Общество 4 окт 2019 1303

​​Секрет прост – не быть равнодушным

Год от года в Бурятии всё острее встаёт вопрос дальнейшего развития бурятско­го языка. Разрабатываются новые про­граммы, проходят круглые столы и се­минары, но воплощение в жизнь любых, даже самых прогрессивных методов в итоге упирается в один вопрос: «кто и как будет учить?». Ко Дню учителя о тонкостях познания родной речи нашему корреспонденту поведала победитель конкурса лучших учителей Бурятии Гэрэ­лма Ванзатова, учитель бурятского язы­ка СОШ № 32 города Улан-Удэ.

- Гэрэлма Ринчиннимбуевна, тема на­шей беседы – методы педагогики в со­хранении и развитии родного языка. Скажите, что здесь важнее - методы или талант педагога?

- Талант педагога выражается в по­стоянном поиске новых методов. Сле­довательно, важно и то и другое. Но ещё важнее неравнодушие, что позволяет нам быть в постоянном поиске. Дети разные, и к каждому ребёнку нужно найти подход, иначе он не услышит. Чтобы увлечь весь класс, нужно чувствовать каждого ребён­ка.

- Но как вам удаётся увлечь современ­ных детей изучением бурятского языка? И за что современные дети начинают лю­бить этот предмет?

- Мне удаётся не терять интереса к своему предмету. А когда мне интересно, интересно и ученикам. В идеале интерес к предметам закладывается с начальных классов, когда ребёнок способен быть собранным и воспринимать информацию лишь первые 15 минут. Есть множество педагогических методов, что позволяют удерживать внимание ребёнка без риска его переутомить. В личной моей практике есть одно нерушимое правило: любой ученик достоин уважения! Я счи­таю, ни в коем случае не следует упрекать его за ошибки, лучше ска­зать - «всё равно ты молодец!».

- Наверняка ваши методы работы от­нимают много сил?

- Профессия педагога в принципе очень тяжёлый труд, все об этом знают. Я в своей профессии с 91-го года, и мне по-прежне­му интересно работать с детьми. А секрет прост - не быть равнодушным. Мне ка­жется, именно неравнодушие мы должны воспитывать в детях в первую очередь. Неравнодушные легко усваивают любые предметы и не перестают раскрываться для чего-то нового.

- А что лежит в основе неравнодушия?

- Я думаю – это доверие. Без доверия ре­бёнка трудно чем-то увлечь. Если ребёнок начинает уходить в себя - это первый зво­нок о том, что ему не хватает доверия.

- Вы часто ссылаетесь на профессора Амонашвили. Считаете себя последова­телем его теории?

- Шалва Александрович Амонашвили является автором и ярчайшим последова­телем теории гуманной педагогики. Мне же очень нравятся некоторые его идеи и высказывания, например: «Учитель, будь солнцем, излучающим тепло, будь благо­датной почвой для развития человеческих чувств, сей знания не только в памяти и со­знании твоих учеников, но, в первую оче­редь, в их душах и сердцах». Как педагогу мне иногда приходится быть строгой, дети должны понимать, что такое дисциплина, но я стараюсь это делать так, чтобы не было поводов для обид.

- Есть такое мнение: современные буряты, забывшие родную речь, могут вернуться к ней через изучение мон­гольского языка. Что думаете по этому поводу?

- Подобной практики у меня не было, потому и рассуждать об этом не берусь. Начиная изучать бурятский язык, ученики нашей школы в первую очередь узнают о том, что любой язык имеет свою семью и относится к конкретной группе. В нашей школе учатся дети самых разных наци­ональностей, и порой они помогают мне делать очень интересные педагогические открытия.

- И несколько слов о ваших планах и задачах на будущее?

- В планах выпустить диск с интерактив­ными играми и заданиями для учащихся начальных классов. Дело в том, что не так давно мы с коллегами стали использовать в своей работе интерактивные доски, со­ставляем разные задания и игры в про­грамме ActivInspire. Это очень интересный и полезный опыт, но чтобы поделиться им, нужны наглядные пособия. Вообще, как мне кажется, любому педагогу очень важ­но быть в потоке времени, дабы понимать, в какой эпохе растут наши дети. Наши дети растут в эпоху высоких технологий, так по­чему бы не взять эти технологии на воо­ружение?

Хочу также отметить, что интерес наших детей к изучению бурятского языка во многом является заслугой директора на­шей школы Татьяны Геннадьевны Митро­фановой. Как руководитель она делает всё, чтобы педагоги не стояли на месте и по­стоянно развивались, проще говоря, были неравнодушными. Мы же, в свою очередь, делаем всё, чтобы наши дети с интересом постигали каждый предмет.

СПРАВКА:

Гэрэлма Ринчиннимбуевна Ванзатова – учитель высшей категории, магистр наук, педагог бурятского языка и лите­ратуры МАОУ СОШ № 32. Победитель II Международного конкурса «Эрхим багша» среди учителей бурятского языка и ли­тературы из Бурятии, Иркутской обла­сти, Забайкальского края и Монголии.

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ

Читайте также