. Пы­тался Андрей Зайцев заручить­ся поддержкой администрации Улан-Удэ и получать заказы на изготовление тротуарной плитки и решётки для ливнёвок. Даже встречался с прежним мэром, но разговор остался разговором. На предприятии Зайцева также могут изготовить прочные нескользкие ступеньки, например, для школ и детсадов, а также приствольные решётки для деревьев. Но пока на изготовление такой продукции с ним договоры никто не заключает.

- Мешают бюрократические препоны. Ответственность на себя не хотят брать. И ещё. Предприни­матель должен быть уверен, что, если он вкладывает деньги, то обязательно их вернёт, - говорит Андрей.

Пока крупные торговые сети тоже отказываются брать его про­дукцию, ссылаясь на то, что его не знают, мол, он сегодня есть, а завтра его не будет на рынке. Но, тем не менее, продают привозную продукцию, например, полимер­песочные люки.

- Мне поступало предложение перенести бизнес в Воронеж, - признался Андрей Зайцев. - А я думаю – почему в Улан-Удэ нельзя выстраивать нормаль­ный бизнес? Мне нравится жить в городе, где я родился. Хочу, чтобы мой ребёнок здесь жил. Думаю, что в Улан-Удэ надо что- то менять, чтобы люди полу­чали достойную зарплату. Чем наш край хуже других регионов? Действительно ничуть не хуже. И есть в республике предприни­матели толковые и патриотично настроенные, например, такие как Артём Беломестнов из Джиды. Он производил тротуарную плитку из мусорного пластика и способ­ствовал избавлению республики от мусорного коллапса. Но, увы, не выдержав бремени кредита, свернул производство. Не ждёт ли подобная участь Андрея Зайцева?

МНЕНИЕ


Председатель Комитета НХ РБ по экономической политике, природопользо­ванию и экологии Анатолий Кушнарёв:

- В своё время мы совместно с Министерством промышленности выезжали в Джидинский район к предпринимателю Артёму Беломестнову, где у него было подобное предприятие по производству тротуарной плитки. Оно было уникальное, несло двойную функцию. Первое: это просто бизнес и наличие соб­ственного производства - тротуарной плитки. Второе: эта плитка делается из пластиковых отходов, пакетов, бутылок, которые захламили территорию многих поселений республики. Мы поддержали этот проект и через Минпром отрабатывали, чтобы была помощь. Но бизнес у Беломестнова не пошёл, потому что рынок насыщен этой продукцией: из других субъектов к нам привозят тротуарную плитку, и она оказалась дешевле продукции джидинского предпринимателя. Была мысль, чтобы каким-то образом субсидировать ему электроэнергию, которая занимает основную долю в себестоимости этой плитки. Но, к сожалению, в этом плане нас не поддержали. И сейчас грустно осознавать, что он прекратил своё произ­водство: тогда к мусорной проблеме не было такого внимания со стороны государства. А сейчас мусорная реформа началась. Будем думать, как помочь Дмитрию Зайцеву, потому что он содействует решению эко­логической проблемы. Ни в коем случае этот предприниматель не должен прекратить своё производство. И на его предприятии можно делать не только плитку, но и, например, скамейки, декоративные ограждения для украшения нашего города и личных подворий.


Активист экологическо­го движения «Будущее земли зависит от тебя» Татьяна Никифорова:

- Два года назад мы познакомились с Андреем Зайцевым и узнали, что он закупает мусорные полиэтиленовые пакеты в Чите. И потом мы на­чали собирать для Андрея пакетики. Некоторые целый год не выбрасывали, копили их. Затем стали проводить ежемесячную акцию. Эти пакеты либо он сам забирает, либо - «Экотранс», а он потом - у них. Производство Зайцева очень важное в плане улучше­ния экологической ситуации: пакеты не будут везде летать и гнить, а станут превращаться в тротуар­ную плитку.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также