Год от года в Бурятии всё острее встаёт вопрос дальнейшего развития бурятского языка. Разрабатываются новые программы, проходят круглые столы и семинары, но воплощение в жизнь любых, даже самых прогрессивных методов в итоге упирается в один вопрос: «кто и как будет учить?». Ко Дню учителя о тонкостях познания родной речи нашему корреспонденту поведала победитель конкурса лучших учителей Бурятии Гэрэлма Ванзатова, учитель бурятского языка СОШ № 32 города Улан-Удэ.
- Гэрэлма Ринчиннимбуевна, тема нашей беседы – методы педагогики в сохранении и развитии родного языка. Скажите, что здесь важнее - методы или талант педагога?
- Талант педагога выражается в постоянном поиске новых методов. Следовательно, важно и то и другое. Но ещё важнее неравнодушие, что позволяет нам быть в постоянном поиске. Дети разные, и к каждому ребёнку нужно найти подход, иначе он не услышит. Чтобы увлечь весь класс, нужно чувствовать каждого ребёнка.
- Но как вам удаётся увлечь современных детей изучением бурятского языка? И за что современные дети начинают любить этот предмет?
- Мне удаётся не терять интереса к своему предмету. А когда мне интересно, интересно и ученикам. В идеале интерес к предметам закладывается с начальных классов, когда ребёнок способен быть собранным и воспринимать информацию лишь первые 15 минут. Есть множество педагогических методов, что позволяют удерживать внимание ребёнка без риска его переутомить. В личной моей практике есть одно нерушимое правило: любой ученик достоин уважения! Я считаю, ни в коем случае не следует упрекать его за ошибки, лучше сказать - «всё равно ты молодец!».
- Наверняка ваши методы работы отнимают много сил?
- Профессия педагога в принципе очень тяжёлый труд, все об этом знают. Я в своей профессии с 91-го года, и мне по-прежнему интересно работать с детьми. А секрет прост - не быть равнодушным. Мне кажется, именно неравнодушие мы должны воспитывать в детях в первую очередь. Неравнодушные легко усваивают любые предметы и не перестают раскрываться для чего-то нового.
- А что лежит в основе неравнодушия?
- Я думаю – это доверие. Без доверия ребёнка трудно чем-то увлечь. Если ребёнок начинает уходить в себя - это первый звонок о том, что ему не хватает доверия.
- Вы часто ссылаетесь на профессора Амонашвили. Считаете себя последователем его теории?
- Шалва Александрович Амонашвили является автором и ярчайшим последователем теории гуманной педагогики. Мне же очень нравятся некоторые его идеи и высказывания, например: «Учитель, будь солнцем, излучающим тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах». Как педагогу мне иногда приходится быть строгой, дети должны понимать, что такое дисциплина, но я стараюсь это делать так, чтобы не было поводов для обид.
- Есть такое мнение: современные буряты, забывшие родную речь, могут вернуться к ней через изучение монгольского языка. Что думаете по этому поводу?
- Подобной практики у меня не было, потому и рассуждать об этом не берусь. Начиная изучать бурятский язык, ученики нашей школы в первую очередь узнают о том, что любой язык имеет свою семью и относится к конкретной группе. В нашей школе учатся дети самых разных национальностей, и порой они помогают мне делать очень интересные педагогические открытия.
- И несколько слов о ваших планах и задачах на будущее?
- В планах выпустить диск с интерактивными играми и заданиями для учащихся начальных классов. Дело в том, что не так давно мы с коллегами стали использовать в своей работе интерактивные доски, составляем разные задания и игры в программе ActivInspire. Это очень интересный и полезный опыт, но чтобы поделиться им, нужны наглядные пособия. Вообще, как мне кажется, любому педагогу очень важно быть в потоке времени, дабы понимать, в какой эпохе растут наши дети. Наши дети растут в эпоху высоких технологий, так почему бы не взять эти технологии на вооружение?
Хочу также отметить, что интерес наших детей к изучению бурятского языка во многом является заслугой директора нашей школы Татьяны Геннадьевны Митрофановой. Как руководитель она делает всё, чтобы педагоги не стояли на месте и постоянно развивались, проще говоря, были неравнодушными. Мы же, в свою очередь, делаем всё, чтобы наши дети с интересом постигали каждый предмет.
СПРАВКА:
Гэрэлма Ринчиннимбуевна Ванзатова – учитель высшей категории, магистр наук, педагог бурятского языка и литературы МАОУ СОШ № 32. Победитель II Международного конкурса «Эрхим багша» среди учителей бурятского языка и литературы из Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края и Монголии.